Apr 26, 2024 12:46
Прочел давеча "Великого канцлера", то есть первоначальный вариант "Мастера и Маргариты".
Основное отличие, которое я уловил - Мастер появляется ненадолго в самом конце, когда Маргарита в награду за участие в Бале Сатаны просит вернуть ей Мастера. Мастера возвращают, но в действии он почти не участвует.
Мне такой вариант понравился больше, чем традиционный вариант романа, содержащий страницы, посвященные любовным отношениям героев.
Не зря Мастер никак не выходит при экранизациях. Ведь в традиционном варианте он, по существу, ничего не делает, только страдает. Из всех его встреч с Маргаритой меня цепляет только самая первая:
"Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто!".
Мне говорят, что хорошо еще вот это место:
"Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти. Я не лгу. А потом, когда приходил ее час и стрелка показывала полдень, оно даже и не переставало стучать до тех пор, пока без стука, почти совсем бесшумно, не равнялись с окном туфли с черными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками".
Наверное. Только такой зануда, как я, сразу вспоминает "Александрийские песни" М.Кузмина:
"Если б я был твоим рабом последним,
сидел бы я в подземельи
и видел бы раз в год или два года
золотой узор твоих сандалий,
когда ты случайно мимо темниц проходишь,
и стал бы счастливей всех живущих в Египте".
Булгаков