Великая антиколониальная революция, гл.10, Колонизаторы - могильщики колониальной системы

Mar 10, 2023 12:38

Колонизаторы - могильщики колониальной системы

Хорошо известна хлесткая фраза:
Пролетариат - могильщик буржуазии.

Примерно это К.Маркс и Ф.Энгельс написали в Манифесте Коммунистической партии (1848):
"Она (буржуазия - А.П.) производит прежде всего своих собственных могильщиков... пролетариат ... есть ее собственный продукт...
В той же самой степени, в какой развивается буржуазия... развивается и пролетариат, класс современных рабочих...
буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, - современных рабочих, пролетариев".

Красиво - диалектика!

Разве что, как писал Вольтер по другому поводу:
"Эта превосходная философия не была опровергнута никогда и ничем, кроме фактов" (Царевна Вавилонская).

Все это мы обсудим позднее, когда будем анализировать суть советской системы.

Пока преобразуем марксистский лозунг:
Колонизаторы - могильщики колониальной системы.

В том же Манифесте сказано:
"Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации".

Как известно, для удобства колониальной торговли в колониях создаются структуры из местного населения, которые и отвечают за эту торговлю.
Так в Африке колониальный обмен происходил (да и сейчас еще кое-где происходит) под руководством с местной стороны так называемых племенных вождей. Часто «рабов не захватывали силой, а покупали у местных вождей… В 1442 г. Аитан Гонсалвиш привез в Португалию первую партию африканских рабов, всего десять человек. Некоторые из них пожелали выкупиться на свободу. Они заявили, что если их вернут на родину, то в обмен они доставят выкуп золотом и рабами. Португальцы решили попробовать: двое пленных были возвращены в Сенегал (или в Южную Мавританию), а взамен охотники за рабами получили от них десять чернокожих рабов и немного золотого песку и других товаров. С этих пор "благородные идальго" часто практиковали подобный обмен , поощряя , таким образом , местное африканское рабовладение» ( Африка: встречи цивилизаций / под ред. В. Б. Мириманова. - М. : Мысль, 1970, с.244). Вот вам и появление местных вождей.
А вот что писал о так называемых примитивных народах немецкий этнограф Юлиус Липс: «Институт вождей очень слаб или вовсе не существует. Более одаренный физически и умственно человек, конечно, может добиться в своей группе значительного влияния, но и он в конце концов зависит от общественного мнения. В тех случаях, когда на этой ступени культуры говорят о вождях и их функциях, речь по большей части идет о таких правах вождей, какие были искусственно созданы белыми, для того чтобы облегчить сношения с племенами" (Ю. Липс, Происхождение вещей, М., Иностранная литература, 1954, гл.12, От племени к государству).

Таким образом в колониях создавались протогосударственные структуры. Неминуемо во взаимодействии с колонизаторами развивалась экономика колонии. В том числе оттого, что из-за дешевизны рабочей силы в колонии переносились промышленные предприятия. В ряде случаев, как в североамериканских штатах, местная экономика становилась самодостаточной. Параллельно развивалась ориентированная на независимость нация - могильщик колониализма. В результате конфликта с нацией, ориентированной на колониальный вывоз, антиколониальная революция, как правило, сопровождается гражданской войной.

Сформулировав эти общие положения, перейдем, наконец, непосредственно к России.

Великая антиколониальная революция, СССР

Previous post Next post
Up