Есть государственная власть, а самообман и обман. Власть не импонирующая - не власть. Власть социально бессильная-источник крушения.
Все это тем вернее и тем важнее, чем больше объем и размер государства (территория и население), чем сложнее состав государства (нации, исповедания, социальные классы), чем грандиознее его задачи.
Поэтому: организующий в России слабую власть подрывает бытие русского государства и полагает начало распадению страны. Русская государственная власть или будет сильной или ее не будет вовсе.
Однако сильная власть не есть тем самым-ни бюрократическая, ни централизованная, ни военная, ни полицейски-брутальная. Бесспорно: легче всего создать сильную власть, как произвольную, бюрократическую, централизованную, воинскую, полицейски-брутальную. Но именно эти соблазны, эти легчайшие пути могут и должны быть избегнуты.
России нужна власть сильная, но дифференцированная. Сильная, но выдержанно-правовая. Сильная, но не просто и не только бюрократическая. Сильная, но децентрализованная. Воински закрепленная, но лишь в виде последнего аргумента. Полицейски огражденная, но не преувеличивающая компетенцию полиции.
Первая основа этой силы духовно-психическая: властвующему необходим волевой заряд; сознание своей силы, сознание своей правоты и призванности; отсутствие страха перед массой; наличность творческого, национально-идейного замысла.
Вторая основа политико-дипломатическая: независимость власти от международного или оккупационного давления; независимость власти от каких бы ни было временщиков, закулисных группировок, тайных пленений, внутренних линий и т.п.
Третья основа-верность воленаправления; оно должно ликвидировать уродства и бессмысленности коммунизма, снять все преграды созданные коммунистической революцией, развязать творческую инициативу народа. Отсюда-всенародное признание, все возрастающее с течением времени.
Четвертая основа-это искусство импонировать, политический такт (описанный на стр. 20-21 Спутника Христианина Националиста).
Пятая основа-это наличность достаточного, верного и предметно действующего принудительного (полицейского, воинского и судебного) аппарата.
Наконец, шестой основой силы является формально-государственное строение власти.
Сильная власть должна быть свободна от внутренних противопоставлений: верховная власть не должна противостоять никаким не верховным органам,- ни действительным (вроде «ответственного министерства», «парламента», «федерального совета», «государственного совета»), ни фиктивным (вроде «народного суверенитета»). Всякие такие противопоставления вредны, ибо подрывают силу власти.
Не может и не должно быть вообще двух или трех первоисточников власти. Власть принадлежит главе государства, возглавляющему (лично или через своего представителя) всякую коллегию-законодательную, исполнительную, судебную, воинскую. Главе государства должны принадлежать все права английской короны в их юридически установленном, хотя политически почти не осуществляемом объеме (Сидней Лоу 219-221). Но в России эти права должны принадлежать главе государства реально и эффективно.
Согласно этому верховную власть следует мыслить себе в будущей России не как подчиненную народу или законодательной палате, а как самостоятельную правовую творческую реальность, пребывающую в главе государства, возглавляющем весь строй государства.
Законодательная власть осуществляется им и теми органами, которые согласно конституции привлекаются им к этому делу. Также обстоит и с другими властями,- исполнительной и судебной.
Формально это явится «самодержавием», юридически присушим английской короне.
Спасти Россию от внутреннего распада и внешнего расхищения сможет только такая власть, а потому она возникнет и создастся независимо от того, хотим мы этого или нет.
Но дух и жизненный строй, которые имеют насытить и наполнить собой эту диктаториальную форму должны совместить в себе и осуществить все те черты, которые обычно восхваляются, как якобы присущие демократии, и которые в действительности сводятся к творческой самодеятельности лучших народных сил, несущих лояльное и жертвенное служение государству. России нужна не подавляющая диктатура, а пробуждающая, воспитывающая и вовлекающая. Не просвещенный абсолютизм, а полновластие лица оформляющего подлинно аристократический всенародный отбор людей: диктаториальная аристо-демократия или всенародно-несомое единовластие.
Это означает, что русское государство не следует представлять себе, как «дуалистический» строй. Нужны не две силы: власть палаты или народа и власть правящего главы, а одна сила: власть правящего главы, ведущего народ, страну и все учреждения. Не должно быть никаких установлений, тягающихся о власти: если они возникнут, то это будет начало распада.
Нужно единство: глава ведущий палату, глава ведущий правительство, глава ведущий армию, глава ведущий суд, глава ведущий самоуправление (местное и национальное). Нужно дифференцированное единство,а не кое-как склеиваемое и балансирующее множество.
Для жизненного усиления главы государства, как в смысле авторитета, так и в смысле верности воленаправления, необходимо создать при нём особый вне учреждений стоящий Совет Неприкосновенных или Совет Старейшин в составе 30 человек, который должен существовать и при диктатуре, и при монархии. Он должен пополняться посредством особого сочетания из назначения (от главы) и избрания (от палаты) так, чтобы каждый Старейшина был и назначен и избран. Полномочия Старейшины пожизненны; сместить его нельзя. Он может или сам сложить своё звание, или подвергнуться единогласному исключению из Совета (в случае особой важности, - душевное заболевание или совершение позорящего поступка). Совместительствовать Старейшина не может. Каждый Старейшина и весь Совет имеют право независимого суждения обо всём происходящем в государстве; право обращения к главе государства с советами, докладами, указаниями, ходатайствами и законопроектами (эти обращения печатаются в журнале Совета). В особенности же Совет имеет право ревизии всех учреждений и публичных дел во всём государстве; это право осуществляется отдельными Старейшинами или целыми комиссиями Совета по особому поручению последнего; о всяком таком поручении доводится до сведения главы государства.
Воплощая ту идею, которая лежала в основе ведомства Патриарха Филарета по искоренению неправды на Руси, такой Совет явится в то же время защитником обиженных, живым оком главы государства, источником законодательных идей и починов, всероссийским авторитетом правды и справедливости, школой администрации, и, наконец, персональным кадром кандидатов на посты министров и наместников. Помимо этого он явится живой отдушиной для предметно-политического общественного мнения. Тем самым он не ослабит, а усилит власть, обеспечивая и укрепляя доверие народа к ней.
Далее, сильная власть экономит во времени, в пространстве, в энергии, в составе лиц и в структуре учреждений. Власть полномочная и ответственная, должна присутствовать на местах. Но система центральных учреждений не должна воспроизводиться на местах (как при федеративном и сов. строе). План учреждений должен быть ясен, прост, не обременен дроблением полномочий; полномочие должно восприниматься, как обязанность и должно быть неразрывно связанным с ответственностью.
Россия должна быть разделена на ряд наместничеств (приблизительно в размере губернии или небольших «областей»). Наместник представляет главу государства в пределах своего наместничества, но работает с более простой системой учреждений. Он создаёт при себе Совет наместничества совещательного характера, посредством назначения, выборов и кооптации. В начале после революции выборы происходят от органически уцелевших, сколько-нибудь здоровых единиц, или таких, которые могут быть объединены без труда ад хок (с лат. букв. - «к этому»; для данного случая, для этой цели, кстати), разумеется с отпадением всех, имевших когда-нибудь членский билет компартии. Уцелевшими единицами будут: приходы, школьные и университетские советы, рабочие союзы, остатки кооперативов; быстро объединятся - советы домовладельцев в городах, советы врачей, судебные коллегии, представители размежёвывающихся колхозов, союзы лиц с высшим образованием. Выборные съезжаются по местам, образуют коллегию, выбирают нескольких лиц в совет наместника (трёх); наместник может пополнить этот список назначением или совместно с избранными кооптацией; он может привлечь и других со стороны. Слагается совет наместничества; между членами его разделяются функции управления. Совет действует как единство, ведомое наместником; орган един, ответственность едина. Аналогично создаются и низшие (окружные, т.е. уездные) органы управления.
Таким образом, может и должна быть обеспечена в общих чертах сила государственной власти в будущей России. Эта сила будет столь же внешней, сколько и внутренней, имея гарантии и в государственной форме, и в народной психологии, и в воле-направлении власти.
По изданию: И. А. Ильин. «Основы государственного устройства.
Проект Основного Закона России». Москва, «Рарогъ», 1996
Печатается на основе публикации сайта project03.ru