Смиренный Антоний, Божией милостью Митрополит Киевский и Галицкий приветствует свою, рассеянную по всему миру Боголюбивую паству, с праздниками Рождества Христова и Богоявления и желает ей здравия и спасения, а наипаче желает помнить, что мы здесь, на этом свете, - временные гости, которым предстоит пить чашу Господню до смерти, которая не замедлит, а если по нашим соображениям иногда замедляет, то тем более понуждает нас думать о смертном исходе и готовится к нему молитвой и борьбой со страстями.
И если бы все мы исполнили такие пожелания благочестивой мудрости, завещанной нам от Св. Отец Церкви и еще раньше в Священном Писании, то наша жизнь была бы во много раз легче и нами бы всегда вспоминались слова пасхального поучения - «Никто же да не убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть». Далее. Если бы мы об этом, несомненно ожидаемом нами испытании, размышляли с молитвой, то было бы прилично нам вспоминать и дальнейшие слова Св. Златоуста, читаемые в день Св. Пасхи: «никто же да плачет прегрешений, прощение бо нам от Гроба возсия».
Увы, этих увещаний теперь почти никто не принимает к сердцу, а проводит жизнь в легкомыслии, праздных забавах и греховных развлечениях, не дающих истинной радости, а только на время прикрывающих безотрадность нехристианской жизни.
Впрочем надеюсь, что при наступлении радостных праздников Рождества и Крещения в сердцах верующих, вопреки греховной действительности, вновь сияют, сквозь туман страстей разного рода, радостные лучи христианской надежды: «Аще бо и согрешихом, но не отступихом от Тебе» и всепрощающие события, окружающие Вифлеемскую звезду, снова оживают в наших сердцах и в нашей памяти, особенно теперь, когда можно надеяться, что вся наша зарубежная паства будет славить Родившегося Спасителя едиными усты и единым сердцем. Такую надежду дает нам выраженная, бывшими прежде в отдалении от нас русскими святителями, решимость соединиться со всеми нами в единой Заграничной Церкви с одним общим священноначалием. В Америке уже происходят на деле такое соединение, а в Западной Европе осуществления его нам еще приходится ждать, ибо ему должно предшествовать упразднение Константинопольского экзархата, без чего невозможно полное единение там церковной жизни. Мы, однако имеем упование, что единство это настанет по милости Господа, не воздающего нам по грехам нашим, но милующего нас по благости Своей.
Не лучше нас были современники Вифлеемских событий и все-таки Господь не лишил их в сию ночь радостного и священного утешения.
Вот почему в церковных песнопениях нынешнего праздника Рождества Христова Церковь неотступно напоминает нам о значении этого великого события спасения рода человеческого явлением на земле Богомладенца, Его Пречистой Матери и прочих свидетелей Его благодатного рождества в Вифлеемской пещере. Да сподобит и нас, грешных, Милосердный Господь, вместе с пастырями и Его Пречистой Матерью и древоделом Иосифом воспевать Его славу. «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Аминь.
г.1935
† Митрополит АНТОНИЙ
Текст взят из общедоступных источников