И.А. Ильин. Право на правду

May 17, 2015 03:56


Мы живём в эпоху величайшей смуты. Правда и ложь, честь и бесчестие, верность и предательство, вера и лицемерие - вот уже больше тридцати лет преднамеренно смешиваются и подмениваются для того, чтобы духовно оглушить и ослепить людей, вызвать в душах замешательство, растерянность и беспомощность, и этим подмять заблудших и обессиленных под чужую им власть. С этим намерением - обмануть и поработить, - выступает целый ряд организаций, конечно, во главе с левыми и правыми тоталитаристами…

Кто годами читал советскую прессу и не поддался её пропаганде, тот прошёл хорошую и наглядную школу умственной и духовной зоркости. В советских газетах ложь идёт сплошной волной. Она преподносится тоном непререкаемого авторитета и наигранного, лицемерного пафоса, свойственного скверным драматическим актёрам. Читаешь и думаешь: лжёт! и сам знает, что лжёт; и даже не скрывает своего знания… «Да, лгу! А ты слушай и молчи! И попробуй только не согласиться! И повторяй мою ложь за мною! Да без оговорок, без колебаний! Уверенно! С чистосердечным убеждением! Лги искренно! Обманывай вместе со мною с пафосом! Лицемерь с темпераментом, чтобы я, перволжец и оберобманщик, имел основание сделать доверчивую физиогномию!!!»…

Читаешь и чувствуешь, что начинается тихое головокружение, сопровождаемое отвращением к лжецу и тайным презрением к себе… - за молчание…

И вдруг - в этом потоке лжи и обмана, - тем же тоном, - выговариваются целые куски фактической правды… И эта правда выговаривается именно в составе лжи - для её подкрепления и удостоверения. Знаешь, что это правда… и начинаешь не верить и ей. Потому что и она лжёт! Она лжёт тем, что произносится тем же тоном наглого апломба, с теми же лицемерными и аффективными «жестами» (умственными, нравственными и стилистическими!). Она лжёт и тем, что появляется, окружённая ложью, в обманной картине и для ради обмана. И вот, стараешься отцедить в этой скомпрометированной «правде» - настоящую правду от лжи, удержать одну честную фактическую правду, закрепить её и судить ею и судить ею и своим свободным разумением всю ту ложь, которая её окружает…

Этот тон вызывающей и провоцирующей лжи, водворившийся с самого начала революции в советских газетах и речах, постепенно, но прочно захватил в Совдепии всё: и суд, и все остальные ведомства, и журналы, и науку, и искусство, и низшую школу, и среднюю, и высшие учебные заведения, и частные разговоры, и самое мышление советских «граждан» и особенно миросозерцание советской молодёжи, в новых поколениях ничего иного не видавшей! Страх и гипноз внесли в души людей величайшее духовное безвкусие, которым многие из них наивно гордятся…

В Совдепии лжёт всё: там всё искажено, всё двусмысленно, всё обманывает. Подумать только: что называется в советском суде - «чистосердечным признанием»?; что почитается в советской науке - «доказанной» теорией, хорошим учебником, научной «заслугой»?; какое искусство предписывается и премируется, и какое бывает поруганным и запрещённым? Вот по радио посылается «Евгений Онегин» Чайковского; зачем? Чтобы выдать Советию за Россию и наглядно показать всему миру «свободу советского художества»… Зачем комиссариаты переименованы в Министерства? Зачем в советской пропаганде появились драгоценные русские имена - Александра Невского, Петра Великого, Суворова? Зачем была выдвинута кощунственная декорация «патриаршей церкви»?.. В Советии прилгано всё вплоть до денег, которые не стоют своей собственной валюты и не принадлежат их частному владельцу; вплоть до тракторов, которые служат не труду, а порабощению; вплоть до полицейских собак, которые ловят не частных жуликов и не государственных разбойников, а мучеников режима и героев борьбы; - вплоть до «исправительных трудовых лагерей», которые не исправляют, а эксплуатируют и вымарывают лучших людей страны. В Советии лгут и «чины» и «ордена», ибо «чины» даются за предательство России, а «ордена» - за льстивое угождение её врагам…

Люди, выросшие в этой атмосфере, уносят её с собою, в себе - за границу. И самые бойкие газеты эмиграции (независимо от их направления) суть самые просовеченные: безответственные, лживые, нравственно-развязные и провокационные. Террор отучает людей от правды и приучает ко лжи; и они должны заметить это в самих себе, осудить и преодолеть. Это растленное правило: «каждый человек всю жизнь лжёт в свою пользу, и надо только научиться лгать умно, искусно и правдоподобно», - есть порождение дьявольской смуты и означает её торжество. Мы должны понять и прочувствовать это. И лгущие не должны воображать, будто мы не видим их лжи и не умеем распознавать её. По чему мы узнаём это? По глазам, беспокойно бегающим туда и сюда; по выражению лица; по интонации голоса; по жестикуляции; по внутренним противоречиям; по разнобою в их же собственных показаниях; по расхождению с фактами; по этой манере: каждому собеседнику лгать иное и иначе, в порядке приспособления…

И вот, кто так лжёт, тот теряет в самом себе чувство правды; а перед другими людьми и перед Богом - он теряет и право на правду. Самая правда его начинает лгать. И он сам чувствует это и сам себе не верит. И другие ему не верят. И если он не поймёт всего этого, - то он сам станет мнимым человеком, социальным призраком, фальшивой монетой, картонным кирпичом, поддельным товаром (муляжом) из советской витрины. Кому он нужен такой? Только не будущей России!

В жизни необходимо иметь право на правду! Не всякий пытающийся выговорить её, может это. Человек с хитро шмыгающим взглядом, с фальшивой улыбкой, с лицемерным лицом, с наигранной интонацией, с аффектированными жестами, с мутным, пролганным или прямо бессовестным прошлым, с лукавыми целями, с тщеславно-актёрскими замашками - будет высказывать самую сущую правду неискренно, возбуждать у всех подозрение, компрометировать истину и вредить ей…

За словом должна стоять личная мысль; должен ощущаться характер, а не жажда новой, обратной карьеры; должна слышаться искренняя убеждённость; должно проглядывать чувство собственного достоинства. Слово должно быть выстраданным и сказанным из сердца. Тогда оно убеждает и побеждает; тогда оно несёт не лгущую полуправду, а честную правду. И напрасно думать, что всё это теоретическая выдумка, ибо это доступно всякому простому и порядочному человеку, не обременённому никакими «теориями».

Когда Гитлер вёл пропаганду против большевизма-коммунизма, - он лгал; лгал в густую мировую смуту; лгал с темпераментом бесстыдника; лгал и тогда, когда произносил подходящие слова об удостоверенных фактах. Искренние русские антикоммунисты, годами работавшие над ответственным и правдивым обличением большевизма, чувствовали, как эта двусмысленная, обманная пропаганда лжеца - компрометирует и их дело. Бывают соседи, от которых все отворачиваются; бывают «единомышленники», которые внушают всякому отвращение. Подобно тому, как бывают награды, которые хуже пятна. «Орден красного знамени» совсем не возвышает человека; напротив, он обязывает его доказать, что он не заслужил его никакою нарочитою противо-русскою низостью. И кто делал в Советии карьеру, тот не мог останавливаться перед низостями; и кто сделал её, подобно Вышинскому, тот несёт на плечах целое бремя злодейства. Кто поверит «передумавшему» эн-ка-ве-де-ку?

Когда предатель проповедует верность и с виду высказывает правильные мысли, - он лжёт. Когда наёмный агент чужой державы зовёт к бескорыстному служению России, - он лжёт. Лгал Зиновьев, взывая к «социальной справедливости». Лгал Дзержинский, восхваляя и «практикуя» «гуманность». Лгал Литвинов, рекомендуя денежную корректность. Лжёт «отец народов», призывая к миролюбию; ибо мир необходим человеку, но его «мир» - есть обратное.

В эпоху величайшей смуты и пролганности нам надо хранить чувство правды, как зеницу ока, и требовать от себя и от людей права на правду. Ибо без чувства правды мы не узнаем лжеца, а без права на правду мы погубим всякую истину, всякое убеждение, всякое доказательство и всё священное в жизни.

Россию можно строить только на взаимном доверии; а если русские люди будут лгать друг другу, то они распылятся в мире и погибнут от взаимного недоверия и предательства.

Евангелие не даром называет дьявола «отцом лжи» (Иоанна 8, 44).

rovs.atropos.spb.ru

право на правду, богоборчество, И.А. Ильин, Белое дело, антибольшевизм

Previous post Next post
Up