«В этом году мы вспоминаем 20-летие крушения Советского Союза. Я в связи с этим предпочитаю говорить о крушении исторической России», - сказал Гундяев в пятницу на совместном заседании попечительского, наблюдательного и общественного советов церковно-научного центра «Православная энциклопедия», взяв слово после выступления спикера Госдумы Бориса Грызлова, передает «Интерфакс».
По его словам, многие задаются вопросом, почему произошел распад СССР, и существует много ответов. «Но среди причин, несомненно, упадок национального самосознания, национальной гордости, восприятия истории во всей ее совокупности, понимания огромного значения исторической общности людей для их, в том числе, материального и духовного процветания», -
сказал предстоятель МП.
В преддверии парламентских выборов он призвал российское общество заботиться «о росте национального самосознания, достоинства для того, чтобы никогда в истории больше не повторилось то, что произошло в начале 90-х годов, и чтобы никакие ссылки на неудовлетворительное управление, неправильную идеологию не подталкивали людей к тому, чтобы разрушить государственность, потому что целились в режим, а попали в историческую Россию».
Слова Гундяева как никогда четко отражают всю лжедуховность непосредственно самого явления ереси сергианства, построенной на подмене верности Христу и Его Церкви на поклонение князю мира сего через добровольное вступление в рабство к богоборческой кодле, захватившей Святую Русь и создавшей на ее исторической земле, политой кровью наших предков, псевдогосударство - Совдеп. И не может быть никаких колебаний в именовании сергианства бичом нашего времени, разъедающим саму основу церковной жизни!
Гласом же, исполненным верности ко Христу, взывают к нам Новомученики и Исповедники Российские, единомысленно обличавшие заразу сергианства. Этот глас раздавался вопреки любым гонениям и репрессиям, раздавался без ложного страха, но свидетельствовал о Христе, являясь голосом Святой Руси, поруганной богоборцами, но несломленной, молитвами Новомучеников же она и воскреснет!..
+ + +
Вот лишь некоторые из цитат подвижников XX века:
Из Обращения неизвестного Епископа к «сергианскому» священнику.
«Митр. Сергий спасает не Церковь Божию, а тело блудницы и барахло ее, давно судом Божиим и приговором истории обреченное на погибель…»
«Митр. Сергий со своим Синодом (существует)… лишь ценою предательства Дома Божия и превращения своей группы в церковь-блудницу».
Св. Новомученик Епископ Павел (Кратиров).
«…При данной церковно-исторической обстановке всякая «легальная» Церковь становится неизбежно блудницей Вавилонского богоотступления. Я не могу не возмущаться и не страдать при виде червленно-заблудной Церкви, потому что я сам блудный и многогрешный имею великую нужду в целомудрящей нас Церкви-Деве, носящей белую одежду целомудрия и совершенно чистой, незапятнанной Невесте Христовой, могущей спасти меня многогрешного…
Так как сергиевская церковь надела на себя червленную ризу блудницы, то чрез это стала повинной и преступной во всем».
Исповедник протопресвитер Михаил Польский.
«Безусловно, что то, что называют по официальному виду Церковью в России, есть блудница, как это ни тяжко признавать нашему русскому национальному самолюбию».
Из «Киевского Воззвания», составленного Св. Новомучеником Епископом Дамаскиным.
«И не только в сердце интеллигенции вызовет Декларация мучительный соблазн. Тысячеустая молва пронесет страшное слово в самую толщу народа, новой раной поразит многострадальную душу народную, и во все концы земли пройдет слух о том, что Царство Христа стало Царством зверя».
Старец Нектарий - один из последних и благодатнейших оптинских подвижников - был открытым противником сергианства и запрещал приступать к их таинствам. О свящ. Димитрии Иванове - лично знавшем Старца Нектария, писали: «Последним наша Церковь (сергианская - ред.) была объявлена безблагодатной, таинства ея недействительны и даже запрещалось молиться, проходя мимо наших церквей. Свой такой резкий взгляд базировал якобы на мнениях по сему вопросу оптинского Старца о. Нектария, ныне усопшаго».53 В беседе с профессорами Комаровичем и Аничковым летом 1927 г (еще до выхода Декларации Митр. Сергия) Старец Нектарий называл Митр. Сергия обновленцем. На возражение, что последний покаялся, Старец ответил: «Да, покаялся, но яд в нем сидит». Своим духовным чадам Старец Нектарий говорил: «В красную церковь не ходить». А перед кончиной заповедал, чтобы на его отпевании не было не только ни одного не только сергианского священнослужителя, но даже и мiрянина».
Уже позднее о. Лаврентий (Проскура) Черниговский предупреждал, что «закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен… Все храмы будут в величайшем благолепии…», но в них «не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа», и что «ходить в те храмы нельзя будет, благодати в них не будет».
Св. Новомученик Епископ Виктор (Островидов).
«В деле расточения Церкви вместе с предательством митр. Сергий произвел и тяжкую хулу на Духа Святого, которая по неложному слову Христа никогда не простится ему ни в сей, ни в будущей жизни…
Смесив в одно в великом святейшем таинстве Евхаристии, вопреки слову Божию, «верных с неверными» (2 Кор. 6, 14-18), Святую Церковь и борющих на смерть врагов ее, митрополит этим своим богохульством нарушает молитвенный смысл великого таинства и разрушает его благодатное значение для вечного спасения душ православно верующих. Отсюда и богослужение делается мерзостью в очах Божиих, а потому и совершающий и участвующий в нем подлежит сугубому осуждению.
Являясь во всей своей деятельности еретиком антицерковником, как превращающий Святую Православную Церковь из дома благодатного спасения верующих в безблагодатную плотскую организацию, лишенную духа жизни, митр. Сергий в то же время через свое сознательное отречение от истины и в своей безумной измене Христу является открытым отступником от Бога Истины.
И он без внешнего формального суда Церкви (которого невозможно над ним произвести) «есть самоосужден» (Тит. 3,10-11); он перестал быть тем, чем он был - «служителем истины» по слову: «Да будет двор его пуст… и епископство его да приимет ин» (Деян. 1,20).
Ряд увещаний архипастырей, богомудрых отцев и православных мужей Церкви в течение многих лет не приносили пользы, не привели митр. Сергия к сознанию содеянного им греха и не возбудили в его сердце раскаяния.
А потому мы по благодати, данной нам от Господа нашего Иисуса Христа, «силою Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5,4) объявляем бывшего митрополита Сергия лишенным молитвенного общения с нами и всеми верными Христу и Его Святой Православной Церкви и предаем его Божиему суду: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Евр. 19,30)».
Св. Новомученик Архиепископ Гдовский Димитрий (Любимов).
Свидетельствовал, что высшая церковная власть, возглавляемая митр. Сергием, «уклонилась от Православия»; призывал «народ порвать молитвенно-каноническое общение с митрополитом Сергием… и единомышленными с ним епископами»; все сергианские храмы именовал «новообновленческими храмами»
Св. Новомученик Епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик).
«А положение таково, что все, ставшие на путь Вашей (т.е. Митр. Сергия, - ред.) декларации каким-то образом утратили стимул к жизни, как бы выдохнулись, лишились энергии. Церковная жизнь у них протекает кое-как лишь по инерции, при полной их неспособности чему-либо противостать. Таково настроение, как у пастырей, так и у мiрян. Объясняется же это со стороны пастырей - утратой твердой почвы под ногами; со стороны мiрян - утратой доверия к личности Вашего Высокопреосвященства и иже с Вами иерархов. Неудивительно посему, что отстраняющееся от Вас меньшинство уверенно говорит об утрате Вами благодати».
Св. Старец Нектарий (Тихонов) Оптинский.
Старец Нектарий (Тихонов) Оптинский своим чадам строго завещал, чтобы в советские храмы не ходили ни молиться, ни пение слушать, ни тем более причащаться, и чтобы даже свечей не покупали в этих храмах. При этом разрешал ходить к свв. мощам и иконам, но так, чтобы не участвовать в службах и не слушать пения, и если ставить свечи, то только свои, принесенные с собою.
Св. Новопреподобномученица Мария Гатчинская.
Своих духовных чад наставляла о том, что в сергианских «церквах благодати и правды нет, как отошедших от Православия и продавшихся власти».
Св. Новоисповедник Епископ Ижевский Синезий (Зарубин).
«В открытые храмы отнюдь не ходить. Они - ловушка. Там нет Православия. Там одна форма без содержания… Там то, о чем сказал Господь: се оставляется вам дом ваш пуст (Лук. 13, 55). Господь наказал нас за грехи наши. Церкви Христовой там нет, осталась только мнимая видимость. Истинные пастыри уничтожены, в тюрьмах, в ссылках, в бегстве. А то «священство», что осталось, - как правило, партийные, атеисты. И эти «священники» создают там то, что названо в Святом Евангелии «мерзость запустения». И от этой «мерзости» велено нам «бежать в горы». А это то же самое, что «бежать в пустыню», как сказано в «Откровении»… Бежать молитвою к Богу».
Св. Новомученик Епископ Павел (Кратиров).
«Митрополит Сергий возлагает свою надежду на небесного Пастыреначальника, что Он в трудную минуту «не оставит нас сирых«, и «упование не посрамит его»… Мы перейдем за границу возможного, если разделять будем надежды митрополита Сергия на то, что Господь будет ему Помощником в его деяниях… Правильнее будет думать, имея ввиду его последние выступления, исполненные искательства перед сильными мiра сего, что Господь оставил его и Дух Божий отступил от него».
«А вот почему я отрекаюсь от Сергиевской церкви. Тело церковное с внешней стороны как будто и целое и все в порядке, но через богоотступление голова уже отрублена. И сколько бы митр. Сергий ни кричал о верности Православию, но самого главного уже нет. Получилась не Церковь, а церковная партийная организация, ориентация. Налицо не корабль церковный, а сергиевская ладья- «душегубка«».
Св. Новомученик Архиепископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский).
«…Святая Церковь будет с ужасом вспоминать о грехах Сергия и его сподвижников, поставив его имя рядом с именами вселенских лжепатриархов - Нестория, Диоскора и других страшных изменников православия. Когда был изгнан со своей кафедры - еретическим императором - святитель Афанасий Александрийский, то, разумеется, нашлись архиереи, которые с полной готовностью исполнили все беззаконные веления царя. - Этих архиереев св. Афанасий называл не епископами, а катаскопами (т.е. царскими шпионами), лишенными всяких благодатных даров. Таковы и наши современные катаскопы, разрушители Божиих храмов и вообще церковной жизни. Таков митр. Сергий».
Из «Киевского Воззвания», составленного св. Новомучеником Епископом Дамаскиным Глуховским.
«Одно из двух. Или, действительно. Церковь есть непорочная и чистая Невеста Христова, Царство Истины, и тогда Истина - это воздух, без которого мы не можем дышать, или же она, как и весь лежащий во зле мiр, живет во лжи и ложью, и тогда все ложь - каждое слово, каждая молитва, каждое таинство…».
Исповедник Архиепископ Рокландский Андрей (Рымаренко).
«Вспоминается мне один случай из жизни блаженной Ксении Петербургской. Она была особенно популярна в купеческом мiре. Купцы замечали, что каждое посещение Блаженной приносило им удачу в торговле.
Однажды в одном торговом месте купцам удалось раздобыть из богатого имения несколько различных сортов самого лучшего меда. Был мед и липовый, и из гречихи, и еще из других цветов и растений. Каждый имел свой особый вкус и благоухание. А когда купцы все эти сорта смешали в одной бочке, получилось такое благоухание и такой вкус, о котором и мечтать нельзя было. Покупатели брали этот мед нарасхват, не жалея никаких денег. И вдруг появилась Блаженная Ксения. - «Не берите, не берите, - закричала она, - этот мед нельзя есть: он дохлятиной пахнет». - «Да ты, матушка, с ума сошла! Не мешай нам! Видишь, какая прибыль пошла. Да как ты докажешь, что этот мед нельзя есть?…» - «А вот и докажу!» - крикнула Блаженная, изо всех сил навалилась на бочку и… опрокинула ее. Пока мед тек на мостовую, люди тесно обступили бочку, но когда весь мед вытек, все закричали от ужаса и отвращения: на дне бочки лежала огромная дохлая крыса. Даже те, кто за дорогую цену купил этот мед и уносили его в банках, побросали их».
«Почему мне вспомнился этот случай и я привожу его? - продолжает Владыка Андрей. - Отвечу охотно. На днях один американец, интересующийся Православием и побывавший почти во всех православных церквах и в Советском Союзе и здесь, в Америке, спросил меня: отчего я и целая группа русских православных людей не участвуют в приеме Патриаршей делегации и вообще как бы чуждается всего, что связано с церковной жизнью в Советском Союзе, и даже здесь, в Америке, уклоняются от тех православных групп, которые так или иначе связаны с Патриархией? В чем дело? Разве догматы не те, или таинства другие, или богослужение иное? Я подумал и ответил: нет, дело не в этом. И вера та же, и богослужения те же. Православная вера благоухает как хороший мед. Но если этот мед вы сольете в бочку, на дне которой окажется дохлая крыса, захотите ли Вы отведать этого меда?» - Он с ужасом посмотрел на меня: «Ну, конечно, нет!» - «Вот так и мы, - ответил я ему, - чуждаемся всего того, что связано с коммунизмом. Коммунизм для нас то же, что дохлая крыса на дне бочки. И если Вы наполнили эту бочку до самых краев самым лучшим, самым ароматным медом… - нет, мы не захотим этого меда. Мед сам по себе прекрасен, но в него попал трупный яд и смрад».
Исповедник Сергей Нилус.
«Пока есть и храм Божий не от «Церкви лукавнующих«, ходи, когда можно, в церковь, а нет - молись дома… Скажете: а причащаться где? у кого? Отвечу: Господь укажет; или же Ангел причастит, ибо в «Церкви лукавнующих« нет и не может быть Тела и Крови Господних. У нас в Чернигове, из всех церквей только церковь Троицкого осталась верной Православию; но если и она сохранит поминовение Экзарха Михаила и, следовательно, молитвенное общение с ним, действующим по благословению Сергия и Синода, то мы прекратим общение и с нею».
Св. Новомученик Епископ Павел (Кратиров).
«…Придерживающийся Сергиевского суемудрия, а тем паче разделяющий его, не может быть наставником и хранителем благочестия, т.к. неизбежно помимо его воли, христианская закваска и соль, носителем которых он является, преподаются жаждущему истины спасения вместе с бесовской прелестью и дьявольским заблуждением. Всякий внимающий таким церковным учителям, вместо отрады и духовного утешения испытывает горечь и теряет надежду спасения… Тем, кто поплелся за митр. Сергием, возвращение на путь истины - задача трудная, сопряженная с немалыми скорбями и лишениями».
Св. Новомученик Епископ Яранский Нектарий (Трезвинский).
«Всякому православно верующему сыну Церкви Христовой зазорно и для вечного спасения небезопасно идти за таким вождем как м. Сергий, ставшим и пошедшим скользким и весьма ненадежным путем».
Исповедник проф. И. М. Андреев.
«Посмотрим С ОСОБЫМ ВНИМАНИЕМ что говорится в защиту благодарности советской церкви…
Эти аргументы следующие.
Измученный, исстрадавшийся, несчастный русский народ идет в советские открытые храмы, чтобы получить там утешение. Вот ради этих многомиллионных народных масс, приносящих в церковь веру, свои молитвы, свои скорби, свои слезы, может быть, и сохраняется в советской церкви благодать и совершаются таинства, несмотря на то, что Высшая церковная иерархия погрешила, войдя в компромисс с сов. государством. Приходящие в советские храмы слышат богослужения, на которых читают Евангельские слова, молятся на чудотворные иконы, умиляются дивным церковным песнопением, каются в грехах и со страхом Божиим подходят к Св. Чаше, чтобы приобщиться Св. Тайн. Ради них, ради этих простых верующих людей, не разбирающихся в сложных и тонких богословских вопросах, не понимающих и часто ничего не знающих о юрисдикционных разногласиях у духовенства, может быть, и совершаются Св. Таинства? Неужели милосердый Господь не даст этим простым, наивным, безхитростным, просто по-детски верующим людям никакого утешения?…
Попробуем ответить на все эти возражения.
Прежде всего: благодать и совершение таинств не зависят от «достоинства» или «недостоинства» воспринимающих их. От «достоинства» или «недостоинства» зависит лишь ДЕЙСТВИЕ ЭТИХ таинств на ИХ души. Для чего же были установлены св. каноны и св. догматы? Для чего шла борьба с ересями?
В безблагодатной церкви благодать не появится только оттого, что в эту церковь войдут верующие, но обманутые люди. В «живую» и «обновленческую» церковь тоже, ведь иногда заходили «простые верующие люди», не разбиравшиеся в «богословских тонкостях« и ничего не понимающие в вопросах юрисдикции.
Если «измученный, исстрадавшийся, несчастный русский народ» идет с великой скорбью и слезами, с жаждой утешения в советские храмы, то он, конечно, утешение там получает. Но какое это утешение? Духовное или душевное? Благодатное или психологическое? Утешение через св. таинства благодати или через простой моральный «катарсис»? Ведь и исповедь может быть только психологической (которую изучает психоанализ), а может быть и таинством покаяния. Можно молиться и плакать, и сокрушаться о грехах у себя дома и получать от Бога и утешение, и умиление и прощение многих прегрешений. То, что зависит от самого человека, от силы его молитвы и искренности его покаяния, он получает как дома, так и в безблагодатной церкви. А вот того, что зависит от благодати св. таинств благодатной Церкви и ее иерархии - он в советской церкви, если она безблагодатна, получить не может.
Советская церковь сохранила не только ОДЕЖДЫ Русской Православной Церкви (внешний вид храма, внешнюю сторону богослужения), но и ТЕЛО ЕЕ (обрядовая сторона и формальная церковная организация) и даже ДУШУ ЕЕ (душевные переживания молящихся), но не ДУХ Православия, ДУХ ХРИСТОВОЙ ПРАВДЫ, который животворит и душу и тело. А ведь сказано: «Духа не угашайте» (1 Фее. 5,19).
Безблагодатная церковь страшна не для ДУШЕВНЫХ ЛЮДЕЙ (ибо они получают то душевное утешение и удовлетворение, которого они ТОЛЬКО и ищут), а для ДУХОВНЫХ, которые ищут чисто ДУХОВНОГО благодатного утешения в св. таинствах- и не находят. Душевные слезы приносят и душевные утешения в сов. храмах. Эстетические восприятия благолепия храма и прекрасного церковного пения - приносят и эстетическое услаждение в этих храмах, но ДУХОВНЫЕ слезы, жаждущие таинственной благодатной помощи свыше - утерты в советской церкви быть не могут. Вот почему люди духовные, «живущие в церкви», а не заходящие в нее только - духовно задыхаются в советских храмах, потому что не могут не чувствовать ЛЖИ И ОБМАНА, ФАЛЬШИ и других мерзостей духовного «запустения» на святом месте.
Указание на то, что «простые верующие люди» не разбираются в сложных богословских вопросах и юрисдикционных тонкостях - не является ни заслугой этих «простоверующих«, ни защитой благодатности советской церкви.
Для понимания и ощущения благодатности вовсе не требуется непременно быть образованным в богословских и философских вопросах. Наоборот, слишком большая образованность часто мешает человеку понять простоту благодатной истины (как это мы видим из примера Бердяева, Мережковского и др.). Честный, целомудренный ум, не полагающийся на себя, а питающийся умом Христовым, и чистое любвеобильное Христовою любовью сердце - вот православные условия трезвенности и рассуждения, помогающие верующему церковному человеку правильно разбираться решительно во всех вопросах. Кто «живет в Церкви» и дышит ароматом ее таинств, кто имеет в себе хоть каплю ДУХОВНОСТИ, тот не может не разбираться как в «сложных богословских вопросах«, так и в «юрисдикционных тонкостях«, ибо в этих-то тонкостях и определяется - ГДЕ ИСТИНА И ГДЕ ЛОЖЬ…
«Дух дышит, где хочет». Всемогущий Господь может, когда захочет, нарушить и «естества чин». Благодать Духа Святого может проявиться везде. Дети играли в св. Евхаристию - и Дух Святый совершил вдруг св. таинство. Смеясь и глумясь над христианами, пародировал св. таинство крещения один язычник в цирке, и вдруг- св. таинство совершилось (Св. Перфурий). Господь может сотворить чудо и в советской церкви - и совершить там св. таинство Евхаристии. Но ни детскую игру, ни цирк, ни советскую церковь мы не можем от этого признать постоянным благодатным учреждением».
Подготовлено информационной службой братства, 12.11.11г.