Восшествие нового императора Николая Павловича и присяга ему проходили в крайне тяжелой политической ситуации: слабовольность брата Константина Павловича и заговорщицкая деятельность антигосударственного движения, известного впоследствии как "декабристы", привели к восстанию на Сенатской площади обманутых революционерами солдат двух полков. С восстанием было покончено, новый государь, лично выполнявший роль следователя проявил невиданную мягкость в отношении зачинщиков и участников восстания: только в отношении 5 была применена смертная казнь, остальные отделались ссылками и прочими наказниями.
С этих пор начинается для России славная Николаевская эпоха - эпоха консервативного и постепенного развития Российской Империи, её утверждения в качестве "жандарма Европы" и важнейшего игрока международной политики, наивысший расцвет русских культуры и искусства (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка, Брюллов и прочие гремящие на весь мир имена - всё это эпоха Николая). Особенно жалкими в этой связи выглядят клеветнические заявления либералов и совков в крайней реакционности, чуть ли не "фашизме" Николая. Начиная уже с XIX века сначала в западноевропейской ("заметки" Кюстина о России в 1839 г.), а потом и в среде русской либеральной интеллигенции (и, само собой, в советской историографии) установился образ жестокосердного и грубого тирана-солдафона. Обычно, в этой связи, проводится противопоставление царствования Николая с правлением его предшественника - Александра I, и преемника - Александра II, "либеральных" правителей. Стоит ли говорить, что Воспитание Александра II с самого раннего детства строилось на внушении ему мысли о необходимости реформировать Россию, что Николай передал сыну все необходимые для его великих реформ задатки : в виде знаменитых комиссий по крестьянскому вопросу, создания в 1826-1832 гг. Сперанским единого Российского Законодательства (тяжелейшая работа), реформы государственных крестьян Киселёва и экономической реформы Канкрина - важнейших структурных преобразований.
Конечно, продвижение этих преобразований было несколько замедленно в связи с совершенно объективными обстоятельствами: "революционная лихорадка", колыхавшая по всей Европе и сотрясавшая социалистической заразой устои европейских обществ; сильным было действие антиправительственных и антинациональных сил внутри страны (кружок Введенского, петрашевцы); частые военные кампании этого периода носили стратегически важный характер (в т.ч. подавление восстания в Польше в 1830-1831 гг.).
Важнейшим Николаевским принципом было не сохранять систему как таковую, со всеми её грехами и недочётами, а "развиваться уверенно, но постепенно".
Все европейские антимонархические революции ХVIII-XIX вв. заканчивались установлением жёсткой диктатуры, сопровождавшейся кровавым террором. И это не смотря на то, что мятежники приходили к власти под демократическими и гуманистическими лозунгами "Свобода, равенство, братство". Несомненно, так было бы и в России. Так и произошло - но гораздо позже (кстати, напомним, что мятежники планировали, помимо всего прочего, также убийство Царской семьи, что и сделали большевики в 1918 году), и за эти почти сто лет Россия смогла накопить потенциал к будущему возрождению.
Ленин ставил масонское восстание 1825 г. на важное место в истории борьбы против самодержавия и начинал с этого события периодизацию революционного движения. Многие улицы в советское время были названы именами декабристов и сохраняют их до сих пор. Иностранные масонские энциклопедии также чтят декабристов в своем пантеоне мучеников во всемирной борьбе против монархии и Церкви.
Для православных монархистов сегодняшний день является датой торжества русской национальной православно-монархической идеи.
rusimperia.info