Не перестает радовать/ удивлять/раздражать необыкновенная творческая продуктивность Б.Акунина. И вот вышла новая четвертая книга из серии «Семейный альбом». Читатели, привыкшие к беллетристичности криминально-приключенческих перипетий Фандорина и др., этот цикл общепринято поругивают. Сюжетная линия, развивающаяся без особой акунинской занимательности, неожиданно перемежается обширными философски-занудными эссе и остается непонятным, являются ли эти «романы идей» собственно художественной литературой. Если «Аристономия» все же заставляет задуматься над понятием ныне утраченной «чести» (дворянской, купеческой, интеллигентской) и проблемами самоусовершенствования, то «мудрствования» последующих двух частей часто кажутся тенденциозными. Многообразие любви вряд ли можно втиснуть в рамки жестких схоластичных конструкций, а вопрос «Как нам обустроить Россию» заболтан и девальвирован жадными политиканами всех мастей.
Сюжетная линия «Трезориума» и захватывающа и познавательна. Ожесточенные длительные бои под Бреслау весной 45-го. Малоизвестные особенности жизни в еврейском гетто. Участь свежевыпущенных младших лейтенантов, среднестатистический срок жизни которых в условиях наступления - 36 часов. Странствия молодого человека и девушки, которые всю книгу идут друг к другу и не доходят. Образ жизни и поведение немцев, евреев, поляков и русских в этих нечеловеческих условиях (тут стандартное обвинение Акунина в русофобии будет совершенно безосновательно - русская стойкость и культура постоянно имеют самую высокую оценку).
Философская часть книги при этом подчеркнуто аполитична - оптимальное воспитание детей с точки зрения их психо-физических особенностей. Это мне напомнило книги В.Леви «Я и мы» и «Исскуство быть собой/другим», весьма популярные в 60-х. Обычным ярким русским языком без мозгодробительных научных терминов препарируются и обобщаются главные человеческие истины - кто я есть, кто меня окружает и как мне с ними гармонично существовать.
Новая книга заставила меня задуматься, а может я пропустил чего важное, пролистывая философско-макулатурные листы в предыдущих сериях.