Вымирают старцы на Афоне.
На казачьих землях вымирают казаки.
О Кубани, Тереке, о Доне
Песни преисполнены тоски.
Но покуда веет вольный ветер
И в степи колышется трава -
Будет снова чудо на рассвете
На казачий праздник Покрова.
Н.Н. Туроверов
Исторический статус праздника Покрова достаточно сложен. Согласно наиболее известному преданию, праздник этот сложился в Константинополе в 910 г. при императоре Льве Мудром и царице Феофании, когда перед угрозой сарацинского (по некоторым источникам славянского) завоевания, народ стекся во Влахернскую церковь (до нынешнего времени не сохранилась). И здесь, во время богослужения блаженному Андрею (славянину) и его ученику Епифанию было видение заступничества Богородицы, после которого нашествие иноплеменников прекратилось. Рассказ Андрея и Епифания о чудесном видении Богоматери приняли во всей Византии, к рассказу отнеслись с доверием, тем более, что Епифаний принадлежал к знатному роду и входил в императорское окружение. Впоследствии ревностный христианин и горячий проповедник он стал византийским патриархом. Однако, у греков такого широкого и длительного чествования Покрова, как в Русской Церкви не произошло.
На Руси поводом ко всеобщему установлению празднования Покрова послужило успешное сражение с Волжской Булгарией Андрея Боголюбского в 1164 г. именно на праздник тогда еще местночтимого греческого Покрова. Косвенной же причиной могло служить и то, что святым покровителем Андрея Боголюбского является тот самый блаженный Андрей, Христа ради юродивый, которому и случилось увидеть влахернский Покров. Память блаженного Андрея празднуется на следующий за Покровом день. Однако, история с чествованием праздника Покрова приобретает более родную для казаков перспективу при воспоминании того, что Андрей Боголюбский был наполовину половец. Его второе имя Катай (Китай), а его мать - дочь хана Аепы. Не исключено, что владея половецким языком и взаимодействуя с половцами в борьбе со своими противниками князь Андрей-Катай имел с ними и духовное взаимообщение. А если обратиться к свидетельствам Киево-Печерских летописей о том, что восточноевропейские половцы являлись и становились христианами в 12-13 веке, то естественно они воспринимали календарную традицию с празднованием Покрова, как дня заступничества Богоматери и воинской славы. Выдающимся памятником описанных событий является Церковь Покрова на Нерли (1265 г.).
Что же еще исторически знаменательного для казаков происходит на Покров? Ну, конечно же, взятие Казани. Известный подрыв крепостной стены Ермаком Тимофеевичем происходит на следующий за Покровом день в 1552 году. История очень похожая на Боголюбскую. Также строится Покровская церковь (в обиходе храм Василия Блаженного) в честь победы и также родство русского властителя по матери ведет к степнякам. А именно к Мамаю, родоначальнику князей Глинских. А за добровольное и героическое участие в штурме Казани царем была дарована жалованная грамота донским казакам на реку «Дон со всеми притоками» в вечное пользование, подтверждающая независимый статус Донского Казачества. Почти 150 лет эта грамота зачитывалась перед казаками на каждый Покров в Черкасском подлиннике и в многочисленных списках по казачьим городкам. И так было до 1708 года, пока в связи с участием значительной части донского казачества в восстании Булавина, Петр I не велел уничтожить жалованную грамоту Ивана Грозного.
Степью шли… и трошки приморились,
Обернулись глянуть на Азов:
Там еще развалины дымились
Да вороны над валами вились,
Провожали к Дону казаков.
Долго молча сумрачно глядели,
Замерли и мысли и слова,
Лишь слезинки на глазах блестели,
Пятна крови на бинтах алели…
И тропарь запели Покрова.
Так описывал замечательный казачий поэт П.С.Поляков вынужденный уход казаков из Азова летом 1642 года. Неслучайно упоминается здесь тропарь Покрова. Совсем недавно, на Покров 1641 казаки героически сокрушили многократно превосходящую их турецкую армию, более двух месяцев осаждавшую Азов. 180 тысяч турок против 8 тысяч казаков и 800 казачек. Удивительная победа.
Конечно же, народными приметами и обычаями, историческими преданиями и легендами не исчерпывается содержание замечательного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Полноценное чествование его невозможно без духовного наполнения. И только в церковном измерении описанные выше события и лица приобретают подлинную осмысленность и становятся реальностью, потому что богослужебные праздники духовно собирают разрозненных в пространстве и во времени, но родных по духу и нраву людей.
Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!
Дионисий Белицкий
dikoepole.com
rpczmoskva.org.ru