Лирика Дельфина - чистый концентрат экзистенциальной боли бытия. "Сверкая от красоты печали, силы злости и свободы отчаяния, он оригинален и самобытен, как никто другой" - пишут про него современные музыкальные критики.
Дельфин реализует в своей поэзии те же мотивы, что и поэты серебряного века, но делает это гораздо более точными образами, без намёка на пошлость повседневного быта. Он не воспевает торжество духовной простоты, не упивается упадком и не впадает в эйфорию показного безразличия и вседозволенности.
Вместо этого Дельфин максимально абстрактными, но в то же время кристально ясными образами раскрывает перед нами чувства и эмоции человека, осознавшего ежедневную боль существования. Человека, который столкнулся один на один с данностями бытия, и должен смириться с ними, чтобы не сойти с ума.
То, что Есенин заливал водкой, а декаденты топили в вине и разврате; то, о чём думает, но не может сформулировать каждый работяга, попивая вечером пятницы пивко у себя на районе; то, чему философы посвящали многотомные труды и понимание чего становилось целью их жизни - всё это Дельфин до совершенства красиво и точно рисует в своей лирике.
Неизбежность смерти, постоянное одиночество, ответственность за все свои поступки и отсутствие хоть какого-то явно выраженного смысла существования - всё это и есть факторы
экзистенциальной тревоги, которая ощущается нами как ежедневная боль существования, и которая в той или иной степени превращает жизнь каждого человека в ад.
Дельфин примиряет нас с неизбежностью смерти, одновременно показывая, что не смотря на её уродство, и отвращение, которое мы к ней испытываем, это единственно возможное логическое завершение нашего жизненного пути:
"Прозрачной бабочкой душа в пыльце надежд
Поднимется, домой спеша, над чернотой одежд.
Лишь тело в землю пролилось стаканом молока -
Ему так мало довелось смотреть на облака."
"О чём ты плачешь, мой герой?
О чём ты льёшь слезу свою?
Настало время - нам пора домой
Смотри на звёзды и выбирай любую.."
Смерть для Дельфина - это не только неизбежное страшное и уродливое событие - это ещё и надежда на избавление от бесконечной ежедневной боли бытия:
"Когда-нибудь придёт весна, и заберёт меня домой.
И голубые небеса вдруг распахнутся надо мной.
Весна расплачется, обняв меня своим теплом.
И я уткнусь в её рукав заплаканным лицом.
Где ты была так много лет, так много долгих зим?
Я так устал хранить секрет, о том, что я любим."
Смело смотрит Дельфин и в глаза экзистенциального одиночества как данности нашего бытия: каждый человек рождается и умирает один, и как бы не были близки ваши отношения - вы по-прежнему остаётесь двумя разными людьми:
"Ты изначально один, но даже если есть друг,
Он не разделит всех бед на ладонях твоих рук.
Он за тебя не станет смелым, если ты оторопел,
И за тебя сказать не сможет всё, что ты сказать хотел."
В своей ранней лирике Дельфин ещё надеялся обрести смысл существования в доверительных близких отношениях:
"Наверное, жизнь свою свою надо в кого-нибудь вкладывать -
Хотя, для чего - всё равно не понятно.
Вот может тогда она будет радовать,
В отдельные моменты становясь приятной.
Вот тогда можно будет со смертью спорить,
Отбрасывая себя в конец очереди.
Не к ней готовиться, а её для себя готовить -
Относясь к ней, как отец к дочери."
На вопрос, почему Дельфин не исполняет на своих концертах старых песен, певец отвечает, что "больше не верит в них". Неизбежность смерти и связанную с ней тревогу нельзя растворить в отношении к другому человеку - любого, кто подменит собственное "я" мнимым "мы" ждёт неизбежная ещё более сильная боль разочарования.
Чувство ответственности за всё происходящее, неизбежно сопровождающее жизнь каждого разумного человека, Дельфин сформулировал цитатой К.Кастанеды:
"В мире, где за каждым охотится смерть,
Не может быть "маленьких" или "больших" решений.
Здесь есть лишь решения, которые мы принимаем
Перед лицом своей неминуемой смерти."
Печалит Дельфина и отсутствие явно выраженного смысла нашего существования. Как капли из-под крана утекают дни, проводимые в безрадостных и бессмысленных занятиях, в поиске того, что дало бы цель, придало бы смыслу нашему существованию:
"Слеза за слезой, за раною рана
Моя жизнь утекает, как вода из-под крана.
Она кончится каплей последнего дня
Она вернётся назад чистой силой дождя."
"Бессмысленность прожитых дней,
Безрадостность сделанных дел -
Казалось, что я сильней,
И что далеко предел."
"И тянутся усталой вереницей,
Меняя неба нескончаемый узор
Огромные беспомощные птицы -
Дорогу к дому ищут до сих пор."
Литературное и музыкальное творчество Дельфина - это квинтэссенция
экзистенциальной философии, это кристально прозрачное и точное описание боли, тревоги и страха, сопровождающих бытие человечества на протяжении вот уже тысячи поколений.