В. Гольянов. Русские во вьетнамской войне. Взгляд с той стороны

Jan 29, 2016 01:37


В декабре 1961 года в Южный Вьетнам были переброшены первые регулярные подразделения Армии США - две вертолетные роты. Так началась для американцев Вьетнамская война, почти за три года до официального ее объявления в Белом доме. Но до сих мало кто в России знает, что русские офицеры и солдаты принимали активное участие во Вьетнамской войне не только в качестве советских военных советников или зенитчиков Социалистической республики Вьетнам. По меньшей мере, несколько десятков русских детей белоэмигрантов, а то и просто перебежчиков из Красной армии воевали по другую сторону.

Австралийцы в джунглях Вьетнама

К 1950 году коммунистические войска Мао Цзе Дуна овладели практически всей территорией континентального Китая. Однако к тому времени, большинство русских белоэмигрантов (из числа не желавших «репатриации» в Советский Союз), вместе с семьями, сумело эвакуироваться на Филиппины, а оттуда получить въездные визы либо в Австралию, либо в США.

Причудливо сложилась судьба у многих русских австралийцев во втором поколении. Большинство из них уже чувствовали себя полноправными гражданами британского доминиона. А потому смело шли по первой повестке в местные военкоматы, в отличие от многих англосаксов, чьи предки осваивали австралийский континент еще в XIX веке.

Когда началась открытая война во Вьетнаме, Австралия как союзник США (наряду с рядом других государств) не только вступила в нее, но и подобно Соединенным Штатам направила туда свой контингент из числа призывников. Уже в 1962 году во Вьетнам прибыли австралийские военные советники. А в апреле 1965 года было принято политическое решение об отправке отдельного батальона. В 1966 году в связи с переброской дополнительных войск была создана 1-я австралийская оперативная группировка (1st Australian Task Force, 1 ATF).

Рассказывает внук двух офицеров Русской Императорской Армии Александр Ильин: «В 1965 году мне исполнилось 20 лет. Тогда во Вьетнаме шла война, и Австралия была в числе воюющих сторон. Я еще студент, и мне дают отсрочку до окончания колледжа, а в 1967 году призывают в армию. Попадаю в подготовительный батальон, и вот, в январе 1969, года меня отправляют во Вьетнам в действующую часть, полевым радистом...

Здесь не было линии фронта, не было тыла. Опасность поджидала везде, даже в собственном туалете. Зная любовь европейцев к туалетам с сидениями, вьетконговцы изобрели нехитрое приспособление. Обыкновенная коса, кусок резины и придерживающая ее палочка. Когда ты садишься на сидение, палочка ломается - и коса входит в тебя по самый аппендицит. Нож, резина и натянутая леска - это уже мина индивидуального действия на тропе, где леску практически заметить невозможно.

Вообще, партизанская война - самая страшная. Сегодня вьетнамец гостеприимно тебя принимает, а ночью поджидает на тропе, минирует дорогу»...

Последние строки весьма напоминают свидетельства участников последних войн на Кавказе. Не правда ли?

А вот свидетельство другого потомка русских белоэмигрантов, офицера-добровольца ВВС Австралии Евгения Конашенко: «Я был офицером по снабжению 9-й вертолетной эскадрильи RAAF на авиабазе Вунг Тао. Отправился во Вьетнам 28 апреля 1968 года, мое звание тогда было Flight Lieutenant (капитан). 1 января 1969 года повышен в звании до Squadron Leader (майор). В мои обязанности входило снабжение запчастями, необходимыми для поддержания вертолетов в боевой готовности. Я должен был также позаботиться о том, чтобы оружие, пуленепробиваемые жилеты, бронеспинки, боеприпасы и тому подобное всегда были под рукой у персонала эскадрильи. Большая часть снаряжения предоставлялась американцами. Временами было необходимо летать на другие базы ВВС США в поисках вещей, необходимых эскадрилье. Иногда, несмотря на тот факт, что запасные части были заказаны заблаговременно, их доставка со склада в Сайгоне задерживалась или же что-то «терялось» при перевозке».

Тут наверно тоже весьма знакомые мотивы для тех советских ветеранов, кто воевал, начиная с Афганистана ...

Пали за Россию на Вьетнамском фронте

Конечно, были и среди антикоммунистов, сражавшихся во Вьетнаме и потери. Так в брюссельском белоэмигрантском журнале «Часовой» (являвшимся «Органом связи российского национального движения) в 1968 году среди некрологов, посвященных умершим от старости в эмиграции русским офицерам и генералам, можно прочитать и следующие лаконичные строки: «капитан Австралийской службы Анатолий Даниленко († 1968, Вьетнам, пал смертью храбрых в боях с коммунистами)».

Понято, что список погибших русских участников войны во Вьетнаме на стороне антикоммунистов наверняка далеко не ограничивается капитаном Даниленко. И возможно, когда-то кропотливые историки полностью воссоздадут имена всех тех выходцев из России, кто, будучи русским по крови, сражался во Вьетнаме под флагом борьбы с коммунизмом.

Пока же можно вспомнить только про знаменитый американский фильм «The Deer Hunter» (Охотник на оленей), 1978 г., где показаны несколько американцев русского происхождения во время войны во Вьетнаме и после нее. Фактически пацифистская по своему содержанию кинолента не была закуплена в прокат Советским Союзом только по причине русского происхождения ряда ключевых персонажей. По этим же мотивам фильм был заклеймен советской кинокритикой как «антисоветский».

Однако вряд ли подлежит сомнению тот факт, что русские в рядах антикоммунистических сил на стороне Южного Вьетнама считали себя продолжателями борьбы отцов и дедов, проливавших кровь в борьбе с большевиками на фронтах Гражданской войны.

Младший лейтенант РККА на американской авиабазе

Особняком стоит выделить участие скандально известного писателя Григория Климова, прославившегося такими книгами как «Крылья Холопа» (которая была трижды экранизирована на Западе), «Имя мое легион» и рядом других публикаций. Собственно он не может считаться ее полноправным участником. Поскольку на базе американских ВВС в Южном Вьетнаме находился в качестве гражданского специалиста. Правда, факт остается фактом, что, по крайней мере, один бывший советский офицер, а Климов (он же урожденный Игорь Калмыков) бежал из советской части Берлина, будучи бывшим младшим лейтенантом, помогал южным вьетнамским антикоммунистам.

Между побегом и Вьетнамом у Климова-Калмыкова за плечами была служба в руководстве ЦОПЭ (Центральное Объединение Послевоенных Эмигрантов), опыт литературной деятельности и даже служба в ЦРУ в рамках первого проекта т.н. «Психологической войны».

Впрочем, во Вьетнаме Климов, чтобы не говорили его оппоненты, прибывал лишь в качестве гражданского специалиста американской фирмы в ранге инженера-инспектора, которая поставляла оборудование для базы американских ВВС. То есть работал еще по своей советской гражданской специальности инженера-электрика. Хотя в случае налета на строящуюся авиабазу вьетконговцев он рисковал не меньше, чем вооруженные до зубов американские солдаты.

Послесловие

Русские ветераны антикоммунистического фронта во Вьетнаме сегодня ни сколько не жалеют о том, что в 60-е годы отстаивали «Свободный мир». Что, впрочем, отнюдь не мешает им встречаться с теми, кто воевал по другую сторону в рядах Советской армии.

Точное количество русских, погибших на другой стороне, затруднительно подсчитать и по сей день. Но надо думать, что их души давно уже примерились на небесах с теми советскими офицерами, что сложили свои головы на стороне Хо Ши Мина. И те и другие 40 лет назад сражались за свою правду, так как они ее понимали.

Владислав Гольянов

(При написании статьи были использованы материалы австралийского сайта http://www.argo.net.au/andre/index.html)

rpczmoskva.org.ru

Вьетнам, Белое Движение, СССР, США, антикоммунистическое сопротивление

Previous post Next post
Up