Учитель из Челябинска проверил школьников на склонность к написанию доносов 30-х годов.

Jul 11, 2015 23:02


Педагог из Челябинска Александр Фокин, который предложил школьникам в гуманитарных целях поупражняться в написании доносов, вызвал острую дискуссию по поводу того, изменился ли российский народ со времен СССР и могут ли повториться новые репрессии.

Фокин работает преподавателем Челябинского государственного университета на кафедре истории России и зарубежных стран историко-филологического факультета. Для школьников он преподает спецкурс по углубленному изучению истории. На одном из занятий он дал ученикам задание написать донос, чтобы они лучше могли понять события 30-х годов в СССР.

О результатах задания мужчина сообщил в своем Twitter. По его словам, из 16 его подопечных только один отказался выполнять работу, остальные - согласились. Он пояснил, что на занятии присутствовали ученики 10-х и 11-х классов, а задание для них было необязательным.

"Я распечатал им часть доносов той эпохи, мы анализировали их, пытались понять язык. Смотрели, какими аргументами пользовались доносчики, как они формулировали свои претензии. И там можно было сделать вывод о том, что люди действительно охотно включались в процесс доносительства", - рассказал Фокин.

В беседе с журналистами он сообщил, что один из школьников написал шуточный донос на самого преподавателя, указав, что тот рассказывает на занятиях анекдоты.

"Донос на меня лучше всего был сформулирован. Очень грамотно использован язык советской эпохи. Мол, я рассказываю антисоветские анекдоты, другими способами порочу окружающую действительность", - рассказал историк. Другой школьник написал донос на своего товарища: "У моего знакомого книги на немецком языке, и, наверное, он шпион". Остальные дети, по словам Фокина, списали тексты с генератора доносов, который есть в интернете.

После написания твита Фокин подвергся критике как со стороны "либералов", возмущенных тем, что детей учат писать доносы, так и со стороны "патриотов", заявивших об осквернении советского прошлого. Кроме того, некоторые упрекнули учителя в издевательстве над детьми, сообщает сайт "Такие дела". "Я не удивлюсь, если последует и какая-нибудь административная реакция", - уточнил педагог.

Комментируя отзывы, которая были опубликованы в соцсетях после его записи, он указал: "Сталин еще живее всех живых в наших сердцах, в наших умах и пульсации вен". "Если бы мы на том занятии челобитную Ивану IV писали, гораздо меньше бы люди на это реагировали бы. А такая реакция на Сталина - это примета наших дней", - предположил он.

"На самом деле, я много сейчас думаю о том, правильно поступил или нет", - признался Фокин журналистам. "Надо было все же переформулировать задание и попросить их написать донос на самих себя. Чтобы они почувствовали обратную силу этого явления, почувствовали, каково это - не наносить, а принимать удар", - предположил преподаватель.

Александр Фокин в 2004 году окончил исторический факультет ЧелГУ. В 2007 году защитил диссертацию "Образ коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-1960-х гг", следует из его биографии на сайте университета. Он является активным участником интернет-семинара по русской истории между университетами Челябинска и Базеля. Состоит в Российском обществе интеллектуальной истории, Российском философском обществе и Ассоциации исследователей фантастики.

Похожий психологический эксперимент проводил над школьниками учитель истории в США. Он изучал с детьми поведение немецкого народа при национал-социализме и попытался создать в классе тоталитарную группировку. В ходе эксперимента оказалось, что дети не были против и заинтересовались игрой. Опыт получил название "Третья волна" и также вызвал широкий общественный резонанс.

Именно на период, когда Сталин руководил Советским Союзом, пришлось создание и расцвет ГУЛАГа. За годы террора только в Москве были расстреляны более 40 тысяч человек. Всего жертвами репрессий за советский период, по данным правозащитной организации "Мемориал", стали до 40 миллионов человек.

Согласно опросам, примерно 40% россиян возлагают ответственность за произошедшее на Сталина и на его окружение. Большинство россиян (53%) считают, что подобному нет оправдания. При этом умерший более полувека назад Сталин, несмотря на развенчание культа личности, остается популярным персонажем у россиян. А в жизни школьников, которые плохо знают историю, порой возникают и курьезы. Например, в конце прошлого года на рождественский спектакль один из учеников, который должен был играть святого Иосифа Обручника, нарядился Сталиным, перепутав этих двух персонажей.

В начале этого года социологи "Левада-Центра" сообщили, что рейтинг Иосифа Сталина в современной России растет . Около 16% россиян, согласно опросам, оценивают его роль в истории как "безусловно положительную", и еще треть - как "скорее, положительную". Совсем недавно в Тверской области открылся музей, посвященный Сталину.

А в начале марта этого года стало известно, что музей ГУЛАГа "Пермь-36", с недавних пор перешедший от некоммерческой организации под полный контроль государства, будет кардинальным образом изменен: все упоминания о репрессиях и Сталине исчезнут.

newsru.com

доносительство, постсоветское образование, реалии путинской России, неосталинизм, результат агитпропа

Previous post Next post
Up