22-го февраля 1918-го года - начало Кубанского Ледяного похода

Feb 22, 2015 04:03

Морозной и снежной ночью 9 февраля 1918 года четырехтысячная Добровольческая армия оставляла Ростов... Оставаться на Дону было нельзя. Большевики наседали со всех сторон. Так начинался Первый Кубанский поход Добровольческой армии, начиналась организованная борьба против поработителей Отечества.

Куда они шли, и что ждало впереди? Ответом на этот мучительный вопрос служат строчки генерала Алексеева, написанные близким: «...Мы уходим в степи. Можем вернуться, только если будет милость Божья. Но нужно зажечь светоч, чтобы была хоть одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы...».



Никогда еще не было такой армии в истории человечества. С винтовками на ремне, с жалкими пожитками в вещмешках шли в колонне по глубокому снегу два бывших главнокомандующих Императорской армией, бывшие командующие фронтами, чины высоких штабов, корпусные командиры, полковники и офицеры, кадеты и юнкера, женщины-ударницы и ростовские гимназистки. Очень мало патронов, скудная казна, катастрофически мало снарядов, повсюду численно превосходящий противник, но - вперед!

Тяжелые, идущие чередой бои и беспрерывный марш. Все берется в бою - снаряды, патроны, продовольствие... Направление похода определено - взять столицу Кубани Екатеринодар. От станицы Ольгинской до Егорлыцкой, 88 верст, прошли за шесть дней, а дальше - Ставропольская губерния, охваченная большевизмом.

15 марта армия подошла к станице Новодмитриевской. Именно здесь родилось второе название похода - Ледяной. Всю ночь накануне и утром следующего дня шел дождь. Люди промокли до нитки и месили глубокую грязь... К полудню подул ветер, пошел снег. Впереди - речка, а за ней станица. Офицерский полк генерала Маркова начал долгую переправу на крупах лошадей. А погода опять сменилась - стал сильнее ветер, ударил мороз и метель. Все быстро обросло ледяной коркой, одежда, ставшая панцирем, сковывала любое движение... Упавшие люди уже не могли подняться…

Марков оказался со своим полком в одиночестве перед станицей. Остальные части только переправлялись. Вопрос стоял ребром - замерзнуть в поле или взять станицу и спасти армию. Марков бросился в атаку. Замерзшие офицеры, сжимая в окоченевших руках винтовки, падая в месиво грязи и снега, снова поднимались навстречу убийственному огню красных. Станица была взята.

Армия получила первые подкрепления с Кубани. Ее численность возросла до шести тысяч человек. 27 марта подошли к Екатеринодару.

Утром 31 марта один из снарядов красной артиллерии залетел в штабную комнату, где за столом сидел генерал Корнилов... Весть о его смерти разнеслась очень быстро. Армию принял генерал Деникин. Блестяще маневрируя, Деникин выводил армию из самых сложных ситуаций. 25 апреля присоединился отряд офицера-киевлянина полковника Михаила Дроздовского, прошедшего с боями 1200 верст с далекого Румынского фронта.

30 апреля 1918 года, преодолев с боями 1050 верст, армия вернулась на Дон и расположилась на отдых в станицах Мечетинской и Егорлыцкой. Из 80 дней похода - 44 в боях, потеряно убитыми до 400 человек, вывезено 1500 раненых. Армия вышла в составе четырех тысяч, а вернулась в составе пяти тысяч.

Приказом генерала Деникина для всех участников похода был установлен особый знак: терновый венец с мечом на георгиевской ленте и с розеткой национальных цветов на ней.

По-разному сложились судьбы участников похода. Большинство погибло в дальнейшей борьбе, кто-то испытал всю тяжесть эмигрантской жизни, кто-то погиб в армии генерала Франко, сражаясь уже против испанских коммунистов. Многие стали молодыми и прославленными военачальниками - генералы Туркул, Манштейн, Харжевский, Кутепов. Первопроходцы всегда оставались своеобразным «цементирующим» составом всех белых частей. Их девизом до самой смерти было: «Все для России! Ничего для себя!»

exclav.ru

Белое сопротивление, антикоммунистическое сопротивление, Совдеп, Белое дело

Previous post Next post
Up