Новосвщмч. Иоанн Восторгов. "Христос Воскресе!"

Apr 24, 2011 21:27

Воистину, эта ночь пасхальная - светозарная ночь светоносного дня, как поется сегодня в церкви! Воистину, ныне вся исполнишася света; небо и земля, и преисподняя; все освещено, все осмыслено, ибо воистину воскресе Христос. По большей части, безсознательна или полусознательна радость христиан в этот день, если смотреть на нее и оценивать с точки зрения глубочайших и мировых запросов, мирового значения. Но тем более это обстоятельство подтверждает величие и действительность дарованного нам блага Христова Воскресения.

Так ребенок радуется теплу и свету, радуется и играет на лоне жизни, хотя не может точно и ясно формулировать, почему приятны ему свет и тепло, почему радостна для него жизнь.

И Христово Воскресение есть жизнь, есть залог вечной жизни и радости. Грубому уму оно может казаться только символом, а не действительностью. Но христиане, но Церковь верят в действительное, реальное воскресение Христа с Его Пречистою Плотию, - и в этом - глубочайший смысл религии нашей. Иначе - были бы только слова без значения, да и самый символ явился бы ни для чего ненужным. Без воскресения Христова все в духовном мире погрузилось бы в непроницаемый мрак. Зачем тогда говорить о жизни, радости, счастье, об истине, добре, справедливости? Ведь все равно: служишь ли им или не служишь, над всем царствует смерть, которая все уравняет и которая не знает различия добра и зла.

Все герои добродетели тогда - не более, как жалкие люди, которые умирали, умирают и будут умирать, которые вышли из ничтожества и обратились снова в ничто. Какой тогда смысл мира и человеческого существования? Нам скажут: смотрите на Христа, Которого жизнь безгрешна и свята, Которого слово непорочно и истинно, Которого деятельность - одно благодеяние человечеству. Но чем же окончилась эта святейшая жизнь? Ведь Он распят, могила взяла Его… Мало того: Он умер, а зло восторжествовало; Он в могиле, ученики Его в скорби и стенании, а Ирод, Пилат и Каиафа торжествуют победу. Что же сильнее: добро или зло? Зло сильно и в отдельном индивидууме, в котором дурные наклонности постоянно побеждают добрые; зло могуче и в общественном организме человеческом, в котором толпа, порабощенная злу, подавляет лучших людей и их благородные стремления. И, наконец, зло крайнее, самое сильное, самое могучее, непобедимое, неисцелимое торжествует над миром в виде смерти. Самая жизнь временно возникает в растительном и животном царстве лишь для того, чтоб уступить сейчас же смерти. Не обман ли тогда и самая жизнь?

По-видимому, какая великая была победа жизни, когда среди косного неорганического вещества закишели и закопошились мириады живых существ, первичные зачатки растительного и животного царства! Живая сила овладевает мертвыми элементами, делает их материалом для своих форм, превращает механические процессы в послушные средства для органических целей. И притом, какое огромное и все возрастающее богатство форм, какая замысловатость и смелость целесообразных построений от мельчайших зоофитов до великанов тропической флоры и фауны! Но смерть только смеется над всем этим великолепием. Она знает, что красота природы - только пестрый, яркий покров на разлагающемся трупе. Но, может быть, природа безсмертна? Всегдашний обман! Она кажется безсмертною для внешнего взгляда, со стороны - для наблюдателя, принимающего новую мгновенную жизнь за продолжение прежней. Говорят об умирающей и вечно возрождающейся природе. Какое злоупотребление словом! Если то, что сегодня рождается, не то же самое, что умерло вчера, а другое, то в чем же здесь возрождение? Из безчисленного множества мимолетных смертных жизней ни в каком случае не выйдет одна безсмертная.

Так рассуждает известный наш мыслитель Владимир Соловьев, стоя на точке зрения безверия. Нельзя не согласиться с этою безпощадною логикой. Зло, при таком воззрении, является безусловною, роковою силою, подавляющею везде добро; мрачный пессимизм и отчаяние должны неминуемо охватить всякое мыслящее существо, и от этого исхода не в силах нас защитить никакая моральная система. Возьмем две из них - величайшие: учение Будды собственно было отказом от борьбы со злом, повторенным и в наши дни в устах Л. Толстого; учение и жизнь Сократа - это, собственно, почетное отступление в борьбе, рисующее предсмертные упования мудреца в глубоком тумане… И все же оба эти мудреца умерли; смерть была последним их словом, их мысль, их деятельность остановились на роковой грани могилы…

Но прислушайтесь к голосу христианской Церкви в светозарную ночь Пасхи. Слушаешь и поражаешься: какая сила! Какая уверенность! Какие надежды! Смерти празднуем умерщвление, - заявляет церковное слово. Жизнь жительствует, мертвого нет ни одного в гробе, - восклицает пасхальное огласительное поучение. А над всеми несется, ликует, все заполняет собою повторяемый без конца чудный победный гимн пасхальный: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». И по всему миру христианскому этому гимну вторят сердца, ликуют души, исполняясь веры, силы, бодрости. Откуда эта сила, эта уверенность, эти надежды? Отчего такая радость?

Оттого, что воистину воскресе Христос! В Нем была полнота святости и непорочности, безпредельность нравственной силы, и с этой стороны Он в Своем Лице победил зло. Но Он же победил и зло коренное, зло крайнее: Он победил смерть, Он воскрес воистину всецело, как Дух, навеки воплощенный, воскрес с Пречистою Плотию. Все живое в Нем сохранилось, все смертное побеждено безусловно и окончательно. Итак, мы знаем в прошедшем безусловную победу доброго начала жизни в личном воскресении Одного Сына Человеческого: этого довольно, чтобы не страшиться смерти и всем сынам человеческим. Воскресение сильнее смерти. Оно - победа жизни над смертью, положительного начала над отрицательными, оно - торжество света и разума в мире. Оно - чудо; но пусть грубый ум не издевается над чудом, потому что оно - факт неоспоримый, конечный факт всемирного процесса. Возьмите этот процесс в целом, и мы везде найдем чудо, которое заставляет признать себя принудительно самый скептический ум. «Как появление первого живого организма среди неорганической природы, как, затем, появление первого разумного существа над царством безсловесных было чудом, так и появление первого, всецело духовного и потому неподлежащего смерти человека - первенца от мертвых - было чудом. Если чудесами были предварительные победы жизни над смертью, то чудом должно признать и победу окончательную» (Вл. Соловьев).

Да, Христос - «Первенец из мертвых». Это апостольское слово выражает собою всю полноту радости христианской в день Воскресения: Первенец - Христос, а за Ним Христовы… те «сущие во гробех», которым дарована жизнь, которым дана уверенность в окончательной победе света и правды над тьмою и злом. Отсюда бодрость жизни христианских народов, отсюда свет и радость нашей веры, отсюда всемирная радость Воскресения Христова, отсюда свет и огни и ликование этой пасхальной ночи, светозарной ночи светоносного дня, который является образом дня невечереющего света, незаходимого солнца вечной жизни. Ибо Христос воскресе - воистину воскресе!

rpczmoskva.org.ru

Светлое Христово Воскресение, Поздравление, Торжество Православия, мученичество, проповеди

Previous post Next post
Up