Sep 07, 2011 01:12
Дьявольское начало имеет в жизни человеческого рода свою историю. По этому вопросу существует серьезная научная литература, не касающаяся, впрочем, последних десятилетий. Однако, именно последние десятилетия проливают новый свет на два прошедших века.
Эпоха европейского «просвещения» (начиная с французских энциклопедистов XVIII века) подорвала в людях веру в бытие личного дьявола. Образованному человеку не верится в существование такого отвратительного, человекообразного существа «с хвостом, с когтьми, с рогами» (по Жуковскому), никем не виданного, а изображаемого только в балладах и на картинках. Лютер еще верил в него и даже швырнул в него чернильницей; но позднейшие века отвергли «черта», и он постепенно «исчез», угас, как «отживший предрассудок».
Но именно тогда им заинтересовались искусство и философия. У просвещенного европейца остался лишь «плащ» сатаны, и он начал с увлечением драпироваться в него. Загорелось желание узнать о дьяволе побольше, рассмотреть его «истинный облик», угадать его мысли и желания, «перевоплотиться» в него или хотя бы «пройтись» перед людьми в дьявольском образе…
И вот, искусство стало воображать и изображать его, а философия занялась его теоретическим оправданием. Дьявол, конечно, «не удался», потому что человеческое воображение не способно вместить его, но в литературе, в музыке, в живописи началась культура «демонизма». С начала XIX века Европа увлекается его противобожественными обликами: появляется демонизм сомнения, отрицания, гордости, бунта, разочарования, горечи, тоски, презрения, эгоизма и даже скуки. Поэты изображают Прометея, денницу [1], Каина [2], дон-Жуана [3], Мефистофеля [4]. Байрон, Гете, Шиллер, Шамиссо [5], Гофман [6], Франц Лист [7], а позднее Штук [8], Бодлер [9] и другие развертывают целую галерею «демонов» или «демонических» людей и настроений, причем эти «демоны» - «умны», «остроумны», «образованы», «гениальны», «темпераментны»,- словом, «обаятельны» и вызывают сочувствие, а «демонические люди» являются воплощением «мировой скорби», «благородного протеста» и какой-то «высшей революционности».
Одновременно с этим возрождается «мистическое» учение о том, что «темное начало» имеется даже и в Боге.
Немецкие романтики находят поэтические слова в пользу «невинного бесстыдства», а левый гегельянец Макс Штирнер [10] выступает с открытой проповедью человеческого само - обожествления и демонического эгоизма. Отвержение личного «черта» постепенно заменяется оправданием дьявольского начала… Скрытую за этим пропасть - увидел Достоевский. Он указал на нее с пророческой тревогой и всю жизнь искал путей к ее преодолению.
Фридрих Ницше [11] тоже подошел к этой пропасти, пленился ею и возвеличил ее. Его последние произведения - «Воля к власти», «Антихрист» и «Се человек» - содержат прямую и откровенную проповедь зла…
Всю совокупность религиозных предметов (Бога, душу, добродетель, грех, потусторонний мир, истину, вечную жизнь) Ницше обозначает как «груду лжи, рожденную из дурных инстинктов натурами больными и в глубочайшем смысле вредными». «Христианское понятие Бога» есть для него «одно из растленнейших понятий, созданных на земле». Все христианство есть в его глазах лишь «грубая басня о чудотворце и спасителе», а христиане - «партия забракованных ничтожеств и идиотов».
То, что он превозносит - есть «цинизм», бесстыдство, «высшее, что может быть достигнуто на земле». Он взывает к зверю в человеке, к «верховному животному», которое надо во что бы то ни стало разнуздать. Он требует «дикого человека», «злого человека», «с радостным брюхом». Его пленяет все «жестокое, неприкрыто-звериное», преступное. «Величие есть только там, где имеется великое преступление». «В каждом из нас утверждается варвар и дикий зверь». Все, что зиждет в жизни братство людей,- идеи «вины, наказания, справедливости, честности, свободы, любви и т. п.»,- «должно быть вообще изъято из существования». «Вперед же», восклицает он, «богохульники, противники морали, всевозможные беспочвенники, артисты, евреи, игроки,- все отвергнутые слои общества!»…
И нет для него большей радости, как видеть «уничтожение лучших людей и следить, как они шаг за шагом идут к погибели»… «Я знаю мой жребий,- пишет он,- однажды с моим именем будет сопряжено воспоминание о чем-то чудовищном, о кризисе, какого никогда еще не было на земле, о глубочайшем совестном конфликте, о приговоре, вызванном против всего, во что дотоле верили, чего требовали, что свято чтили. Я не человек, я - динамит»…
Так оправдание зла нашло свои суще-дьявольские, теоретические формулы,- и оставалось только ждать их осуществления. Ницше нашел своих читателей, учеников и поклонников; они приняли его доктрину, сочетали ее с доктриной Карла Маркса - и принялись за осуществление этого плана 30 лет тому назад.
«Демонизм» и «сатанизм» [12] не одно и то же. Демонизм есть дело человеческое, сатанизм есть дело духовной бездны. Демонический человек предается своим дурным страстям и может еще покаяться и обратиться; но человек, в которого, по слову Евангелия, «вошел сатана»,- одержим чуждой, внечеловеческой силой и становится сам человекообразным дьяволом. Демонизм есть преходящее духовное помрачение, его формула: «жизнь без Бога»; сатанизм есть полный и окончательный мрак духа, его формула: «низвержение Бога». В демоническом человеке бунтует необузданный инстинкт, поддерживаемый холодным размышлением; сатанический человек действует как чужое орудие, служащее злу, но способное наслаждаться своим отвратительным служением. Демонический человек тяготеет к сатане: играя, наслаждаясь, мучаясь, вступая с ним (по народному поверию) в договоры, он постепенно становится его удобным жилищем; сатанический человек утратил себя и стал земным инструментом дьявольской воли. Кто не видал таких людей или, видя, не узнал их, тот не знает исконно-завершенного зла и не имеет представления о подлинно-дьявольской стихии.
Наши поколения поставлены перед ужасными, таинственными проявлениями этой стихии и доселе не решаются выговорить свой жизненный опыт в верных словах. Мы могли бы описать эту стихию как «черный огонь»; или определить ее как вечную зависть, как неутолимую ненависть, как воинствующую пошлость, как беззастенчивую ложь, как абсолютное бесстыдство и абсолютное властолюбие, как попрание духовной свободы, как жажду всеобщего унижения, как радость от погубления лучших людей, как антихристианство. Человек, поддавшийся этой стихии, теряет духовность, любовь и совесть; в нем начинается разложение и разнуздание, он предается сознательной порочности и жажде разрушения; он кончает вызывающим кощунством и человекомучительством.
Простое восприятие этой дьявольской стихии вызывает в здоровой душе отвращение и ужас, которые могут перейти в настоящее телесное недомогание, в своеобразную «дурноту» (спазма симпатической нервной системы, в нервную дисритмию и в психическое заболевание, а могут привести и к самоубийству. Сатанические люди узнаются по глазам, по улыбке, по голосу, по словам и по делам. Мы, русские, видели их въяве и вживе; мы знаем, кто они и откуда. Но иностранцы и доселе не разумеют этого явления и не хотят понять его, потому что оно несет им суд и осуждение.
А некоторые реформатские богословы продолжают доселе писать о «пользе дьявола» и сочувствовать его современному восстанию.
(20 октября 1948 г.)
+ + +
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Денница - первоначальное имя Люцифера, начальника падших ангелов; названного так за блестящие совершенства, какими он был одарен от Бога.
[2] Каин (евр.) - приобретатель, стяжатель; старший сын Адама и Евы. Ева, называя так своего первенца, думала, что она в его лице приобретает обещанного Богом будущего избавителя. Убил из зависти брата Авеля (в пер. с евр.- суета, плач), второго сына Адама и Евы. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком («каинова печать»).
[3] Дон Жуан (Дон Хуан) - созданный средневековой легендой образ рыцаря-сластолюбца, нарушителя моральных и религиозных норм.
[4] Мефистофель (Мефисто) - образ дьявола, злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы.
[5] Шамиссо Альберт фон (1781 - 1838) - немецкий ученый и писатель. В повести-сказке «История Петера Шлемиля» вывел образ человека, продавшего свою тень дьяволу.
[6] Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776 - 1822) - немецкий писатель-романтик, композитор, художник. В своих произведениях сочетал критическое восприятие реальности с безудержной фантазией, доходящей до мистического гротеска.
[7] Имеется в виду венгерский композитор Ференц Лист (1811 - 1886), который в своих произведениях использовал образ Мефистофеля («Фауст-симфония», «Мефисто-вальс» и др.).
[8] Штук Франц фон (1869 - 1928) - немецкий живописец и скульптор. Представитель стиля модерн. Создавал произведения, проникнутые культом грубой силы и эротикой.
[9] Бодлер Шарль (1821 - 1867) - французский поэт, в стихах которого затрагивается тема зла (сборник «Цветы зла» и др.).
[10] Штирнер Макс (наст. фамилия Каспар Шмидт) (1806 - 1856)- немецкий философ, младогегельянец, проводил идеи последовательного эгоцентризма, индивидуализма и анархизма, которые возникли как реакция на засилье гегелевской философии. И.А.Ильин показал (см. Идея личности в учении Штирнера. Опыт по истории индивидуализма//ВФиП, 22, 1911.- -Кн. 106 (2).- С. 55 - 93), что, невзирая на неприятие Штирнером Гегеля, просматривается естественное родство их философий.
[11] Ницше Фридрих (1844 - 1900) - немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт.
[12] См. подробнее статью И.А. Ильина «О демонизме и сатанизме»//День Русского ребенка.- Сб. 19.- 1952; Русское возрождение.- 1979. 7 - 8.
rpczmoskva.org.ru
отступничество,
гордыня,
гуманизм,
ересь,
апостасия