На днях на фейсбуке разгорелся нешуточный спор об авторском праве.
Рассматривали частный случай.
Является ли пресс-релиз, написанный PR-специалистом для клиента, собственностью клиента, которой он может далее распоряжаться на свое усмотрение. (Например, использовать в России для анонсов других аналогичных своих мероприятий).
Или же пиарщик, заподозрив такую опцию, имеет право заявить, что не передавал права на использование текста вне своей PR-кампании. И за пределами Беларуси.
Я выступила в защиту клиента.
На мой взгляд, когда компания обращается к тебе за такого рода услугами, это автоматически подразумевает передачу клиенту прав на пресс-релиз.
Ты производишь продукт по заказу, и тебе оплачивают именно его. И не процесс написания, а именно результат труда - текст, созданный по заказу. Ну и далее - согласно договоренностям.
У клиента никогда не уложится в голове, что если он за что-то заплатил, это не может ему принадлежать.
Вот представьте, что уже после пошива пальто на его выдаче в ателье вам говорят: в этом пальто вы можете ходить с октября по март. В сентябре и апреле - нельзя. Мы так решили. Пошитые у нас пальто подразумевает носку с октября по март за исключением трех зимних месяцев, это тоже учтите.
Я спросила у пиарщика, затеявшего спор, что ж по этому поводу написано в договоре. Если есть ревностное отношение к релизу, это надо прописывать в одном из пунктов. Мол, в рамках PR-кампании исполнителем создается уникальный авторский продукт - текст. И у заказчика нет прав на самостоятельное последующее использования данного текста вне PR-кампании, которая является предметом договора. Элементарно.
Оказалось, человек работает без договора.
В таком случае его задача номер один - держать пальцы, чтоб хотя бы заплатили. О каких вообще претензиях на авторство может идти речь?
Или я не права?
Ибо ни одна живая душа на фейсбуке со мной не согласилась! Начали писать, что я распространяю глупости. И что закон всегда на защите авторов.
Приятно быть хорошим, поддакивать, размышлять об авторском праве, о защите интеллектуальной собственности. И успокаивать пиарщика, мол, клиент - редкая мазафака, раз далее позволяет себе использовать этот текст для своих целей.
Такая ржака.
За годы работы к меня бывало всякое.
Главные выводы из моей PR-практики:
1. Только договор. Всегда.
2. Только предоплата 50%.
3. Никаких услуг сверху условий договора.
4. Никаких телодвижений, если прежний договор (например, полугодовой на абонентское обслуживание) истек, а следующий пока не заключили.
5. Без договора шанс гулять лесом равен 50%.
6. Даже с договором никто из пиарщиков не застрахован от кидалова.
7. Чем надежнее контора и честнее глаза заказчика (обычно такие много говорят о том, насколько они справедливые и прочие "яяяяжВас умоляю") - тем вероятнее, что твой гонорар не будет соответствовать договоренностям. Или его вообще не будет.
8. Если в общий комплекс услуг, прописанный в договоре, входят услуги подрядчиков, предоплата должна быть 100%. Например, когда в рамках PR-кампании ты обеспечиваешь весь цикл производства какого-то рекламного продукта под ключ. Где задействованы фотограф, видеооператор, дизайнер и тп. В случае ахтунга ты по крайней мере не будешь выплачивать этим людям гонорары из своего кармана.
9. Ты можешь быть офигенно подкован в теории авторских прав. Но на деле это как вера в Деда Мороза. Он есть, потому что вот же он, дед: сидит под елкой на первом этаже супермаркета.
10. Постоянные, давние и самые любимые тоже кидают. Например, меняется руководство, и новое впервые в жизни осваивает электронную почту. Со всеми вытекающими.
11. Если по договору ты сделал для клиента какую-то работу и тебе за нее заплатили, клиент уверен, что может далее использовать любой полученный результат на свое усмотрение.
12. Если не прописано иное, так оно и будет. А какие тогда претензии?
Ну и немного из моего опыта на тему "авторские права в public relations".
В прошлом году вышла книга. На основе PR-проекта, концепция которого была придумана и внедрена в жизнь мною. Для одного местного клиента. У книги - название проекта. Мои авторские тексты - где-то на треть. Треть иллюстраций были сделаны в рамках моей работы - я была режиссером каждой фотосьемки, а не только менеджером.
Когда мы с этой компанией только-только запустились, где-то между строк была подана идея: на основе готового материала (идея, фото, тексты) можно выпустить книгу. Когда-нибудь. Возможно. Если будет бюджет. Т.к. там был прекрасный уникальный контент, который можно было демонстрировать не только в соцсетях.
Позже мы с этим клиентом расстались - без претензий и споров. И они продолжили активности уже без меня.
А потом выпустили-таки книгу и даже устроили ее презентацию.
Когда книга вышла, оказалось, что моего имени даже нет в титрах. Фотографов упомянули - и на то спасибо.
Все почему?
Потому что клиент уверен, что заплатив за мою работу на проекте в качестве привлеченного креатора, идеолога, менеджера и пиарщика, он автоматически получает не только мои услуги. Но и все результаты труда в рамках сорудничества - для любых последующих над ними экспериментов.
Обижаться в этой ситуации - детский лепет на лужайке. Вы бы обижались?
Я - только на себя.
Никто не мешал прописать в договоре, что я НЕ передаю заказчику право на воспроизведение своих идей (концепций, текстов) в любом другом формате, не предусмотренном данным PR-проектом. Будь то телепрограмма, книга, аудио/видеооносители и тп.
Либо можно было упомянуть одним из пунктов, что подобное возможно, например, только при упоминании автора идей. Или по факту согласованию дополнительного гонорара.
Учиться на своих ошибках тяжко, но наиболее эффективно.