Переписка по вопросу объ отношенiи Митрополита Сергiя къ русской зарубежной iерархiи.

Aug 04, 2011 00:41

Преосвященному Митрополиту Литовскому и Виленскому ЕЛЕВѲЕРIЮ /Богоявленскому - Ю.М./, Управляющему русскими церквами въ Зап. Европѣ.амѣститель Патрiаршаго Мѣстоблюстителя и Временный при немъ Патрiаршiй Священный Сvнодъ слушали: Предложенiе Замѣстителя слѣдующаго содержанiя:

Нашимъ постановленiемъ отъ 9 мая 1928 года за № 104, самочинно возникшее въ Сремскихъ Карловцахъ Высшее Управленiе русскими заграничными православными епархiями и общинами объявлено упраздненнымъ, а его дѣйствiя и распоряженiя - не имѣющими канонической силы и отмѣненными. Архiереямъ и клирикамъ, подчиняющимся нааванному Управленiю, предложено было (независимо отъ того дадутъ ли они или не дадутъ извѣстное обязательство о лояльности) сдѣлать постановленiе о ликвидацiи Управленiя или же по крайней мѣрѣ каждому въ отдѣльности порвать съ этимъ Управленiемъ и со всей группой, возглавляемой имъ (п. VII). Тѣхъ, кто откажется исполнить наше постановленiе (опять таки «независимо отъ того, дано или не дано вышеназванное обязательство») предположено «предать соборному суду, какъ ослушниковъ законнаго священноначалiя и учинителей раскола, съ запрещенiемъ (смотря по винѣ и упорству) въ священнослуженiи впредь до суда или до раскаянiя» (VШ-в).

Пять лѣтъ мы напрасно ожидали вразумленiя Карловчанъ, 23 марта 1933 г. (№311) я просилъ Святѣйшаго Патрiарха Сербскаго быть посредникомъ въ нашихъ переговорахъ съ Карловацкими Архiереями и своимъ авторитетомъ повлiять на нихъ въ благопрiятномъ смыслѣ. Святѣйшiй Патрiархъ принялъ на себя этотъ братскiй трудъ. Прошелъ еще годъ. И вотъ посланiемъ своимъ отъ 25 мая с.г. за № 448, Святѣйшiй Патрiархъ сообщаетъ мнѣ, что Карловацкiй Сvнодъ 7 того же мая прислалъ ему на наше предложенiе отвѣтъ совершенно отрицательный: они теперь не только не подчиняются, но уже не считаютъ для себя возможнымъ и какое бы то ни было соглашенiе со мною, подъ довольно избитымъ предлогомъ моей, яко-бы несвободы въ словахъ и дѣйствiяхъ. Нельзя не согласиться съ заключенiемъ Святѣйшаго Патрiарха, что послѣ такого отвѣта дальнѣйшiе переговоры съ архiереями Карловацкой группы представлятся безцѣльными и излишними. Такимъ образомъ, время увѣщанiй, ожиданiй, отсрочекъ и новыхъ ожиданiй кончилось. Наступила пора перейти отъ словъ къ дѣйствiямъ и привести въ исполненiе упомянутое наше постановленiе отъ 9-го мая 1928 года.

Изъ общей массы архiереевъ Карловацкой группы я бы полагалъ выдѣлить въ качествѣ особо виновныхъ и потому подлежащихъ запрещенiю нижеслѣдующихъ: бывшаго Кiевскаго Митрополита Антонiя /Храповицкого - Ю.М./, б. Кишиневскаго Архiепископа Анастасiя /Грибановского - Ю.М./, б. Финляндскаго Архiепископа Серафима /Лукьянова - Ю.М./ и посвященнаго заграницей Епископа Тихона Лященко; а также архiереевъ захватившихъ управленiе русскими епархiями б. Забайкальскаго Архiепископа Мелетiя /Заборовского - Ю.М./ - въ Харбинѣ, Епископа Виктора /Святина - Ю.М./ - въ Пекинѣ, Епископа или Архiепископа Тихона /Троицкого - ? - Ю.М./ - въ Сѣверной Америкѣ. Подлежитъ запрещенiю и Епископъ Несторъ Анисимовъ: однажды осудивъ Карловацкую группу и принесши раскаянiе предъ Патрiархiей, онъ снова оказывается дѣятельнымъ членимъ прежней группы. Попутно необходимо рѣшить вопросъ и о Серафимѣ Ляде/въ те годы - еп. Мюнхенскомъ; скончался Митрополитомъ Берлинскимъ и Германскимъ - Ю.М./, принятомъ въ Карловацкую группу отъ обновленчества въ архiерейскомъ санѣ.

Опредѣленiемъ своимъ отъ 22 iюня 1934 г. за № 50 постановили:

1. Заграничныхъ русскихъ архiереевъ и клириковъ такь называемой Карловацкой группы, какъ возставшихъ на свое законное священноначалiе, и несмотря на многолѣтнее увѣщанiе, упорствуюшихъ въ расколѣ, предать церковному суду по обвиненiю въ нарушенiи правилъ Св. Ап. 31, 34, 35; Двукр. 13-15 и друг., съ устраненiемъ обвиняемыхъ, впредь до ихъ раскаянiя или до рѣшенiя о нихъ суда, отъ церковныхъ должностей (если таковыя они занимаютъ).

2. По указаннымъ въ предложенiи основанiямъ, сверхъ того и на то же время запретить въ священнослуженiи Преосвященныхъ: б. Кiевскаго Митрополита Антонiя, б. Кишиневскаго Архiепископа Анастасiя, б. Забайкальскаго Архiепископа Мелетiя, б. Финляндскаго архiепископа Серафима, б. Камчатскаго Епископа Нестора, а также Епископа Тихона Лященко, Епископа Тихона, возглавляющаго Карловчанъ въ Америкѣ, и Епископа Виктора - въ Пекинѣ.

3. Предупредить православныхъ Архипастырей, клиръ и мiрянъ, что входящiе въ молитвенное общенiе съ раскольниками, принимающiе отъ запрещенныхъ таинства и благословенiе подлежатъ, по церковнымъ правиламъ, одинаковому съ ними наказанiю.

4. О признанiи, согласно дѣйствующимъ правиламъ, за принятымъ въ Карловацкую группу въ архiерейскомъ санiѣ Серафимомъ Ляде той или другой iерархической степени имѣть сужденiе впослѣдствiи, по выясненiи времени и всѣхъ обстоятельствъ полученiя имъ означенныхъ степеней.

5. Поручить Преосвященному Митрополиту Литовскому и Виленскому о настоящемъ постановленiи оповѣстить Предстоятелей Православныхъ Автокефальныхъ Церквей и находящихся въ Западной Европѣ русскихъ Архипастырей, клиръ и мiрянъ въ томъ числѣ и предаваемыхъ суду и особо-запрещенныхъ. Преосвященному же Митрополиту Японскому /Сергiю (Тихомирову) - Ю.М./ - находящихся на Дальнемъ Востокѣ, и Преосвященному Архiепископу Алеутскому /Венiамину (Федченкову) - Ю.М./ - Экзарху Патрiархiи - находящихся въ Америкѣ.

О чемъ и послать указы названнымъ Преосвященнымъ къ исполненiю, прочимъ же епархiальнымъ Преосвященнымъ - къ свѣдѣнiю, Настоящее постановленiе напечатать въ Журналѣ Московской Патрiархiи. /постановленiе опубликовано въ №22, 1934 г. - Ю.М./

О чемъ и посылается Вашему Преосвященству настоящiй указъ.

Замѣститель Патрiаршаго Мѣстоблюстителя Сергiй, М. Московскiй.

Управляющiй дѣлами Патрiаршаго Священнаго Сvнода Протоiерей Александръ Лебедевь.

iюля 22 дня 1934 г, № 944.

+ + +

--Ответ--

ПРЕДСѢДАТЕЛЬ
АРХIЕРЕЙСКАГО СVНОДА РУССКОИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

7/20 августа 1934 г, № 4.036

Сремски Карловци

ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ЛИТОВСКОМУ и ВИЛЕНСКОМУ ЕЛЕВѲЕРIЮ

Я получилъ Ваше письмо отъ 29 iюля/11 августа съ приложенной къ нему копiей указа Митрополита Сергiя, отъ 22 iюня с.г. № 944, на Ваше имя и, во избѣжанiе недоразумѣнiй, спѣшу сообщить Вамъ, что никакъ не могу признать какой бы то ни было силы за этимъ актомъ, по слѣдующимъ основанiямъ:

1. Считаю необходимымъ протестовать противъ наименованiя меня бывшимъ Митрополитомъ Кiевскимъ и Галицкимъ. И св. каконы, и выработанное Всероссiйскимъ Соборомъ положенiе о епархiальномъ управленiи опредѣленно говорятъ о томъ, что архiерей со своей каѳедры можетъ быть уволенъ только по суду. По положенiю, безъ суда, можетъ имѣть мѣсто лишь переводъ на другую каѳедру, ради пользы церковной, но ни о чемъ подобномъ я не получалъ указовъ отъ законной Всероссiйской Церковной Власти, а самое отсутствiе мое изъ Кiевской митрополiи не могло служить поводомъ къ моему увольненiю въ виду того, что въ Россiи свирѣпствуетъ гоненiе на Церковь. Но во всякомъ случаѣ, если бы отсутствiе изъ Кiева и могло быть мнѣ инкриминируемо, то для того, чтобы я сталъ бывшимъ Митрополитомъ Кiевскимъ, требовался бы судъ церковный, а о таковомъ мнѣ никогда ничего не было извѣстно. По условiямъ жизни онъ сейчасъ въ Россiи вообще невозможенъ потому, что некому созвать для того Соборъ, да я и практически не могъ бы прибыть на него вслѣдствiе большевицкихъ гоненiй на Св. Церковь въ Россiи. Въ моментъ же прекращенiя этихъ гоненiй и возвращенiя Церкви всѣхъ правъ принадлежащихъ ей по Божескимъ и человѣческимъ законамъ, я незамедлительно счелъ бы своимъ архипастырскимъ долгомъ возвратиться на принадлежащую мнѣ каѳедру, ибо въ этотъ моментъ отпало бы всякое основанiе для существованiя автономной Русской Церкви за границей. Столь же незаконно, какъ меня, Митрополитъ Сергiй именуетъ «бывшими» и другихъ архипастырей, вынужденныхъ насилiемъ покинуть свои епархiи. Въ примѣненiи же къ Архiепископамъ Анастасiю и Серафиму особенно вредно такое наименованiе, ибо изъ него можно было бы заключить о согласiи съ имѣвшими мѣсто незаконными изгнанiями ихъ изъ епархiй и насильственнымъ отторженiемъ послѣднихъ отъ Русской Церкви.

2. За границей, на основанiи указа /за №362 - Ю.М./ отъ 7/20 ноября 1920 года, давно уже образована временная митрополичья область, во главѣ коей я и нахожусь. Указъ этотъ до сихъ поръ не отмѣненъ и можетъ быть отмѣненъ только законнымъ органомъ Высшей Церковной Власти въ Россiи, который въ настоящее время не существуетъ и можеть быть возстановленъ лишь при наступленiи нормальныхъ условiи. Поэтому, пока не наступили нормальныя условiя существованiя Русской Церкви и область эта не можетъ быть ликвидирована, я подсуденъ только образованному согласно означенному указу Зарубежному Архiерейскому Собору, постановленiя котораго продлежатъ утвержденiю или отмѣнѣ только большимъ, т.е. Всероссiйскимъ Соборомъ, а отнюдь не единолично Митрополитомъ Сергiемъ или назначеннымъ имъ Сvнодомъ, полномочiя коего болѣе чѣмъ спорны. По той же причинѣ неподсудны Митрополиту Сергiю съ назначеннымъ имъ Сvнодомъ и другiе зарубежные епископы.

3. Митрополитъ Сергiй въ своемъ подчиненiи большевикамъ впадаетъ въ странное противорѣчiе. Съ одной стороны онъ считаетъ насъ, зарубежныхъ епископовъ, непринадлежащими къ подвѣдомственной ему iерархiи Русской Церкви, ибо привлекаетъ насъ к участию въ разрешенiи вопросовъ, по коимъ запрашиваетъ мнѣнiя прочихъ русскихъ iерарховъ, а с другой - считаетъ насъ себѣ подсудными, когда налагаетъ на насъ запрещенiе за нелояльность къ коммунистической власти. Если мы подсудны ему, то и онъ безъ нашего разсужденiя ничего не долженъ творить по 34 прав. Св. Апостоловъ, а между тем он никогда не спрашивалъ нашего мнѣнiя ни о чемъ и, въ частности, не спрашивалъ его, когда заключалъ союзъ съ безбожниками, учреждалъ свой неканонический СVНОДЪ, за которымъ я не признаю ровно никакихъ правъ, и когда объявлялъ себя Митрополитомъ Московскимъ при жизни Крутицкаго Митрополита /Петра (Полянского) - Ю.М./, коему подведомственна Московская епархiя до избранiя нового Патрiарха. Это есть незаконная узурпацiя правъ. При такомъ положенiи вѣщей, и такъ какъ не было нашего участiя в разрешенiи вопроса объ организацiи самой власти Митрополита Сергiя и его Сvнода, власть послѣднего не можетъ иметь для насъ того канонического значенiя, которое опирается на 34 Ап. правило.

4. Не признавая, по изложеннымъ основанiямъ, никакой силы за постановленiями Сергiевского Сvнода, я не могу не отметить, что онъ даже не можетъ внешнѣ обставить свои рѣшенiя такъ, какъ этого требуютъ св. правила, т.е. объявляя о запрещенiи многихъ епископовъ сразу, онъ, вопреки 74 прав. Св. Апостоловъ, не послалъ ни къ кому изъ нихъ предварительно ни одного епископа для увѣщанiя и затемъ вызова на судъ. Очевидно онъ хорошо знаетъ, что большевики за границу не выпустятъ ни одного епископа и что приглашать насъ на судъ - значило бы обрекать насъ на верную смерть до церковного суда, который самъ по себе невозможенъ въ силу положенiя Православной Церкви в Россiи и ее взаимоотношенiй с коммунистической властью.

5. Изъ приведенныхъ в «указѣ» правилъ ни одно не подходитъ къ данному случаю, ибо ни я, ни другiе зарубежные архипастыри не находимся къ Митрополиту Сергiю въ отношенiяхъ ими предусмотренныхъ. 34 пр. Св. Апостоловъ, какъ я указалъ вышѣ, если признавать Митрополита Сергiя «первымъ епископомъ», можетъ скорѣе быть обращено против него, ибо онъ никогда не обращался за мнѣнiем нашимъ, а 15 прав. Двукр. Собора, не только не осуждаетъ насъ, но, напротивъ, «прославляетъ», ибо мы отказались отъ общенiя с Митрополитом Сергiем не почему другому, как потому, что онъ всенародно и открыто проповедуетъ и учитъ о возможности союза между Церковью и неверными, вопреки словамъ св. Апостола Павла II Кор. 6, 15.

6. По существу же независимо, от указанныхъ мною каноническихъ неправильностей разбираемого постановленiя, исполненiе последнего повлекло бы, за собою ликвидацiю Русской Заграничной Церкви обслуживающей нужды миллионной православной эмиграцiи, и оставленiе последней на произвол судьбы, что может быть желательно только для враговъ Церкви. Поэтому, отрицая всякую силу за постановленiями Митрополита Сергiя и его «Сvнода», я глубоко скорблю, что мой бывший ученикъ и другъ находится въ таком не только физическомъ, но и нравственномъ плѣненiи у безбожниковъ. Признаю дѣянiя его преступными и подлежащими суду будущаго свободного Всероссiйскаго Собора. Если же ни он, ни я до такового не доживемъ, то разсудитъ насъ Самъ Пастыреначальникъ Господь, къ Которому возношу молитву о помилованiи Митрополита Сергiя. Вам же удивляюсь, что, будучи на свободѣ, Вы принимаете участие в разрушительных для Церкви актах наравнѣ съ плѣненными iерархами, для которыхъ самое плѣненiе ихъ служитъ нѣкоторымъ извиненiемъ.

Антонiй, Митрополитъ Кiевский и Галицкий.

rpczmoskva.org.ru

Московская Патриархия, сергианство, РПЦЗ, Истинное Православие, ересь, апостасия

Previous post Next post
Up