Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. "К 93-ей годовщине зверского убийства Царской Семьи..."

Jul 17, 2011 02:38

«За что?..» - по дошедшим до нас сведениям недоуменно вопросил Государь в лицо своим убийцам в подвале ипатьевского дома. Последние слова Его земной жизни... «Если я сказал худо, покажи что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня»? (Ин. XVIII,23), вопрошал Господь на суде у Каиафы...

И на самом деле, как не задать каждому из нас вслед за Царём-Мучеником тот же вопрос - «За что ?...». Мы уже писали, что прославлен Он был Церковью особенно за последний шестнадцатимесячный отрезок жизни, когда уже сложил с Себя вериги правления страной и выявил в высшей степени христианские качества смирения, покорности судьбе и без малейшего ропота, как истинный последователь Христа, перенёс все унижения, которым был ежедневно подвергнут. Ведь на самом деле из всех сведений, обильных воспоминаний, не найти ни одного упоминания, даже в большевицких источниках, о проявленном Им возмущении, протесте, негодовании. Ни Им, и ни одним членом Его Августейшей Семьи. Так ли часто дано наблюдать такое, или даже нечто похожее? Не ставит ли это, для современного человечества, Его и всю Царскую Семью на недосягаемую нравственную высоту, выше всяких земных престолов?

Если на самом деле, и вне всякого сомнения, Царь-Мученик полностью заслужил быть прославленным со святыми за такой сверхчеловеческий подвиг безропотной покорности судьбе, то следует к этому добавить, что вся его прежняя жизнь Монарха Вседержителя и Повелителя всей России была в полной гармонии с последними месяцами земной жизни.

Много писалось о Государе. Как будто всё уже сказано, тем не менее нельзя обойти молчанием появление нового, замечательного труда профессора Виктории Александровны Апрелевой «Государь Император Николай II в міровоззрении и деятельности русской военной эмиграции во Франции». Этот замечательный и до некоторой степени уникальный по своему своеобразию труд составлен в основном на богатом архиве лейб-гвардейского полковника Николая Александровича фон Бурмейстера, многолетнего возглавителя Русского Обще-Воинского Союза в лионском округе.

Книга ценная тем, что воскрешает архив, с любовью сохранённый и рассортированный по темам в несколько десятков ящиков сыном полковника, профессором гренобльского университета, Александром Николаевичем Бурмейстером. С излишней скромностью В.А. Апрелева говорит, что роль её свелась к простому пересказу уникальных архивных воспоминаний. «Я просто стремилась как можно точно передать слова и чувства, с которыми жили и умирали, - храня в сердцах Образ Царя, - русские офицеры, другие эмигранты /.../ Пусть говорят со страниц САМИ эмигранты - офицеры, священники, простые очевидцы. Пусть оживут их голоса, их мнения и отношение к суровым будням изгнания и их пламенные мечты...»

Виктории Александровне удалось именно оживить эти запылённые, пожелтевшие архивные бумаги, оживить давно замкнувшиеся уста, оживить горение душ Белых изгнанников, их пламенную любовь к Венценосному Страстотерпцу Царю, которого тем не менее в нужный момент не сумели оберечь и спасти от жуткой смерти... Сколько любви и труда вложено автором в эту книгу, в этот научный труд, опровергающий столько советской грязи и лжи в адрес нашего святого Царя-Мученика. Низкий поклон и благодарение за такую жемчужину, которая станет украшением библиотеки каждого истинно-русского человека.

Итак, книга воскрешает жизнь Белой Эмиграции в том, в чём она остаётся ни с чем не сравнимой: её дух, её идейность, её высокие нравственные стремления, её физическую и моральную выправку, несмотря на порою жуткие материальные условия жизни, на которые не обращалось малейшего внимания и которые ничуть не влияли на пламенный дух наших Отцов. Днём - чернорабочие, таксисты, а вечером вновь превосходительства, благородия, штабс-капитаны, которыми они во всех обстоятельствах, и несмотря на все невзгоды, оставались до конца жизни своей. Могло казаться странным, когда пожилой человек мог вам представиться корнетом или поручиком. Это просто показывало, что это звание, заслуженное в 20-летнем или чуть больше возрасте, оставалось для него вершиной всей его жизни, и это звание было как бы путеводительной звездой, освещающей и освящающей всю его скорбную, изгнанническую жизнь.

Книга воскрешает деятельность, а многих вероятно ознакомляет с совершенно уникальной организацией, своего рода молитвенно-рыцарским орденом, - «Союз Ревнителей Священной Памяти Императора Николая II», который в течениe десятилетий нёс слово истины по всем странам русского рассеяния.

В деятельности «Ревнителей», в трудах И.А. Ильина, в воспоминаниях Белых вождей, в трудах Отцов Зарубежной Церкви следует учиться и учиться каждому, кто хочет встать на истинный русский путь. Особенно живущим в РФ, поневоле впитавшим в себя яд советчины, следует углубляться и впитывать в себя это сокровище, каковым есть духовный и идейный опыт Белой Эмиграции. Пишем мы это не ради глупого превозношения, а как факт и ответ разным "православным совкам", "национал-большевикам" и "горе-монархистам", борющимся за восстановление "советской Империи", и время от времени подающим голос и смеющим поучать Белую Эмиграцию.

Чтобы не быть голословным, приведём некоторые жемчужины, встречающиеся на разных совковых патриотических и православных сайтах: «Спасение России может быть делом рук живущих в ней сегодня, а не потомков эмиграции, которые могут быть только вспомогательной силой /.../ Те, кто упрямо твердят в деталях постулаты Ильина - безнадёжные догматики, обречённые на роль вымирающих маргиналов /.../ Практика РПЦЗ никого всерьез не интересует; это, увы, далеко не Священное Предание /.../ Лучше бы Вы читали не Антония Храповицкого, а письма Феодора Студита». Сколько пренебрежительной глупости в таких словах ... и головах людей, претендующих действовать в пользу восстановления России. Несчастные слепые ведущие слепых.

Но не так поступают истинные Русские и истинные Православные, чему даёт пример В.А. Апрелева, всецело прислушивающаяся к голосу этих представителей уходящей навсегда России. «Эту Россию мы знали и нам надлежит неумолчно устно и письменно о ней твердить /.../ Мы осколки рухнувшего міра, нам надлежит сохранить неискажёнными истинные черты России и передать их последующим поколениям». Виктория Александровна пишет: «...главная духовная задача целого поколения: сохранить образ Императора в его величии и чистоте и передать красоту этого облика».

Но чтобы воссоздать точное представление личности Государя, надо иметь ввиду все 23 года правления, а не только последние мучительные месяцы. Тщательное изучение Царственных личностей убедительно показывает, что жизнь Государя и Государыни представляли собой образец, которому стремились следовать русские эмигранты. Они поднялись на недосягаемую для смертных высоту духа. Каждое русское сердце изумлялось духовным подвигом Государя.

Итак, как было сказано, в книге представлен всесторонний облик Царской Семьи, начиная с детства, воспитания, военной службы. С раннего детства и молодости уже сформировался характер и дух Государя - верный в дружбе и товариществе, прост и тактичен в общении, чужд всего показного, не любящий громких речей, торжеств. Зато, искренне любил Государь простой народ и находил удовольствие в общении с ним. Ранняя, чистая, взаимная любовь с Государыней, продолжавшаяся до самого последнего дня Их земной жизни, остаётся примером и образцом христианской семьи. Воспитание детей, чуждое всякой роскоши, применяло предписания Императора Александра III, говорившего: «Мне не нужен фарфор. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети».

Особо следует отметить религиозность Государя, проникавшую всё Его существо. Подлинная и глубокая вера в Бога - главное свойство духовного облика Государя. И это не внешнее благочестие - этим он не играл - Он верил всей душой и сердцем. Знал службу, любил петь и регенствовать. В детстве «заветным его желанием было облачиться в золотой стихарик, стоять около священника посередине церкви и во время елеепомазания держать священный стаканчик». По свидетельству генерала С.Д. Позднышева, председателя «Союза Ревнителей Памяти», Государь смотрел на своё монаршее служение прежде всего с религиозной точки зрения. «Не по внешней только форме, но по духу - Он был Помазанник Божий». Понятно, почему так выделялся Он среди современных Ему правителей европейских стран...

Правдолюбие и горячий патриотизм суть не меньшие характеристики последнего Всероссийского Царя. Никто лучше великого сербского святителя Николая /Велимировича/ не свидетельствовал о Его честности и безкорыстии: «Вероятно, во всей истории міровой государственности нет примера безкорыстного самопожертвования подобного тому, который был явлен жертвой Царя-Мученика /../ Сербы не смеют забывать, что Царь-Мученик без какой бы то ни было корысти для себя, прекрасно осознавая тяжесть возможных последствий для своей державы, народа и, в конце концов, самой короны и жизни собственной семьи, вступил в войну, чтобы защитить наш народ. Вступил в войну за Сербию, войну, в которой потерял и державу, и корону, и свою семью, и свою жизнь». То же безкорыстное самопожертвование явил Государь, принимая роковое решение отречься от престола, надеясь тем самым спасти Россию, ни минуты не думая о себе, о своей власти, думая только о данном слове довести войну до победного конца, чтобы все эти жертвы не были напрасны. В прощальном слове Армии Государь о себе сказал: «Мне ничего не надо, лишь бы в славе и благоденствии жила Матушка Россия», подтверждая сказанное однажды графу Фредериксу: «Я берёг не самодержавную власть, а Россию».

Особое место уделено в книге гнусной лжи, распускаемой в основном из высших слоёв Государственной Думы об "измене" Государыни в пользу немцев. Не ведая что творили разные Милюковы, Гучковы, Керенские и при пособничестве, увы, М.В. Родзянко, расшатывали не только трон, но и саму основу России. Но стоит прочитать письма Государыни, чтобы убедиться, как красной нитью проходит её материнская любовь к России, как переживала и разделяла все радости, успехи, неудачи наших войск. Лейтмотивом писем было, что все мысли и молитвы Ея с русскими войсками, на фронте. И это, как подчёркивает Н.Е. Марков, не только до, но и после революции. В годы первой міровой войны, даже личные сбережения Царской Семьи были израсходованы Императрицей на санитарные учреждения для Армии. А теперь уже из заточения в Тобольске пишет Она: «Ты знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца и Россию тоже, несмотря на чёрную неблагодарность к Государю /.../ Бедная родина, измучили внутри, а немцы искалечили снаружи /.../ Немцы - как ползущий, всё съедающий рак». По случаю позорного Брест-Литовского перемирия писала: «Какие времена? Что дальше? Позорнейший мир. Ужас один /.../Унизительный мир /.../Ведь быть под игом немцев - хуже татарского ига». По свидетельству Татьяны Мельник, урождённой Боткиной, один из членов следственной комиссии на вопрос - почему не опубликованы письма, возразил: «Что Вы говорите! Если мы опубликуем переписку, то народ будет поклоняться им, как святым», в то время как солдаты, следившие за узниками, наблюдая их жизнь невольно испытывали к ним расположение. Не всё ли тут сказано...

Видно, как на лжи и во лжи всё это происходило. Монархия - это Богом данная власть, поэтому неудивительно, что по ней бесы нанесли первый удар. Нередко встаёт вопрос: почему строй, казавшийся в конце 19 века незыблемым, к концу царствования Николая II развалился? На это, вполне рационального ответа нет и быть не может, но Белая Эмиграция чётко осознавала, что вся Россия несёт великий грех перед Богом.

Акт отречения - величайший акт самопожертвования, которым Государь надеялся спасти Россию, а с другой стороны - плод измены и лжи всё тех же господ из Государственной Думы, соблазнивших несколько членов высшего генералитета. Не прислушались изменники к словам святого оптинского старца Анатолия: «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь - радоваться будет и Россия, заплачет Царь - заплачет и Россия /.../ Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим». В 1917 году большевики дали русскому народу право на бесчестье. "Великий Октябрь" было начало и до сих пор никак не видно конца этого начала, а есть лишь трансформация его...

Итак, вернёмся к начальному недоуменному вопросу - «За что»? Ответ можем принести : за преданность Православию, за неограниченную любовь и служение России и вверенному русскому народу, за нравственность, за данное Союзникам слово. То-есть за всё то, что стало непонятным, неприемлемым и враждебным новым хозяевам России. Как мы писали в прошлом году к этой же годовщине: Царь ушёл - хам пришёл. Как хаму было понять такие возвышенные чувства и качества?

С убийством Царя перевернулась страница русской и міровой истории. Что остаётся делать нашему поколению? Углубляться в прошлом, учиться у Отцов по примеру разбираемой книги В.А. Апрелевой. Речь, конечно, не просто о собирании исторического материала, а о осознании и передачи духа и чаяний Белой Эмиграции, которая не боялась говорить - мы не эмигранты, мы - Зарубежная Россия.

«Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей - и предков - поминают

За их труды, за славу, за добро».

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

+ + +

В.А. АПРЕЛЕВА - Государь Император Николай II в міровоззрении и деятельности русской военной эмиграции во Франции - изд. София, Гренобль-Тюмень, 2011, 368 стр.

Того же автора, по материалам Н.И. Фон Бурмейстера: Союз Пажей - Воспоминания о Пажеском корпусе и документы - изд. Пайдейя, Тюмень, 2010, 372 стр.

Переиздание рукописи Н.И. Фон Бурмейстера, впервые изданной в Лионе в 1933 году - Лейб-Гвардии Бомбардирская рота 1683-1933 - изд. Пайдейя, Тюмень, 2010, 202 стр.

karlovtchanin.eu

Царственные мученики, Царь-Мученик, РПЦЗ, антибольшевизм

Previous post Next post
Up