Кое-что про авторское право

Sep 04, 2014 08:04

На днях на фейсбуке разгорелся нешуточный спор об авторском праве.

Рассматривали частный случай.
Является ли пресс-релиз, написанный PR-специалистом для клиента, собственностью клиента, которой он может далее распоряжаться на свое усмотрение. (Например, использовать в России для анонсов других аналогичных своих мероприятий).
Или же пиарщик, заподозрив такую опцию, имеет право заявить, что не передавал права на использование текста вне своей PR-кампании. И за пределами Беларуси.




Я выступила в защиту клиента.
На мой взгляд, когда компания обращается к тебе за такого рода услугами, это автоматически подразумевает передачу клиенту прав на пресс-релиз.
Ты производишь продукт по заказу, и тебе оплачивают именно его. И не процесс написания, а именно результат труда - текст, созданный по заказу. Ну и далее - согласно договоренностям.
У клиента никогда не уложится в голове, что если он за что-то заплатил, это не может ему принадлежать.

Вот представьте, что уже после пошива пальто на его выдаче в ателье вам говорят: в этом пальто вы можете ходить с октября по март. В сентябре и апреле - нельзя. Мы так решили. Пошитые у нас пальто подразумевает носку с октября по март за исключением трех зимних месяцев, это тоже учтите.

Я спросила у пиарщика, затеявшего спор, что ж по этому поводу написано в договоре. Если есть ревностное отношение к релизу, это надо прописывать в одном из пунктов. Мол, в рамках PR-кампании исполнителем создается уникальный авторский продукт - текст. И у заказчика нет прав на самостоятельное последующее использования данного текста вне PR-кампании, которая является предметом договора. Элементарно.
Оказалось, человек работает без договора.
В таком случае его задача номер один - держать пальцы, чтоб хотя бы заплатили. О каких вообще претензиях на авторство может идти речь?
Или я не права?
Ибо ни одна живая душа на фейсбуке со мной не согласилась! Начали писать, что я распространяю глупости. И что закон всегда на защите авторов.

Приятно быть хорошим, поддакивать, размышлять об авторском праве, о защите интеллектуальной собственности. И успокаивать пиарщика, мол, клиент - редкая мазафака, раз далее позволяет себе использовать этот текст для своих целей.

Такая ржака.

За годы работы к меня бывало всякое.
Главные выводы из моей PR-практики:

1. Только договор. Всегда.
2. Только предоплата 50%.
3. Никаких услуг сверху условий договора.
4. Никаких телодвижений, если прежний договор (например, полугодовой на абонентское обслуживание) истек, а следующий пока не заключили.
5. Без договора шанс гулять лесом равен 50%.
6. Даже с договором никто из пиарщиков не застрахован от кидалова.
7. Чем надежнее контора и честнее глаза заказчика (обычно такие много говорят о том, насколько они справедливые и прочие "яяяяжВас умоляю") - тем вероятнее, что твой гонорар не будет соответствовать договоренностям. Или его вообще не будет.
8. Если в общий комплекс услуг, прописанный в договоре, входят услуги подрядчиков, предоплата должна быть 100%. Например, когда в рамках PR-кампании ты обеспечиваешь весь цикл производства какого-то рекламного продукта под ключ. Где задействованы фотограф, видеооператор, дизайнер и тп. В случае ахтунга ты по крайней мере не будешь выплачивать этим людям гонорары из своего кармана.
9. Ты можешь быть офигенно подкован в теории авторских прав. Но на деле это как вера в Деда Мороза. Он есть, потому что вот же он, дед: сидит под елкой на первом этаже супермаркета.
10. Постоянные, давние и самые любимые тоже кидают. Например, меняется руководство, и новое впервые в жизни осваивает электронную почту. Со всеми вытекающими.
11. Если по договору ты сделал для клиента какую-то работу и тебе за нее заплатили, клиент уверен, что может далее использовать любой полученный результат на свое усмотрение.
12. Если не прописано иное, так оно и будет. А какие тогда претензии?

Ну и немного из моего опыта на тему "авторские права в public relations".
В прошлом году вышла книга. На основе PR-проекта, концепция которого была придумана и внедрена в жизнь мною. Для одного местного клиента. У книги - название проекта. Мои авторские тексты - где-то на треть. Треть иллюстраций были сделаны в рамках моей работы - я была режиссером каждой фотосьемки, а не только менеджером.

Когда мы с этой компанией только-только запустились, где-то между строк была подана идея: на основе готового материала (идея, фото, тексты) можно выпустить книгу. Когда-нибудь. Возможно. Если будет бюджет. Т.к. там был прекрасный уникальный контент, который можно было демонстрировать не только в соцсетях.
Позже мы с этим клиентом расстались - без претензий и споров. И они продолжили активности уже без меня.
А потом выпустили-таки книгу и даже устроили ее презентацию.
Когда книга вышла, оказалось, что моего имени даже нет в титрах. Фотографов упомянули - и на то спасибо.
Все почему?
Потому что клиент уверен, что заплатив за мою работу на проекте в качестве привлеченного креатора, идеолога, менеджера и пиарщика, он автоматически получает не только мои услуги. Но и все результаты труда в рамках сорудничества - для любых последующих над ними экспериментов.

Обижаться в этой ситуации - детский лепет на лужайке. Вы бы обижались?
Я - только на себя.

Никто не мешал прописать в договоре, что я НЕ передаю заказчику право на воспроизведение своих идей (концепций, текстов) в любом другом формате, не предусмотренном данным PR-проектом. Будь то телепрограмма, книга, аудио/видеооносители и тп.
Либо можно было упомянуть одним из пунктов, что подобное возможно, например, только при упоминании автора идей. Или по факту согласованию дополнительного гонорара.

Учиться на своих ошибках тяжко, но наиболее эффективно.

вджобываю, pr такой pr

Previous post Next post
Up