Китай готов предоставить России помощь в решении экономических проблем. Об этом заявил министр иностранных дел КНР Ван И. Однако, по его словам, Россия обладает возможностями и мудростью, чтобы выйти из экономических затруднений. В прошлый понедельник биржевой курс рубля к бивалютной корзине испытал сильнейшее падение с 1998 года. На этом фоне Центробанк повысил ключевую ставку до 17% годовых. К концу недели рубль вернул себе часть утраченных позиций. Спокойствие на валютном рынке, которое установилось в последние несколько дней, - лишь временное, поскольку кризис охватит реальный сектор экономики, уверен экономист Сергей Алексашенко.
Нормализацию ситуации на российском валютном рынке если и можно назвать затишьем, то затишьем перед бурей, которая, несомненно, грянет впереди. И которая затронет всех нас. И эта буря развернется вовсе даже не на финансовом рынке, она охватит реальный сектор экономики, будет болтать весь экономический корабль, проверяя на прочность его конструкции.
С одной стороны, нормализация платежного баланса при низких ценах на нефть и высоких платежах по внешним долгам неизбежно приведет к сокращению импорта. Может, на 40%, а, может, и на все 50%. Кому-то придется отказаться от медикаментов и продовольствия, а кому-то - от нового оборудования для своего предприятия. И если исчезновение со стола бурраты можно компенсировать алтайским сыром, то некупленное импортное оборудование заменить будет нечем. Это означает, что спад инвестиций в следующем году станет еще сильнее, а перспективы экономического роста еще туманнее.
С другой стороны, разогнавшаяся инфляция к концу года превысит 10-процентную отметку, но на этом не остановится и будет ползти дальше вверх. Растущая инфляция будет давить на расходы бюджетов всех уровней. И не только в части необходимости повышения зарплат и пенсий. Не будет хватать денег, выделенных на учебники, лекарства, бензин для машин. Не останется в стороне и продукция оборонного комплекса, который будет выставлять Минобороны подросшие счета.
В этой ситуации российские власти начинают принимать решения, которые, на мой взгляд, будут еще больше раскачивать лодку. Минфин предложил правительству сократить бюджетные расходы на 10% в то время, как из-за выросшей инфляции реальная ценность бюджетного рубля сильно падает сама собой. Россельхознадзор, видимо, не зная о резком падении цен на нефть, решил внести свой вклад в сокращение российского экспорта и прекратил выдачу фитосанитарных сертификатов.
Но кому-то и этого показалось мало. И вот уже РЖД прекращает прием зерна к перевозке на экспорт, ссылаясь на возросшую загрузку. Центральный банк, погасив созданную им самим панику вокруг курса рубля, взялся за банки. И предложил им в течение полугода сдавать в надзорный блок отчетность, построенную на том, что для кого-то дважды два может быть пять, а для кого-то семь или даже восемь. Хотя главный урок кризиса 2008 года состоит в том, что банковский надзор должен быть жестким и качественным.
В интервью газете "Ведомости" министр экономики Алексей Улюкаев сказал, что этот кризис правительство создало своими руками. И в этом с ним трудно не согласиться. Однако, похоже, правительство готово сегодня сделать все возможное, чтобы максимально затянуть и усложнить выход из кризиса. Ведь для этого, по его мнению, нужно совсем немного - просто поверить, что если расслабиться, то все рассосется.
kommersant.ru