И.А. Ильин. Проблема сильной власти.

Sep 07, 2013 22:12


Есть государственная власть, а самообман и обман. Власть не импонирующая - не власть. Власть социально бессильная-источник крушения.

Все это тем вернее и тем важнее, чем больше объем и размер государства (территория и население), чем сложнее состав государства (нации, исповедания, социальные классы), чем грандиознее его задачи.

Поэтому: организующий в России слабую власть подрывает бытие русского государства и полагает начало распадению страны. Русская государственная власть или будет сильной или ее не будет вовсе.

Однако сильная власть не есть тем самым-ни бюрократическая, ни централизованная, ни военная, ни полицейски-брутальная. Бесспорно: легче всего создать сильную власть, как произвольную, бюрократическую, централизованную, воинскую, полицейски-брутальную. Но именно эти соблазны, эти легчайшие пути могут и должны быть избегнуты.

России нужна власть сильная, но дифференцированная. Сильная, но выдержанно-правовая. Сильная, но не просто и не только бюрократическая. Сильная, но децентрализованная. Воински закрепленная, но лишь в виде последнего аргумента. Полицейски огражденная, но не преувеличивающая компетенцию полиции.

Первая основа этой силы духовно-психическая: властвующему необходим волевой заряд; сознание своей силы, сознание своей правоты и призванности; отсутствие страха перед массой; наличность творческого, национально-идейного замысла.

Вторая основа политико-дипломатическая: независимость власти от международного или оккупационного давления; независимость власти от каких бы ни было временщиков, закулисных группировок, тайных пленений, внутренних линий и т.п.

Третья основа-верность воленаправления; оно должно ликвидировать уродства и бессмысленности коммунизма, снять все преграды созданные коммунистической революцией, развязать творческую инициативу народа. Отсюда-всенародное признание, все возрастающее с течением времени.

Четвертая основа-это искусство импонировать, политический такт (описанный на стр. 20-21 Спутника Христианина Националиста).

Пятая основа-это наличность достаточного, верного и предметно действующего принудительного (полицейского, воинского и судебного) аппарата.

Наконец, шестой основой силы является формально-государственное строение власти.

Сильная власть должна быть свободна от внутренних противопоставлений: верховная власть не должна противостоять никаким не верховным органам,- ни действительным (вроде «ответственного министерства», «парламента», «федерального совета», «государственного совета»), ни фиктивным (вроде «народного суверенитета»). Всякие такие противопоставления вредны, ибо подрывают силу власти.

Не может и не должно быть вообще двух или трех первоисточников власти. Власть принадлежит главе государства, возглавляющему (лично или через своего представителя) всякую коллегию-законодательную, исполнительную, судебную, воинскую. Главе государства должны принадлежать все права английской короны в их юридически установленном, хотя политически почти не осуществляемом объеме (Сидней Лоу 219-221). Но в России эти права должны принадлежать главе государства реально и эффективно.

Согласно этому верховную власть следует мыслить себе в будущей России не как подчиненную народу или законодательной палате, а как самостоятельную правовую творческую реальность, пребывающую в главе государства, возглавляющем весь строй государства.

Законодательная власть осуществляется им и теми органами, которые согласно конституции привлекаются им к этому делу. Также обстоит и с другими властями,- исполнительной и судебной.

Формально это явится «самодержавием», юридически присушим английской короне.

Спасти Россию от внутреннего распада и внешнего расхищения сможет только такая власть, а потому она возникнет и создастся независимо от того, хотим мы этого или нет.

Но дух и жизненный строй, которые имеют насытить и наполнить собой эту диктаториальную форму должны совместить в себе и осуществить все те черты, которые обычно восхваляются, как якобы присущие демократии, и которые в действительности сводятся к творческой самодеятельности лучших народных сил, несущих лояльное и жертвенное служение государству. России нужна не подавляющая диктатура, а пробуждающая, воспитывающая и вовлекающая. Не просвещенный абсолютизм, а полновластие лица оформляющего подлинно аристократический всенародный отбор людей: диктаториальная аристо-демократия или всенародно-несомое единовластие.

Это означает, что русское государство не следует представлять себе, как «дуалистический» строй. Нужны не две силы: власть палаты или народа и власть правящего главы, а одна сила: власть правящего главы, ведущего народ, страну и все учреждения. Не должно быть никаких установлений, тягающихся о власти: если они возникнут, то это будет начало распада.

Нужно единство: глава ведущий палату, глава ведущий правительство, глава ведущий армию, глава ведущий суд, глава ведущий самоуправление (местное и национальное). Нужно дифференцированное единство,а не кое-как склеиваемое и балансирующее множество.

Для жизненного усиления главы государства, как в смысле авторитета, так и в смысле верности воленаправления, необходимо создать при нём особый вне учреждений стоящий Совет Неприкосновенных или Совет Старейшин в составе 30 человек, который должен существовать и при диктатуре, и при монархии. Он должен пополняться посредством особого сочетания из назначения (от главы) и избрания (от палаты) так, чтобы каждый Старейшина был и назначен и избран. Полномочия Старейшины пожизненны; сместить его нельзя. Он может или сам сложить своё звание, или подвергнуться единогласному исключению из Совета (в случае особой важности, - душевное заболевание или совершение позорящего поступка). Совместительствовать Старейшина не может. Каждый Старейшина и весь Совет имеют право независимого суждения обо всём происходящем в государстве; право обращения к главе государства с советами, докладами, указаниями, ходатайствами и законопроектами (эти обращения печатаются в журнале Совета). В особенности же Совет имеет право ревизии всех учреждений и публичных дел во всём государстве; это право осуществляется отдельными Старейшинами или целыми комиссиями Совета по особому поручению последнего; о всяком таком поручении доводится до сведения главы государства.

Воплощая ту идею, которая лежала в основе ведомства Патриарха Филарета по искоренению неправды на Руси, такой Совет явится в то же время защитником обиженных, живым оком главы государства, источником законодательных идей и починов, всероссийским авторитетом правды и справедливости, школой администрации, и, наконец, персональным кадром кандидатов на посты министров и наместников. Помимо этого он явится живой отдушиной для предметно-политического общественного мнения. Тем самым он не ослабит, а усилит власть, обеспечивая и укрепляя доверие народа к ней.

Далее, сильная власть экономит во времени, в пространстве, в энергии, в составе лиц и в структуре учреждений. Власть полномочная и ответственная, должна присутствовать на местах. Но система центральных учреждений не должна воспроизводиться на местах (как при федеративном и сов. строе). План учреждений должен быть ясен, прост, не обременен дроблением полномочий; полномочие должно восприниматься, как обязанность и должно быть неразрывно связанным с ответственностью.

Россия должна быть разделена на ряд наместничеств (приблизительно в размере губернии или небольших «областей»). Наместник представляет главу государства в пределах своего наместничества, но работает с более простой системой учреждений. Он создаёт при себе Совет наместничества совещательного характера, посредством назначения, выборов и кооптации. В начале после революции выборы происходят от органически уцелевших, сколько-нибудь здоровых единиц, или таких, которые могут быть объединены без труда ад хок (с лат. букв. - «к этому»; для данного случая, для этой цели, кстати), разумеется с отпадением всех, имевших когда-нибудь членский билет компартии. Уцелевшими единицами будут: приходы, школьные и университетские советы, рабочие союзы, остатки кооперативов; быстро объединятся - советы домовладельцев в городах, советы врачей, судебные коллегии, представители размежёвывающихся колхозов, союзы лиц с высшим образованием. Выборные съезжаются по местам, образуют коллегию, выбирают нескольких лиц в совет наместника (трёх); наместник может пополнить этот список назначением или совместно с избранными кооптацией; он может привлечь и других со стороны. Слагается совет наместничества; между членами его разделяются функции управления. Совет действует как единство, ведомое наместником; орган един, ответственность едина. Аналогично создаются и низшие (окружные, т.е. уездные) органы управления.

Таким образом, может и должна быть обеспечена в общих чертах сила государственной власти в будущей России. Эта сила будет столь же внешней, сколько и внутренней, имея гарантии и в государственной форме, и в народной психологии, и в воле-направлении власти.

По изданию: И. А. Ильин. «Основы государственного устройства.
Проект Основного Закона России». Москва, «Рарогъ», 1996

Печатается на основе публикации сайта project03.ru

Наша Борьба за Россию, Наши задачи, И.А. Ильин, Белое дело, антибольшевизм

Previous post Next post
Up