Почти 2000 лѣтъ прошло съ той благословенной ночи, въ которую небесный благовѣстникъ возвѣстилъ великую радость, которая будетъ всѣмъ людямъ (Лук. 2, 10). И почти въ теченіе 2000 лѣтъ святая Церковь ежегодно возобновляя торжество этой Виѳфлеемской ночи, снова и снова говоритъ намъ о томъ, чтó совершилось тогда, и о томъ, что это дѣйствительно великая радость.
Естественно, что мысль наша сейчасъ переноситъ насъ на крыльяхъ вѣры въ святой градъ Виѳлеемъ. Тамъ дѣйствительно сейчасъ торжество изъ торжествъ. Когда бываетъ другой, еще болѣе великій нашъ праздникъ, - свѣтлое Христово Воскресенье, тогда все торжество сосредотачивается у святаго Гроба Господня, а праздникъ Рождества Христова празднуется именно тамъ - въ далекомъ Виѳлеемѣ, у яслей Виѳлеемскихъ. И мы съ вами нынѣ, получая помазаніе освященнымъ елеемъ будемъ получать его отъ того елея, который благочестивые паломники намъ доставили сюда - именно оттуда, отъ Виѳлеемскихъ яслей. Такъ что не только въ духовномъ порядкѣ вѣры, но и въ порядкѣ непосредственнаго общенія мы будемъ причастниками благодати и освященія Виѳлеемскаго праздника.
Но для того, чтобы оцѣнить какъ должно то что произошло тамъ, когда Сынъ Божій родился и возлегъ въ ясляхъ Виѳлеемскихъ, обратимъ вниманіе вотъ на что:
Въ самомъ началѣ бытія рода человѣческаго, когда въ райскихъ селеніяхъ пребывали только Адамъ и Ева, первозданные люди, они имѣли то блаженство, о которомъ мы въ теперешнемъ нашемъ грѣшномъ состояніи даже и приблизительнаго понятія имѣть не можемъ. Они имѣли блаженство непосредственно, лицомъ къ лицу, какъ дѣти съ отцомъ, бесѣдовать съ своимъ Творцомъ, Владыкою и Господомъ, Который, какъ бы отлагая Свое неприступное величіе, такъ сказать «запросто» являлся къ нимъ, какъ Отецъ къ любимымъ дѣтямъ и бесѣдовалъ съ ними.
Для твари не можетъ быть бóльшаго блаженства, какъ видѣть своего Творца и бесѣдовать съ Нимъ. И лукавый соблазнитель, діаволъ, самъ отпавшій отъ Бога, позавидовалъ первымъ людямъ и по зависти прельстилъ ихъ и ввергнулъ въ страшный грѣхъ непослушанія Богу. Поддавшись соблазну, захотѣлъ человѣкъ самъ быть богомъ; но не только не сталъ, а наоборотъ, какъ окаянный грѣшникъ, оказался отлученнымъ отъ Бога, потому что грѣхъ сталъ между нимъ и Господомъ какъ стѣна, которая отдѣлила его.
Припомните моментъ крестныхъ страданій Спасителя, когда Онъ возгласилъ: «Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставилъ»; - тогда все потемнѣло; какъ будто непроницаемая туча закрыла солнце, и наступилъ мракъ и тьма, которая указывала на то, что грѣхи наши, которые Онъ взялъ на себя, отдѣлили Его отъ Отца и Онъ почувствовалъ Себя оставленнымъ Имъ.
Итакъ - преступившій Божію заповѣдь человѣкъ не только не сталъ богомъ, но отъ Бога отпалъ. Но Господь, въ неизрѣченной благости Своей, не захотѣлъ оставить Свое любимое твореніе и измыслилъ спасеніе особымъ образомъ. Для того, чтобы спасти безотвѣтно виноватаго человѣка, премудрость Божія осуществляетъ такой планъ, по которому, для спасенія отпавшаго и удалившагося отъ Бога человѣка Самъ Господь сошелъ на землю, чтобы стать человѣкомъ - «Сыномъ Человѣческимъ», какъ Онъ любилъ называть Себя. Что-бы въ этомъ видѣ, къ Нему, какъ къ Богочеловѣку удобенъ былъ доступъ.
Что же мы видимъ при Его воплощеніи? Видимъ, что, отказавшись отъ всякой пышности и отъ всего, что считается въ этомъ мірѣ самымъ великимъ, знаменитымъ и славнымъ, Онъ даже никакой хижины Себѣ не выбралъ, а благоволилъ возлечь въ ясляхъ скотской пещеры.
Обратите ваше вниманіе на то апостольское чтеніе, которое мы, Богъ дастъ, завтра услышимъ, за Божественной литургіей. Въ этомъ чтеніи св. апостолъ Павелъ говоритъ о томъ, что Богъ для того послалъ Своего Сына на землю, чтобы Онъ искупилъ насъ «подзаконныхъ» и мы приняли УСЫНОВЛЕНІЕ. «Искупилъ подзаконныхъ». Мы - всѣ люди - были подъ закономъ, были подъ клятвою закона, какъ грѣшники, но Онъ явился, взялъ на Себя наши грѣхи, искупилъ всѣхъ насъ - подзаконныхъ, и мы имѣемъ теперь милость усыновленія Богу.
Въ Виѳлеемскихъ ясляхъ возлежитъ Тотъ, кто есть Богочеловѣкъ. Какъ Богъ по существу, Онъ неприступенъ и страшенъ и на Него не смѣютъ взирать даже чины Ангельскіе, но въ то же время, по человѣчеству Онъ - человѣкъ, такой же какъ мы, во всемъ подобный намъ, только абсолютно чистый отъ грѣха. Поэтому - такъ какъ Тотъ, Кто въ ясляхъ возлежитъ есть человѣкъ и въ то же самое время - Сынъ Божій, - то, будучи по человѣчеству Его братьями, какъ такіе же люди какъ Онъ, мы черезъ Него являемся сынами Божіими. Онъ - Сынъ Божій, а мы - братья Его по человѣчеству. Въ этомъ глубокій смыслъ Его воплощенія.
Вы вѣроятно хорошо помните, какъ въ одномъ изъ воскресныхъ Евангелій говорится о томъ, что когда св. Марія Магдалина бросилась къ ногамъ воскресшаго Спасителя, узнавши Его, Онъ сказалъ ей, чтобы она пошла къ «БРАТІИ Его, - къ Его братьямъ, ибо Онъ считаетъ Себя нашимъ братомъ, какъ человѣкъ.
Значитъ, если Онъ Сынъ, то и мы сыновья, какъ Его братья. «Пойди къ братіи моей, говоритъ Господь, и скажи, что Я восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему».
Скользятъ часто по поверхности нашего сознанія эти слова, привычныя для насъ и мы мало вдумываемся въ глубочайшее ихъ содержаніе. Почему такъ сказалъ Спаситель міра? «Ко Отцу Моему и Отцу вашему»? Потому что Господь, Богъ Отецъ, Ему Отецъ по самой природѣ Божественной, ибо Онъ рожденъ отъ Отца и равенъ Отцу и имѣетъ ту же природу по Божеству (какъ и человѣкъ, который раждается отъ человѣка, имѣетъ ту же природу). А для насъ Онъ Отецъ не по существу, не по природѣ, а только по благодати, только по милости Его, а не по существу. Вотъ это Господь и подчеркиваетъ, говоря «Отцу МОЕМУ и Отцу вашему». Но дальше Онъ добавилъ «и Богу Моему и Богу вашему», а это уже съ другимъ оттѣнкомъ; это Онъ говоритъ, какъ человѣкъ. Какъ Сынъ Божій Онъ сказалъ «Отцу Моему и Отцу вашему», какъ бы говоря: Онъ Мой Отецъ по существу, а вашъ только по благодати; а слова «Богу Моему и Богу вашему» Онъ сказалъ какъ человѣкъ для котораго Богъ есть - Богъ одинаково съ другими людьми.
Нужно помнить, что на крестѣ Господь воззвалъ ко Отцу «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ» - только Своей человѣческой природой, а не божественной; этой природой Онъ страдалъ и эта человѣческая природа, та же что и у насъ, и воззвала «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ». Одинъ разъ только въ Евангеліи - въ моментъ крестныхъ страданій Онъ, обращаясь къ Богу Отцу, назвалъ Его Богомъ. Во всѣхъ другихъ случаяхъ Онъ всегда называлъ Его Отцомъ - и вотъ когда Онъ уже какъ побѣдитель, съ креста воскликнулъ «совершилось», - Онъ снова обращается къ Нему, говоря «Отче, въ руки Твои предаю духъ Мой».
Итакъ, мы съ вами у яслей Виѳлеемскихъ поучаемся нашему усыновленію, нашему сыновству. Но будем помнить, къ чему насъ это обязываетъ! И помнить съ безконечной благодарностью къ Нему за то, что Онъ благоволилъ совершить это чудное дѣло, и вмѣсто того, чтобы наказать безотвѣтно виновнаго человѣка, Онъ не только Самъ за него принялъ наказаніе, но и сдѣлалъ его Своимъ по человѣчеству братомъ и по благодати - сыномъ Своего возлюбленнаго Отца.
Посему, когда ты будешь склоняться передъ изображеніемъ яслей, въ которыхъ сегодня возлежитъ Спасеніе міра, то дѣлай это съ глубокой благодарностью за Его милость и лобызай святой образъ, сознавая, что далъ тебѣ твой Спаситель въ этомъ чудномъ дѣйствіи воплощенія и пришествія на землю, Аминь.
Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета , Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. - Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). - Нью-Іоркъ, 1981. - С. 61-64.
slovo.russportal.ru