Библейская география: от Гибралтара до Константинополя, ч.3

Mar 16, 2024 20:01

Библейская география: от Гибралтара до Константинополя, ч.3
Но что же это был за конфликт, который в традиционной истории получил название изгнания евреев из Испании?
Отметим, что традиционная история писалась в 15-16 вв. н.э., как правило, при дворах появившихся в то время абсолютистских монархов. (Исключение составляют Коран и Ветхий Завет, они созданы в Константинополе, но тоже в начале 16 в.н.э. Ветхий Завет был впервые отпечатан в Константинополе в 1516 году на иврите "с арабской рукописи" (ЕСБЕ, Библейские переводы) Поэтому история в этих писаниях совпадала с историей королевских династий, которые, дескать, испокон веков правили своими народами, передавая власть по наследству. (Между тем достаточно внимательно изучить традиционную историю, чтобы убедиться, что вплоть до 17 в.н.э. власть в Европе была, по преимуществу, выборной. К примеру, во Франции Генеральные Штаты были собраны в 1593 году для избрания нового короля. А во время Генеральных Штатов 1614 года кардиналу Ришелье «удалось убедить депутатов от дворян согласиться на продление двойного правления - юного короля и королевы-матери").

От торговых сетей - к абсолютистским державам

Современная историография называет период 14-15 в.н.э. Кризисом позднего Средневековья. В этот период человеческая цивилизация повсеместно опустилась до своей нижней точки (по сравнению с античным периодом), а затем начала поступательно развиваться, не испытывая уже никаких общих откатов и падений. Мы полагаем, что 14 в.н.э. - это и есть реальное начало нашей цивилизации. Причем существование вымышленного античного периода ничего к истории цивилизации не добавляет, поскольку никакие описанные в античной истории достижения использованы не были - начиная с 14 века все делалось с чистого листа и по-другому (подробнее см. "Есть ли смысл в античности?").

Первоначальной структурой человеческого общества были торговые сети, распространившиеся вдоль рек и морских побережий. Часть из них известна нам под названием торговых союзов: к примеру, Ганза или английская Московская компания. А часть - под названием рыцарских орденов: Немецкого ордена и Ордена тамплиеров.
Не удивляйся, читатель - в трудах по истории Немецкого ордена ты легко обнаружишь
следующие фразы: "В крупных городах государства ордена и в Пруссии, а также в центрах торговли, например, в Любеке и Брюгге, великие шефферы имели лавки, функционировавшие как торговые представительства, которые вели куплю-продажу от лица ордена… Экспорт избыточных продуктов и импорт недостающих… в Пруссии… брал на себя орден» (Х. Бокман Немецкий орден М., Ладомир, 2004, с. 163).

А вот что пишут об ордене Тамплиеров: "парижский Тампль стал «центральным банком» Западной Европы, и туда даже поместили на хранение королевскую казну… тамплиеры… теперь превратились в настоящих европейских банкиров...большая часть Западной Европы была просто усеяна - если не сказать изрешечена - учреждениями тамплиеров, их храмами, командорствами… тамплиеры оседали на пересечении крупных дорог и коммуникационных потоков Европы. Это отвечало жизненной необходимости: быстрому перемещению людей, материалов и продовольствия к портам Средиземноморья… Кажется, что вся эта деятельность была подчинена строгому плану, имевшему целью превратить владения тамплиеров в связующее звено между самыми отдаленными краями Западной Европы и средиземноморскими гаванями, разместив их поблизости от основных торговых маршрутов. Факт неоспоримый: большинство орденских командорств находились в стратегических точках экономической, социальной и политической жизни Европы… тамплиеры создали европейскую инфраструктуру… у ордена в Ла Рошели было крупное командорство и там рыцари-монахи держали торговый (океанский - А.П.) флот» (Ж. Маркаль, Жизор и загадка тамплиеров, М., Евразия, 2008, ч. 1, гл. 4).

Добавим, что именно тамплиерам приписывают изобретение векселей. И, напомним, что в России (Московии) сосредоточием торгово-промышленной деятельности являлись монастыри, как и храмы тамплиеров, расположенные на торговых путях.

Вот эти корпорации, владевшие торговыми сетями, концентрировали в своей среде знания и технологии, резко отличаясь от окружающего населения. С этим населением торговые сети устанавливали контакты, получая от него местные продукты в обмен на высокотехнологическую, в первую очередь, металлургическую продукцию. Для удобства коммуникации представители торговых сетей формировали среди местного населения структуры, ответственные за торговый обмен, во главе с местными вождями или князьями. Вот что писал о так называемых примитивных народах немецкий этнограф Юлиус Липс: «Институт вождей очень слаб или вовсе не существует... В тех случаях, когда на этой ступени культуры говорят о вождях и их функциях, речь по большей части идет о таких правах вождей, какие были искусственно созданы белыми, для того чтобы облегчить сношения с племенами» (Происхождение вещей, М., ИЛ, 1954, гл. 12, От племени к государству).

Пока то, что говорим мы, весьма близко к тому, о чем писал Ф.Энгельс: «На высшей ступени варварства происходит… производство все возрастающей части продуктов труда непосредственно для обмена, тем самым превращение обмена между отдельными производителями в жизненную необходимость для общества… (Цивилизация создает) разделение труда решающего значения - создает класс, который занимается уже не производством, а только обменом продуктов, а именно купцов… появляется класс, который… захватывает в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей, становится неустранимым посредником между каждыми двумя производителями… быстро приобретает громадные богатства и соответствующее им влияние в обществе и именно поэтому в период цивилизации захватывает все более почетное положение и все более подчиняет себе производство…» (Происхождение семьи, частной собственности и государства, IX, Варварство и цивилизация).

Довольно близко это и к тому, о чем писал Ф.Бродель: «Капиталист для Броделя - это «игрок», перекупщик, посредник (купец, перевозчик товаров, банкир и т. д.), участвующий в способствовавшей развитию капитализма «игре» - торговле на дальние расстояния, которая была риском, но еще больше - из ряда вон выходящая прибыль, «выигрыш в лотерею» (Г. А. Хакимов Динамика капитализма в концепции «тотальной истории» Ф. Броделя Знание. Понимание. Умение, 2007. № 3, с. 112). «Главный источник дохода у Броделя не столько в производстве индустриальных благ, сколько в их циркуляции. В производство капитализм «включался постольку, поскольку его к тому побуждали нужды торговли или торговая прибыль» (там же, с. 110). Собственно, капитализм, согласно Броделю, «проявляется в торговле на дальние расстояния» (там же с. 110).

Отличие в том, что, по нашему мнению, государств современного типа до конца 15 в.н.э. не существовало. Почему мы так думаем?

Как мы сказали, суть государства - это насилие. Но для чего, в первую очередь, оно нужно? Как и у любой системы, главная задача государства - самовоспроизводство. Для этого оно изымает ресурсы на контролируемой им территории, говоря современным языком, формирует свой бюджет. Возьмем бюджет Российской Федерации за 2018 год.
Примерно 30% поступлений в него - это таможенные сборы. Примерно столько же - это т.н. НДПИ, то есть непосредственный налог на добычу нефти и газа. Это значит, что если бы у России не было действующих нефте- и газовых месторождений, то доля таможенных платежей была бы раза в два выше. А еще в России около 6 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса. За 2018 год поступления от малого бизнеса в бюджет составили примерно 2,5 % от общей суммы. Оно и понятно - попробуй уследи за всей это многочисленной мелочью, никаких инспекторов не хватит. А вот таможня, контролирующая перемещение товаров по торговым путям через границу - дело нехитрое и, как мы видим, чрезвычайно прибыльное.
Вот этот сегодняшний малый бизнес - аналог населения, с которого легендарные цари да князья якобы умудрялись собирать налоги. В Восточной Европе, по свидетельствам традиционной истории, до 15 века господствовало подсечно-огневое земледелие: земледелец выжигал в лесу участок под вспашку, а когда участок истощался, переходил на новый. Каким же образом с этого земледельца можно было взять дань? Посылать дружину налоговых инспекторов гоняться за отдельными земледельцами по лесам? Это явная чушь. (Такая же чушь, как то, что владельцы излишков земледельческой продукции решили скинуться, чтобы посадить себе на шею вооруженных людей). То ли дело ставить заставы на торговых путях и брать мзду с проезжающих купцов. Но сейчас мы увидим, что до эпохи Реформации купцы торговали беспошлинно. А, значит, государств в современном смысле не было.

Про тамплиеров известно, что по созданным и контролируемым ими торговым путям с расположенными на них торговыми факториями-командорствами они (тамплиеры) позволяли всем проезжать беспошлинно. Я думаю, не смысла задавать вопрос: платили ли тамплиеры кому бы то ни было пошлины? 
Добавим к этому : "В 1139 году римский папа Иннокентий II издал буллу «Omne Datum Optimum», которой вывел орден из подчинения местным государям и епископам. В какой бы стране ни находился «узел» раскинутой орденом «сети», он не подчинялся местным законам" (В.Л. Карнацевич, Средневековье, OMIKO, 2013, Тамплиеры).

А вот что мы читаем о немецких и итальянских купцах XIV-XVвв.: «Северный район торговли и крупнейшие торговые центры на Средиземном море - Венеция и Генуя - были связаны торговым путём, проходившим через Альпийские проходы и по Рейну...Южногерманские и рейнские города сумели использовать своё центральное положение на мировых торговых путях, принимая участие в торговле между Западной Европой и странами Востока. Немецкие купцы были единственными иностранными купцами, которые имели в Венеции своё торговое подворье и за которыми североитальянские города признавали право свободного плавания по Средиземному морю…. Хлопчатобумажные изделия и полотно хотя и производились (в Германии) главным образом для продажи на местных рынках, однако вывозились также в Италию, Испанию и другие страны… сами условия сбыта на отдалённые рынки приводили в Германии уже в XV в. к тому, что процесс производства в целом часто оказывался подчинённым руководству одного обладавшего капиталом купца, который связывал отдельные стадии этого процесса (Всемирная история. Энциклопедия. Том 3 Государственное издательство политической литературы. Москва 1957 год, . Глава XLII).

То есть, во-первых, только итальянские купцы решали, пускать ли немецких с Средиземное море, а не какие-то там царства-государства. А, во-вторых, мы видим транснациональную торгово-промышленную сеть.

Своего рода средневековая арабская географическая энциклопедия была опубликована в 1865 году французским востоковедом Барбье де Мейпаром: "Книга путей и стран" Ибн Хордабеха. Причем эту книгу упоминают и цитируют другие средневековые арабские географы, что придает ей некоторую достоверность. Сочинение это характеризуется следующим образом: "Книга представляет собой краткое описание стран с указанием областей, дорог, торговых путей, расстояний между пунктами и сумм собираемых налогов... Охвачена большая часть ойкумены от Испании до Китая и Индии". Эта книга как будто специально написана как путеводитель купца. Однако нигде нет никаких упоминаний о таможенных пошлинах либо таможенных пунктах. А ведь, если бы они существовали, то информация представляла бы для купцов важное, если не первостепенное, значение. Это означает, что таможенных препятствий от Испании до Индии и Китая не было.

Обратимся к торговле Ганзы в России (Московии). До нас дошел торговый устав ганзейского торгового двора в Новгороде - т.н. Новгородская скра. Достаточно подробно регламентируя деятельность ганзейских купцов, в том числе, денежные выплаты, которые они должны производить, устав нигде не упоминает ни о каких пошлинах. Вот и словарь Брокгауза и Эфрона подтверждает: «В Новгороде немецкие купцы платили торговые пошлины, но столь ничтожные, что сами считали свою тамошнюю торговлю беспошлинною и не могли надивиться великодушию русских» (ЭСБЕ, История торговли в России).

А вот действовавшая в Московии во времена Ивана Грозного английская
Московская компания: кроме беспошлинной торговли она имела право
чеканить английскую монету на русских монетных дворах, иметь свои дворы во всевозможных городах, а также привилегию «жить везде в России по своему закону» - право суда и наказания над англичанами принадлежало главному агенту компании, русские власти обязаны были оказывать ему содействие(Кулишер И. М. История русской торговли до девятнадцатого века включительно СПб, Атеней, 1923, гл. 7).

Недаром самого Ивана Грозного называли "английским царем" - на наш взгляд, это был местный ответственный за торговлю с Компанией.

Итак, представители торговых сетей, с одной стороны, значительно превосходили окружающее население по технологическому уровню, как, скажем, превосходили африканцев в 19 веке европейские колонизаторы. А, с другой стороны, в интересах торговли создавали среди местного населения структуры, ответственные за товарообмен. Поэтому естественно, что "местные" рано или поздно вступили в борьбу за первенство с представителями торговых сетей. Возможности для этого дала Великая Огнестрельная революция.
Появление огнестрельного оружия относят к началу 14 в.н.э. К середине 15 века появились зернистый порох и фитильный замок, позволившие сделать огнестрельное оружие ручным и индивидуальным. Теперь мушкетами можно было вооружить массовую армию и эта массовость теперь побеждала военное мастерство профессионалов. Для функционирования массовой армии нужны были запасы продовольствия. Торговые сети такую задачу не могли решить в принципе, поскольку производством земледельческой продукции они непосредственно не занимались. Поэтому в этом противостоянии купцы потерпели поражение и были поставлены под контроль появившихся государств современного типа.
Первой победой "местных" было изгнание евреев из Испании в 1492 г. Это событие произвело на современников такое впечатление, что в созданной в 1583 году хронологии Скалигера оно было помещено в год 7000-й от Сотворения мира. Евреи, они же Сыны Израилевы, в те времена были не этнической группой, а сословием купцов-предпринимателей. На смену господству торговых сетей пришли абсолютистские государства с передаваемой от отца к сыну властью. Немецкий орден с выборной верховной властью был в 1525 году преобразован его же магистром в герцогство Пруссию, т.е. фактически "приватизирован" династией Гогенцоллернов.
Для контроля за купеческими сетями в абсолютистских государствах были созданы таможни на торговых путях.

Вот что случилось с европейской торговлей в 16 веке с началом процесса Реформации.
«Флоренция, Милан, Комо, Падуя и Венеция ещё производили в начале XVI в. сукна, экспортировавшиеся в небольшом количестве в другие области Италии и даже в некоторые европейские страны, но упадок производства сказался не только в уменьшении его объёма, но и в ухудшении качества сукон… Итальянским купцам и предпринимателям часто запрещалось посещать Англию и Францию. Всё это привело к свёртыванию суконной промышленности… Если в 30-х годах XIV в. в мастерских Флоренции выделывалось ежегодно 70-80 тыс. кусков сукна, то в 1527 г. было изготовлено только около 20 тыс. кусков, а в дальнейшем выпуск продукции, после некоторого подъёма промышленности в 50-70-х годах XVI в., ещё более уменьшился. В Милане за период с 1580 по 1616 г. производство сукна сократилось в 5 раз. Свёртывались и другие отрасли промышленности… Терявшие один рынок сырья и сбыта за другим итальянские крупные купцы и предприниматели начали отходить от торгово-промышленной деятельности» (Всемирная история. Энциклопедия. Том 3, М., 1957, там же).
А что же Германия?
"Политическая раздробленность пагубно сказывалась на экономике: бесчисленные таможенные границы, пересекавшие страну, препятствовали созданию единого внутреннего рынка» (там же).

То есть с началом Реформации, которая, дескать, расчистила путь капитализму, вольный капиталистический рынок вдруг был опутан феодальными таможенными границами.

В физике существует т.н. метод черного ящика. Анализируется состояние системы до некоторого процесса и после него. По изменениям в состоянии системы определяется суть процесса.

Итак, до Реформации, которая датируется 16 - началом 17 века, мы имеем господство транснациональных торгово-промышленных сетей, не ограниченных таможенными границами. С окружающим населением эти сети взаимодействуют на основе товарно-денежных, то есть капиталистических отношений. Власть повсюду выборная. (Вспомним русскую историю: русских владык от Бориса Годунова до Петра Великого на царство выбирали. То же мы читаем и о европейских монархах). Мы ничего не знаем об ограничениях личных, религиозных, экономических и политических свобод.

Что же представляла собой Европа по завершении Реформации?
Господство абсолютистских династий, где власть передается по наследству, или, как в Австрийской империи, внутри рода Габсбургов. На пути торговых потоков поставлены таможенные плотины, в результате Европа охвачена экономическим кризисом. Упадок наблюдается и в культуре, и в быте. Достаточно сравнить утонченность мавританской Испании с последовавшими суровыми временами. В Восточной Европы вводится крепостничество, которой мало чем отличается от рабства. Повсюду резко ограничиваются личные, религиозные, экономические и политические свободы населения. Начинают пылать костры инквизиции, которая появилась именно в эпоху Реформации, то и дело возникает резня на религиозной почве, как в Варфоломеевскую ночь (1572 г.)

Так что мрачными оказываются вовсе не времена т.н. феодализма, а якобы несущей социальный прогресс Реформации.

Библейская география, Пророки

Previous post Next post
Up