Обзор СМИ: А.С. Терзов. О Сталинграде и советском патриотизме.

Feb 11, 2013 03:43

У власти и её обслуживающего персонала в лице партийных и религиозных структур в идеологическом вопросе о патриотизме нет ничего кроме «Великой Отечественной Войны» и дат составляющих эту тему. Это в очередной раз проявилось в дни юбилея «Сталинградской битвы».

Юбилей уже прошел, а страсти вокруг «инициативы» возвращения городу на Волге имени Сталина не утихали и всю прошедшую неделю. Общество раскололось на «За» и категорическое «Против». Наблюдая эту картину, Кремль решил осадить коней, несмотря на запущенную самим Путиным сталинградскую тему.

«Формальный итог разгоревшейся дискуссии подвёл от имени президента его пресс-секретарь и замглавы Администрации Дмитрий Песков: «Менять названия в настоящее время экономически нецелесообразно. Регионы должны заниматься реальными проблемами, а не переименованием своих городов». Он ещё много чего всесторонне политкорректного наговорил в обоснование, но сути это не меняет.» Так пишет издательский директор группы «Однако» Андрей Сорокин в своей статье от 8 февраля на одноименном сайте группы. Пишет с сожалением, добавляя в конце статьи слова «И будет у нас Сталинград. Никуда не денемся». Еще в сентябре 2012 года Андрей Сорокин призвал отметить юбилей битвы именно в Сталинграде. На сайте группы было инициировано голосование по вопросу «Следует ли к 70-летию Сталинградской битвы вернуть его славное имя?» 82,97% высказалось «За». Однако эта цифра вполне предсказуема и представляет собой специфическую аудиторию читателей сайта. Более широким и независимым выглядит опрос «Левада-Центра», проведенный в октябре 2012 года со следующими результатами «За» - 18%, «Против» - 60%, при 23% затруднившихся ответить. Интересно, каким бы было соотношение, при проведении подобного опроса в феврале 2013 года?

Как бы там, ни было, лично меня не удивляет сама тема и её итоги. Не всякая идея рожденная Кремлем получает право на жизнь. Удивляет другое. А именно то, какую позицию заняла РПЦ МП в этом вопросе. И хотя мы не услышали речи из уст Патриарха, было достаточно мнений главного миссионера диакона Андрея Кураева, синодала-общественника протоиерея Всеволода Чаплина и резолюции «Всемирного Русского Народного Собора», организации находящейся под покровительством РПЦ МП и возглавляемой Патриархом.

Но если в своей резолюции ВРНС, поддержавшего переименование города, личность самого Сталина обошли молчанием, то Всеволоду Чаплину в интервью телепрограммы «Неделя» на РЕН-ТВ не удалось уйти от неудобных вопросов Марианны Максимовской. Отец Всеволод уже в самом начале подчеркнул приспособленческий характер РПЦ МП: «Мы идем за тем восприятием, которое принято в государстве». Т.е. мнение своры засевшей в Кремле важнее и значительнее голоса паствы и главное голоса собственной совести. А есть ли в недрах данной структуры совесть? По дальнейшим ответам и поведению протоиерея Всеволода стало ясно, что её либо нет вовсе или она, уже более 80 лет пребывает в коме. На зачитанное за кадром письмо режиссера Мейерхольда из сталинских застенок, господин Чаплин ответил «Мейерхольд жалок». Отправить бы после таких слов отца Всеволода на машине времени в УсольЛаг, про юбилей которого спросила ведущая. На что сей поп улыбался и говорил, что там, в УсольЛаге нужен музей. Далее из уст Чаплина раздавались такие реплики: «Разговоры о стукачах в рясах и гебистах - ерунда», «Для Церкви главное говорить Божию Правду». Что же касается товарища Сталина, то синодал-общественник сослался на позицию РПЦ МП 1953 года и добавил: «Это мнение Церкви, в которой были искренние патриоты Советского Союза».

Совместим ли советский патриотизм с Божией Правдой? Такой вопрос мне лично хотелось бы задать отцу Всеволоду. И еще один. Неужели для РПЦ МП вопрос о Сталинграде важнее многих исторических и современных социальных вопросов? Но так как мои вопросы не дойдут до адресата, я решил найти ответы на них самостоятельно.

Блаженнейший Антоний (Храповицкий) Митрополит Киевский и Галицкий, один из кандидатов в Патриархи и первый Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ писал, что патриотизм русского народа по преимуществу религиозный и православный. Народ любит Россию, «как хранительницу божественной истины, как служительницу евангельского благочестия». А за что иерархи РПЦ МП любили Советский Союз? Священнослужитель, а тем более Архиерей и Первоиерарх должны исповедовать Евангельский патриотизм, как самую высокую ценность своего народа. «Что может заменить народу Господа Христа» - спрашивает Митрополит Антоний. «Разве ему может заменить ничтожное существование государства, которое лишено всякого смысла, если оно основывается только на народном самолюбии и становиться чуждой религиозной идеи? То уже не народ, но гниющий труп, который своё гниение считает жизнью». Лучше чем Митрополит Антоний вряд ли удастся подобрать слова, которые характеризуют советский патриотизм иерархов РПЦ МП и патриотизм их современных наследников.

Что же касается более важных исторических и социальных вопросов, то уверен есть более важные проблемы, включая топонимику. Так в Кировской области, центру которой так и не вернули историческое имя - Вятка, до сих пор существует село БЕЗБОЖНИК, являющегося центром Мурашинского сельского поселения. А сколько сел и деревень, улиц и площадей в РФ с подобными именами? Куда же глядят очи отцов и иерархов РПЦ МП? Одному Богу известно.

А.С. Терзов, начальник 1 Отдела РОВС в России

pereklichka.livejournal.com

сталинизм, сопротивление, реалии путинского режима, Театр абсурда, Совдеп, антибольшевизм

Previous post Next post
Up