Печатается с сохранением пунктуации оригинала
Большую радость и одновременно грусть испытали мы, получив документальный исторический фильм, снятый ровно четверть века назад в нашем парижском просторном румынском храме, по случаю 1000-летия Крещения Руси в нашей Западно-Европейской Епархии. Радость, ибо вновь увидели во всей его красе и во всём величии и простоте нашего дорогого великого Архипастыря, приснопамятного Архиепископа Антония Женевского. С радостью увидели вновь нашу дружную, братскую, сплочённую вокруг любящего нас Архипастыря Епархию. С радостью и ностальгией просмотрели фильм, вспоминая сколько надежд и перспектив открывалось не без оснований перед нами в эти судьбоносные годы.
Но радость, естественно, сменяется грустью, грустью о потерянном этом рае … Надо же было разрушить эту кажущуюся нерушимой скалу … Как до сих пор многие не понимают, КОМУ это надо было ? …
Но прежде всего отдадим должное составителям этого фильма, двум 18 и 16-летним юношам, братьям Адриану и Михаилу Энглерт, талантливым внукам добрейшего русского батюшки протоиерея Игоря Троянова, прослужившего всю свою долгую священническую жизнь на одном Лозанно-Вевейском приходе. Покойный отец Игорь, кстати, был близким сотрудником и единомышленником Архиепископа Антония.
Итак, на самом деле, кому необходимо было разрушать нашу Церковь ?
Когда началось шатание в умах некоторых, особенно помнится выдвигаемый Вл. Марком тезис о том, что Зарубежная Церковь слишком мала и поэтому не жизнеспособна. Лучше, мол, объединяться пока не поздно, пока ещё предлагают, пока Вселенским Православием мы не поставлены ещё вне Церкви … Так и хочется поставить восклицательный знак … Стоит, ведь, просмотреть этот фильм, чтобы воочию убедиться в обратном, а именно - в силе и полной жизнеспособности Зарубежной Церкви, к тому же тогда ещё рассеянной по всем континентам, и большими оборотами развивающейся в самой России.
Пока мы были ведомы такими столпами Церкви, равными по духу святителям первых веков нашей эры, то всё казалось простым, ясным, никто себе не задавал глупых вопросов. Все шли одним путём и не только по послушанию, но и по совести. Эту совесть, это чувство долга согревали и развивали в каждом из нас эти незабвенные Владыки, истинные Князья Церкви. Можно ли без душевного трепета слушать пламенное слово Владыки Антония в конце юбилейной Литургии :
«/…/ С нами здесь вся Русская Церковь, прошедшая 1000-летний путь своей истории. С нами сегодня, возлюбленные братья и сестры, и все мученики новые и исповедники Русской Церкви. Вы знаете, что в течении 1000-летия немного было мучеников в Русской Церкви, и вот теперь, к концу 1000-летия Русская Церковь явила миллионы и миллионы мучеников. Это великое чудо Русской Церкви ! В то время, когда мiръ отступил от Христа, когда в мiре уже нет веры во Христа, когда мiръ идёт своими путями, в это время Русская Церковь явила всемiрное чудо, чудо своих новомучеников и новых исповедников. Мы сюда собрались с вами сегодня торжествовать 1000-летие нашей Русской Церкви ! В этом множестве мучеников есть торжество ныне нашей Церкви. Вот почему мы, собравшиеся сюда, радуемся и веселимся. Сорадуются с нами и все другие православные Церкви /…/ Сегодня, в послепасхальный период дерзновенно поём Светися, светися, новый Иерусалиме. Новый Иерусалим - это Русская Церковь ! Слава бо Господня на тебе возсия ! /…/».
Это не риторика, это не выученный к празднику текст, это поток огненной веры, изливающийся прямо из любвеобильного сердца.
Покойный Владыка Антоний был наделён неповторимым даром слова, который он перенял от своего учителя Митрополита Антония. Был он настоящим Златоустом. Те, кто знали Блаженнейшего Митрополита Антония так и говорили, что кто не имел счастья быть знакомым с Основоположником Русской Зарубежной Церкви, мог его видеть в лице его ученика Архиепископа Антония. Та же непринуждённая величавость в служении, та же любовь к молодёжи, тот же дар слова, та же благородная простота, то же чувство юмора и та же широта взглядов, Архиерея широко дышащего православным духом.
Поэтому мы рады, что те, кто не только не знакомы с Митрополитом Антонием, но и с Архиепископом Антонием, благодаря этому фильму смогут прикоснуться к его личности.
Как он сегодня не только нам не хватает, но и всему верующему русскому народу и самой России, которую он так горячо любил !
В Зарубежье 1000-летие было отмечено очень торжественно и повсеместно. Главное празднование состоялось в Америке, в Джэксоне, в величественном ставропигиальном Свято-Владимiрском храме-памятнике. На этом богослужении участвовали все Зарубежные Архиереи и великий сонм духовенства и народа. Затем юбилей праздновался во всех епархиях соборным служением всего епархиального духовенства с прибывшими гостями. Так, Владыка Митрополит Виталий отправился в Австралию. В Западно-Европейскую Епархию, от Сvнода прибыл Владыка Иларион, а по соседству приехал и Владыка Марк из Германии. Странно видеть этих двух епископов, сыгравших несколько лет спустя всем известную роль в крушении свободы Зарубежной Церкви. Как и любопытно видеть Симеона Донскова, будущего “епископа Михаила”, тогда скромного, самого последнего по старшинству в длинной череде диаконов. Зато приятно видеть Леснинского архимандрита Арсения, будущего Архиепископа Серафима протоиерея Игоря Дулгова и многих, многих других. С ностальгией видишь на экране лица некоторых заслуженных священнослужителей, ушедших ныне в иной мiръ, как и многих ушедших за своими архиереями в Московскую Патриархию, в которой, хотим верить, им сегодня не уютно живётся … Как и рады видеть некоторых, устоявших в Зарубежном безкомпромиссе наших Отцов по отношению к сергианской Церкви … И как не жалеть, что состоящий в нашей юрисдикции величественный старинный румынский храм, находящийся в самом центре Парижа, самый вместительный из всех православных церквей Парижа, в итоге длительного суда перешёл не знаем даже в чьи сегодня руки.
Эти двухдневные празднества, которые при монтаже сведены к одному часу и десяти минутам фильма, дают тем не менее достаточное представление о том, чем ещё совсем недавно была наша Западно-Европейская Епархия и познакомят многих с настоящей личностью нашего дорогого и великого Архиепископа Антония. И это для нас особенно важно для рассеяния возмутительных, глупых высказываний некоторых узкоумных людей, время от времени выступающих для очернения его памяти, для представления его неким проводником идеи признания МП нашей Матерью-Церковью. Каждый, знающий Владыку, как мы его знали, знает насколько лживы подобные порочащие его память утверждения.
Стоит вспомнить его историческое краткое, но пламенное слово, сказанное от имени всего епископата новоизбранному Митрополиту Виталию. Напомним, что при выборах Владыка Антоний и Владыка Виталий получили равное количество голосов и наш четвёртый Первоиерарх был, как в своё время св. Патриарх Тихон, избран жребием :
« Возлюбленный наш Архипастырь !
“Тебя Господь поставил на престол апостольства в трудное время и ответственный момент нашей Церкви.
“Тебе предстоит, через два года, провести торжественный юбилей 1000-летия Крещения нашей Родины. Тысячу лет мы живем христианами, что должны показать не на словах, а на деле. Этот юбилей мы должны провести здесь так, чтобы он был юбилеем и там, на Родине. Там запретят празднование, или позволят, сведя его на нет, и то - под издевательства и угрозы советской прессы. Только отсюда услышат наши порабощенные братья голос Русской Церкви. Твой голос, Владыко, как Святителя Божия.
“Помни, Владыко, что Ты - единственный и особенно в наше лукавое время Первосвятитель Русской Церкви - свободно избранный, свободно поставленный, свободно учащий, свободно действующий, свободно правоправящий слово Христовой Истины.
“Да поможет Тебе Господь нести трудный крест святительства, святительства не Зарубежной только, но и всей Российской Церкви, крест русского народа, его мучеников, исповедников и быть их надеждою и радостью!
“Тако да просветится свет Твой пред человеки, яко да видят добрые дела Твоя, и прославят Отца нашего иже есть на небесех ! ».
В этом кратком обращении, как в жемчужине, отражена вся его любовь к Церкви, к Ея единству, к России, как и его понимание высокого служения Зарубежной Церкви. Тут смело высказывается значимость нашей Церкви, отныне переросшей свои первоначальные зарубежные границы. До преждевременной кончины Архиепископа Антония, последовавшей осенью 1993 г., в течение семи лет, пока эта замечательная двоица стояла у кормила Церкви, все вопросы решались единодушно, весь епископат был сплочен вокруг Митрополита, не было никаких разговоров об устарении, значит и неприменимости, указа № 362 вследствие т. н. “падения” советского режима. Все эти деструктивные разговоры появились именно после кончины Владыки Антония, скажем даже - сразу после. Только с 1994 года стали появляться странные высказывания Владыки Марка, когда не было уже у власти ни Епископа Григория /Граббе/, ни Архиепископа Антония для отстаивания мисси, промыслом Божиим возложенной на Зарубежную Церковь. До этого он молча и скромно стоял, как в фильме молча стоит на кафедре рядом с Владыкой Антонием.
И, начиная с этого момента, пользуясь почтенным возрастом и одиночеством Блаженнейшего Митрополита Виталия, всё стало возможным, что привело Зарубежную Церковь в её сегодняшнее состояние.
Ещё раз поблагодарим Адриана и Михаила Энглерт за их высококачественный и сугубо полезный труд и поблагодарим всех тех, кто не замарал свою совесть и не забыл своего долга по отношению к родившей нас Церкви.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Каждый может свободно просмотреть фильм празднования тысячелетия Русской Церкви в Западно-Европейской Епархии по следующему адресу:
http://www.youtube.com/watch?v=ByvinUWB1Xs&feature=youtu.be karlovtchanin.eu
rpczmoskva.org.ru