Какъ часто приходится слышать отъ вѣрующихъ людей о томъ, что грустно разставаться съ Пасхой. Многіе говорятъ, что грустно потому, что Господь былъ съ нами въ эти пасхальные свѣтлые дни, а теперь оставитъ насъ. Да, конечно, отзвучали и окончились торжественные пасхальные дни. Но должно помнить, что одно изъ тѣхъ пѣснопѣній, которое въ особенности часто повторялось въ свѣтлые пасхальные дни: «Воскресеніе Христово видѣвше, поклонимся Святому Господу Іисусу» и сейчасъ только что звучало, на этой всенощной, уже подъ другой праздникъ - праздникъ Вознесенія Господня. Это пѣснопѣніе показываетъ тѣснѣйшую связь между двумя торжествами: между торжествомъ Пасхи и торжествомъ Вознесенія Господня.
Одинъ и Тотъ же Господь Іисусъ Христосъ, Котораго мы славили и въ пасхальную ночь, во славѣ возносится теперь на небо, почему и наша радость духовная должна слѣдовать за Нимъ туда, а вовсе не печалиться. Казалось бы, что мы могли бы скорбѣть, какъ и апостолы. А мы въ пѣснопѣніяхъ, которыя пѣлись во время всенощной, слышали, что Господь Своихъ учениковъ и Свою Божественную Матерь «радости безчисленныя исполнилъ въ Вознесеніи Своемъ». Помните, что Вознесеніемъ Господнимъ и возселеніемъ Его одесную Бога Отца, закончилось то непосредственно Ему принадлежавшее дѣло, которое Онъ совершилъ «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія».
На зарѣ исторіи человѣчества, человѣкъ возмечталъ сравняться съ Богомъ, но совсѣмъ съ Нимъ не сравнялся и Богомъ не сталъ, а изъ чистаго, невиннаго и святого сталъ непотребнымъ грѣшникомъ, «печатокъ гнѣва», какъ говоритъ Писаніе. Но Господь не оставилъ Свое творенье. Человѣкъ захотѣлъ быть Богомъ, но Имъ не сдѣлался, но Богъ сдѣлался человѣкомъ, не переставая быть Богомъ, и явился на землѣ какъ Богочеловѣкъ. Онъ принялъ на Себя нашу человѣческую природу настолько, что теперь уже на всю безпредѣльную вѣчность не будетъ иного Сына Божія, какъ Богочеловѣка Господа нашего Іисуса Христа, Который благоволилъ въ Свое безпредѣльное Божественное Естество воспринять наше человѣческое естество, нашу человѣческую природу. Богъ сошелъ съ неба на землю, какъ Богъ, а на небо вознесся, какъ Богочеловѣкъ, т. е. нашу человѣческую природу не только искупилъ, очистилъ отъ грѣха и освятилъ, но посадилъ одесную Бога Отца. Теперь, превыше всего сотвореннаго, превыше ангеловъ, архангеловъ, херувимовъ и серафимовъ возсѣдаетъ на Божественномъ Престолѣ Богъ и въ то же самое время Человѣкъ, во всемъ подобный намъ.
Только премудрость Божія, безконечная любовь Божія, благость Божія, премудрость и сила могли осуществить это претрудное дѣло. Поэтому помните, когда мы славимъ Господа Спасителя, вознесшагося и сѣдящаго одесную Бога Отца, то мы славимъ въ Немъ и нашу человѣческую природу. Но и этого мало, Онъ не только съ нами. Мы въ Апокалипсисѣ читаемъ, что Господь говоритъ: «Побѣждающему дамъ сѣсть со Мной на Престолѣ Моемъ, какъ Я побѣдилъ и сѣлъ со Отцомъ Моимъ». Объ этомъ и мечтать страшно, не то что сказать, а это - слова Спасителя, Который никогда не говорилъ неправды, никогда не говорилъ никакихъ преувеличеній - если Онъ такъ говоритъ, значитъ, это и будетъ именно такъ, какъ Онъ говоритъ - иначе и быть не можетъ.
Поэтому, мы не только за Него радуемся, что Онъ возсѣлъ одесную Своего возлюбленнаго Отца, но радуемся тому, что и наша человѣческая природа не только очищена и освящена, но и возвышена превыше небесъ. И поэтому, праздникъ Вознесенія Господня долженъ быть не день печали, а радостью безсмертной духовнаго торжества. Аминь.
Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ II. - Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. - Нью-Іоркъ, 1989. - С. 308-309.
russportal.ru