Димитрий Саввин. "Твой номер шестнадцатый!" Некоторые итоги беатификации Папы Иоанна Павла II.

May 29, 2011 17:37

Первого мая в Риме нынешний Римский Папа Бенедикт XVI наконец провел долгожданную для многих католиков беатификацию Иоанна Павла II. Видимо, именно спешкой объясняется то, что торжества в Ватикане пришлись на "международный день солидарности трудящихся", следующий сразу за Вальпургиевой ночью - праздником всей нечисти.

Причисление предпоследнего Папы к лику блаженных действительно было долгожданным. Уже когда Иоанн Павел II (Кароль Войтыла) только-только умер, собравшиеся на его погребение скандировали: "Святой уже сейчас!" Поэтому, хотя сам по себе срок для беатификации был, по нормам Римско-Католической Церкви (РКЦ), непродолжительным, в данном конкретном случае ожидание латинского мира было и вправду долгим. Ибо речь идет не просто о процессе признания святости (в рамках РКЦ) какого-то одного лица. Участники процесса прекрасно осознают, что вместе с понтификом будет "канонизирован" и его понтификат. И те реакции, которые последовали на это событие, были вполне ожидаемыми.

Первыми о своем недовольстве сообщили, естественно, представители консервативных кругов РКЦ (а также церковные организации латинской традиции, вышедшие из подчинения Ватикану). Глава Братства Пия X епископ Бернар Фелле в феврале 2011 г. прямо заявил, что деятельность Иоанна Павла II привела к переменам в худшую сторону, что в совершенном им чуде он сомневается, а самую беатификацию прямо назвал "торжеством модернизма". Другой епископ-лефеврист, Ричард Вильямсон, высказался еще более жестко. В интервью ИА "Легитимист" он сказал: "Иоанн Павел II был большим проповедником обновленческой церкви и разрушителем Католической Церкви. Как мы можем именовать его "блаженным", ведь это последний шаг перед полной канонизацией?.. Иоанн Павел II не будет католическим блаженным через католическую беатификацию в Католической Церкви, он будет обновленческим блаженным через обновленческую беатификацию в обновленческой церкви". И, наконец, самые радикальные шаги предприняли консерваторы-униаты из Византийского Католического Патриархата, "отменившие" беатификацию Иоанна Павла II и "отлучившие от Церкви"… Бенедикта XVI!

Однако рассматривать последний факт просто как забавный анекдот или выходку безумных "сектантов" не стоит. Ведь это не только их личное поражение. Быть может, это прозвучит парадоксально, но это также и поражение… нынешнего Римского Папы Бенедикта XVI. Поражение, которое он воспринял очень смиренно. Вероятно, уже тогда, когда из печи Сикстинской капеллы повалил белый дым и всему миру стало известно, что у Иоанна Павла II появился преемник, он уже понимал неизбежность такого хода событий (будучи человеком от природы умным и прекрасно образованным). А может, и не понимал - в конце концов, сейчас это никакого значения не имеет.

Заявления, сделанные представителями консервативной оппозиции в РКЦ (как теми, кто оторвался от общения с Ватиканом, так и теми, кто, так или иначе, в таковом общении пребывают), находятся где-то на полшага от сожжения мостов. А поскольку процесс беатификации с 99-процентной вероятностью будет иметь продолжение в окончательной канонизации, то едва ли стоит сомневаться, что недостающие полшага будут пройдены. Вышеупомянутый Византийский Католический Патриархат уже дал понять, что намерен окормлять истинных, в их понимании, католиков не только греческого, но и латинского обряда - до тех пор, пока не будет избран, взамен "отлученного", "законный" Папа. И стоит ли так уж сомневаться, что консервативная оппозиция, в итоге, не придет к мысли о том, что такой Папа может быть ими избран самостоятельно? История РКЦ содержит множество примеров, когда понтифики жили за пределами Рима. Прецедент найти не так уж сложно и он, в случае нужды, будет легко обнаружен.

А ведь среди первых шагов Бенедикта XVI в качестве Римского Папы были и переговоры с лефевристами (с которых сняли отлучение), каковых его предшественник, мягко говоря, не жаловал, и реабилитация тридентской латинской мессы. Учитывая, что кардинал Ратцингер имел репутацию охранителя ("ротвейлера"), как будто не приходилось сомневаться, что эти его шаги были обусловлены его мировоззрением. Наиболее пугливые даже ожидали отката от позиций II Ватиканского Собора.
Состоявшаяся беатификация, однако, все расставила на свои места. Несколько вещей, которые были очевидны всякому внимательному человеку и раньше, ныне стали, так сказать, вопиюще очевидными.

Первое. Бенедикт XVI - действительно консерватор, хотя и, конечно же, не крайний. Но его консерватизм был и остается его личным делом - чем-то вроде его любимых кошек, о которых СМИ тоже любят порой что-нибудь написать.

Второе, и самое главное. То, что Ричард Вильямсон называет "Вторым Ватиканом" - то есть обновленческая модернизация РКЦ, официально начатая II Ватиканским Собором, - явление необратимое. Ни на какой диалог на равных с Ватиканом радикальным традиционалистам рассчитывать не приходится. Личный консерватизм нынешнего Папы может иметь своим следствием лишь то, что традиционалистам будет предоставлена возможность существовать в рамках РКЦ, сохраняя старый латинский обряд, в роли этаких новых униатов. То есть, собственно, не более того, что разрешается англиканам, принимающим римо-католичество. Мечты архиепископа Марселя Лефевра о том, что Рим вернется к исторической латинской церковной традиции, уже никогда не реализуются. Человек, который был главным зачинщиком обновленчества в РКЦ, официально уже почти святой. Его визит в синагогу, моление в Ассизи, "снятие с евреев обвинений" в богоубийстве плюс учение о том, что иудей может спастись, не веруя во Христа, и т.д. и т.п. - все это отныне официально станет примером для подражания, эталоном.

Третье: латинское обновленчество, в отличие, например, от обновленчества в Православной Российской Церкви 1920-30-х гг., массово востребовано и потому реализуется гораздо успешней. Ценности исторической РКЦ находятся в состоянии явного противоречия с ценностями, которые утвердились в Европе в 1960-70-х гг. и по сей день являются господствующими. Может ли вызывать уважение обязательный целибат духовенства в обществе победившей сексуальной революции - с ее однополыми браками и однополыми "семьями"? Может ли идея единственной и абсолютной Истины быть уместна в мире тотального релятивизма? Этот список может быть продолжен. В этих условиях желающих "обновить" РКЦ, приблизить ее к "современному миру" всегда будет множество - и среди ее духовенства, и среди паствы. Причем не надо думать, что эти люди именно хотят порвать с римо-католической традицией. Наоборот: им хочется в ней оставаться, но при этом пользоваться всем тем, что возможно в современной Европе - Европе, которая себя называет "постхристианской". Из этого стремления усидеть на двух стульях может родиться только такой продукт, как обновленчество: традиционная оболочка, наполненная "чем полегче" - от радикального протестантизма до законченного деизма. (Справедливости ради, отметим, что подобная тенденция сейчас ясно наблюдается и в РПЦ МП, но это уже другая история.)

И именно такое положение вещей Ватикан утвердил как норму, осуществив беатификацию Иоанна Павла II. И тогда, когда процесс его канонизации будет завершен - а в том, что он завершится, практически нет сомнений, - можно будет сказать, что Второй Ватикан окончательно переварил, эдаким питоном, историческую РКЦ.

И нынешний понтифик, знаменитый "ротвейлер", ничего с этим поделать не сможет. Система уже отлажена и запущена. И, глядя на него, невольно вспоминаешь слова Глеба Жеглова из известно фильма: "Твой номер - шестнадцатый, так что помалкивай в тряпочку…". Что, собственно, и имеет место быть.

Но какое дело до всего этого православным в России? А дело вот какое: именно на Рим времен Второго Ватиканского Собора на протяжении многих лет привыкла равняться, как на образец, значительная часть епископата (высших функционеров вообще) Московской патриархии. И потому полезно иногда поглядеть: на кого равнение-то берем?

Тем более что сходства уже очень большие. И пугающие.

"Портал-Credo.Ru"

Латинство, подмена ценностей, Модернизм, антихрист

Previous post Next post
Up