После
химии эмоций меня часто стали упрекать, дескать ты во главу угла ставишь гормоны, отождествляешь человека с животным, и вообще, дескать, попираешь основы нашей православной веры™.
Признаюсь, в определённой среде очень забавно называть человека "зазнавшимся животным", а затем смотреть на реакцию тех, кто готов c пеной у рта доказывать собеседнику, что лично он - вовсе не животное, а божье творение, причём не какое-то, а самое лучшее. Правда о том, что доказывать своё видовое превосходство убедительнее не словами, а жизнью, такие люди обычно забывают.
Ну а если серьёзно, то всё вышеизложенное совершенно не означает, что
человеческим поведением руководят гормоны. Гормоны - это всего лишь объективный механизм, с помощью которого запускаются эмоции. И отрицать его наличие, точно так же глупо, как и считать, что он самодостаточен и первичен в причинах человеческого поведения.
Когда вы бегаете - то работают мышцы ног. Отрицать это - глупо. Но так же глупо считать, что вы бежите потому, что мышцы ног работают.
Точно так же вы пугаетесь не потому, что у вас выбросился адреналин, а потому, что "страшный" зрительный образ дошёл до мозга, который и запустил адреналиновый механизм. И уже как следствие адреналина, у вас учащается пульс и сокращаются мышцы.
Поэтому не думайте, что знание о гормонах делает поведение человека полностью понятным. Напротив, ещё очень и очень многое в природе человека остаётся непознанным, и требующим ответа. Дерзайте.
А сегодня мы поговорим про так называемых "людей с надломленной жизненной позицией".
Классический, пожалуй даже слегка гипертрофированный пример такого героя - ослик Иа.
Многие из вас вспомнят подобных людей и из своей жизни. Этакие утончённые личности, вечные страдальцы, всегда недовольные своим текущим состоянием, статусом и жизнью - но не прикладывающие ни малейших телодвижений, для того чтобы реально что-то изменить.
1. Иа и быт
Как известно, ослик Иа проживает в шалаше в юго-восточной части леса:
- Здравствуй, Иа! - весело окликнули они ослика.
- А, - сказал Иа. - Заблудились?
- Что ты? Нам просто захотелось тебя навестить, - сказал Пятачок, - и посмотреть, как поживает твой дом. Смотри, Пух, он все еще стоит!
- Понимаю, - сказал Иа. - Действительно, очень странно. Да, пора бы уже кому нибудь прийти и свалить его.
- Мы думали - а вдруг его повалит ветром, - сказал Пух.
- Ах, вот что. Очевидно, поэтому никто не стал себя утруждать. А я думал, что о нем просто позабыли.
Быт - это то, что Иа волнует меньше всего. Он может спекулировать им, третируя других зверей, может плакаться о том, как ему плохо - но он никогда ничего не будет делать для улучшения своей жизни.
Дома у таких людей обычно жучайший срач. Но то, что простительно человеку, работающему по 15 часов в сутки - непростительно тому, кто целыми днями валяется на диване в позе умирающего лебедя и стонет о тяжести собственного бытия.
И что интересно, нигде внутри у нашего героя даже не стукает о том, что неплохо было навести порядок, сделать уборку, и вообще, вывести своё жилище из состояния медвежьей берлоги. Но только попробуйте при нём ткнуть пальцем в его свинарник - вы тут же нанесёте смертельную обиду его и без того израненной душе. Вас обвинят во целом спектре "грехов": от лицемерия и нежелания наслаждаться кристальной душой героя, до желании ему смерти через повешение домашнюю уборку.
Но встречаются и исключения. Этакие островки наведённого порядка, которые каким-то чудом наш герой смог соорудить. Вроде книжной полки с аккуратно расставленными книгами (на расстановку который несомненно был убит целый день), или посуды в шкафу. Честное слово - лучше бы таких островков не встречалось. Потому-что во-первых, расставить книжки на полке - это ПОДВИГ, сравнимый разве что со вскопанным огородом. И греть душу герою (а заодно и уши вам), он будет ещё неделю, не меньше.. А во-вторых, если вы не дай бог, этот порядок нарушите: например, поставите книжку не на то место - вас ожидает непременная истерика и стоны со стороны нашего героя.
Было бы удивительно, если бы у того, у кого свинарник дома, было бы чистое тело. Поэтому с гигиеной у Иа большие проблемы:
Крошка Ру мыл мордочку и лапки в речке возле запруды, и Кенга, исполненная гордостью, объясняла всем и каждому, что Ру впервые в жизни умывается самостоятельно.
- Не одобряю я этих разных умываний, - ворчал Иа. - В особенности этой новой моды мыть за ушами. А ты Пух?
- Ну, - сказал Пух, - я считаю…
Но мы никогда не узнаем, что считал Пух, потому что в этот момент раздался всплеск, послышался писк Ру и громкий испуганный крик Кенги.
- Ру упал в воду! - закричал Кролик.
- Доумывался! - сказал Иа-Иа.
Трудно сказать, что его больше напрягает: бесполезность мытья в виду неизбежности снова запачкаться, или идейные соображения, что в человеке главное - душа/ум.
Но факт остаётся фактом: грязности собственного тела Иа или не замечает, или если и замечает - то нисколько не стесняется. В клинических случаях, он может даже щегольнуть этим пред родственниками: дескать, вот мол как я о вас забочусь - даже самому помыться некогда. Впрочем, то, что он сегодня два часа смотрел телевизор не в счёт - ему же надо отдыхать когда-то?
2. Иа и эгоизм
10-я глава Винни Пуха, "в которой для Иа-иа строят дом на Пуховой опушке" лучшим образом раскрывает нам психотип ослика. Для тех, кому лень читать в оригинале, перескажу:
Наступила зима. Пух и Пятачок вспоминают, что ослику Иа будет совсем холодно в своём шалаше, и решают построить ему дом. По дороги они замечают какую-то кучу веток, и решают её использовать для постройки дома.
В то же время оказывается, что Иа и сам на днях озаботился его постройкой дома на зиму. Но сегодня он вернулся к дому.. и не нашёл его! Ослик бежит за помощью к Кристоферу Робину, по дороге гундося о том, как жестоки враги, укравшие дом у бедного ослика.
Кристофер Робин вместе с Иа начинают искать его дом, и слышат вдалеке голоса Пуха и Пяточка. Оказывается, та бесформенная куча веток, которую они использовали на строительство - и был дом, построенный Иа.
Винни Пух боится сообщать Иа об "ужасной ошибке", и тот решает, что это ветер перенёс его дом на новое место.
Итак, мы наконец-то можем развеять подозрения: наш ослик напрочь лишён
инфантилизма, как это может казаться на первый взгляд. Инфатил бы не стал делать ничего и продолжал бы жить в шалаше.
Но нет, Иа отлично чувствует угрозу приближающейся зимы, и сооружает себе дом. Правда, дом он сооружает "на-отъебись", раз Пух и Пятачок приняли его за бесформенную кучу веток.
Когда Иа обнаруживает пропажу дома - нет, он не строит новый, и даже не плачет с горя - он идёт к Кристоферу Робину, решать свою проблему. То есть, решает выехать на чужой спине. По пути получая бонусы в виде эмоционального сопереживания. Это -
эгоизм.
Удивительна концовка этой истории: Иа не может отличить дом, построенный Пятачком и Пухом от своей собственной "кучи веток". При том, что и Пух и Пятачок прекрасно видят различие.
Этот феерический эпизод прекрасно демонстрирует два тезиса:
• во-первых, такие люди не способны (не могут или не хотят) различать и ценить качества вещей и предметов, которыми пользуются. Корни этого явления находятся там же, где и корни домашнего срача - в абсолютном безразличии к качеству собственной жизни - лишь бы не перетрудиться.
• во-вторых, таким людям обычно везёт с помощью окружающих, так как помогать убогим - это добродетель. Но они и этого не замечают, а думают, что всё это получается само по себе, с неба падает - в прямом смысле, как в рассказе, или же вообще, является их собственной заслугой:
Они вышли на опушку, и там стоял дом Иа - с виду уютный-преуютный.
- Вот он, - сказал Пятачок.
- Внутри не хуже, чем снаружи, - с гордостью сказал Пух.
Иа вошел в дом и снова вышел.
- Странное явление, - сказал он. - Это мой дом, и я сам построил его там, где я говорил, так что, очевидно, его сдуло сюда ветром. Видимо, ветер перенес его прямо через рощу и тут опустил. И он стоит здесь целый и невредимый. Пожалуй, местами он даже лучше!
- Гораздо лучше! - хором сказали Пух и Пятачок.
- Вот вам пример того, что можно сделать, если не полениться, - сказал Иа. - Тебе понятно, Пух? Тебе понятно, Пятачок? Во-первых - Смекалка, а во-вторых - Добросовестная Работа. Ясно? Вот как надо строить дом! - гордо закончил Иа.
3. Иа и еда
Обычно, наш герой всем говорит, что очень любит готовить. Только вот практически никогда себе этого не делает. Потому что готовка для него - это подвиг. А подвиги совершать надо тогда, когда есть кто-то, кто их оценит. Кто будет восхищаться и дарить аплодисменты. Без зрителя необходимость в подвиге отпадает.
Поэтому питается Иа в одиночном вольере обычно тем, что не нужно готовить: хлебом, зелёным горошком, реже бутербродами и дошираком. Естественно, что денег на поддержание жизнедеятельности при этом расходуется существенно больше, чем на нормальной пище. Но даже этот факт не способен заставить его себе готовить.
Хотя готовить умеет, и для другого вполне способен замутить какой-нибудь суп или кашу под аккомпанемент стонов о значимости совершаемого им действия / тяжести собственной доли (в зависимости от возраста). Главное, чтобы аплодисменты были погромче.
В быту Иа нещадно эксплуатирует тезисы "мне тяжело", "я устал", "я больше не могу". Во-первых, они полностью соответствуют взятой на себя роли нищего духом, во-вторых - позволяют экономить силы, не предпринимая никаких бесполезных или нецелесообразно трудоёмких по мнению ослика действий - типа уборки пола, мытья посуды или приготовлении еды.
Тем самым каждое его действие превращается в подвиг, и это обосновывается в некие "правила игры", которые зачастую даже принимаются близкими. Ещё бы, а куда им деваться?
Чтобы сбросить с себя ослиные чары - достаточно просто внимательно посмотреть вокруг себя. Всегда можно увидеть несколько человек, которые молча, без воплей несут существенно более тяжёлые нагрузки, обладая объективно худшим здоровьем. Правда, после этого открытия вы не сможете без тошноты смотреть на выкрутасы вашего ослика.
4. Иа и спорт
Подтверждением необоснованности ослиной "усталости" служит и тот факт, что Иа способен хорошо заниматься спортом, особенно в молодости. И даже делает вид, что ему это нравится. Это позволяет нам догадываться, что не смотря на его стоны, на ослике можно ещё пахать и пахать.
В спорте Иа больше всего притягивает околоспортивная тусовка, которая не считает его изгоем - так как спорт - сильно регламентированное и структурированное времяпрепровождение, а значит возможностей разглядеть рядом с собой брюзгу и нытика практически нету. Поэтому Иа любит спорт: он чувствует себя частью группы, группы, которая его принимает.
Спорт позволяет так же сказать, что Иа восприимчив к
эндорфинам - а это важный вывод.
Естественно, что дальше любительского лыжного кружка дело не пойдёт. Для профессиональных занятий спортом у ослика нет никакой мотивации. Оно ему не надо.
5. Иа и здоровье
Здоровье - это конёк ослика. После 30-ти годов взрослым людям уже перестаёт хватать пальцев одной руки для пересчёта собственных недугов и недомоганий. При этом большинство людей предпочитает молчать о них в тряпочку, чтобы не нанести ущерб своему рейтингу в стае имиджу - но только не ослы.
Если у Иа заболит палец на ноге - об этом тут же узнают в лучшем случае все домочадцы, в худшем - соседи, коллеги и сослуживцы. А уж если ослика постигнет насморк - это будет непременный повод лечь в постель, и нанести тем самым неблагодарному окружающему миру непоправимый удар. И погрозить оттуда: "вот умру я - посмотрим, как вы тогда все заплачете!"
Но самое страшное для окружающих и желанное для Иа зрелище - это если кто-то в такой момент будет нуждаться в его помощи. От стонов и воплей о судьбе бедного ослика, которого эксплуатируют даже больным, и не дают спокойно умереть - уши будут сворачиваться в трубочку. Хотя попросили-то всего на всего поставить чайник. Иногда правда встречаются молчаливые особи - они не вопят, но способны швырнуть чайник на плиту с таким выражением лица, что вам самим захочется залезть в петлю, лишь бы этого больше не видеть.
И что самое интересное, не смотря на регулярные цирковые представления с маханием перед носом родственников справками и врачебными заключениями, не смотря на регулярные публичные составления завещаний и заказы гроба в ближайшей мастерской - ослы живут гораздо дольше коров, лошадей, и прочих полезных животных.
Потому что не утруждают себя ничем, кроме истерик. Потому что эгоизм - залог долголетия. Потому что туско тлеть, зловонно смердя - можно гораздо дольше - чем гореть, ярко освещая окружающий мир.
6. Иа и учёба
Учится Иа хорошо, выше среднего. Дома проводит много времени уткнувшись в книжки - ещё бы: нытика никто не зовёт играть. По-факту, в его детстве, кроме школы обычно нет ничего - а в школе всё плохо, из-за характера нашего подопечного.
В отдельных предметах Иа даже достигает успехов, чем очень гордится потом всю оставшуюся жизнь. Приложить бы тут правильную цель - и можно было бы достичь высот карьеры или науки. Но с целеполаганием у Иа всё плохо, поэтому большинство успехов разбиваются о различные глупые доводы: типа "нет настроения", "я болею", "это бессмысленно".
Поэтому Иа всегда считает себя "непризнанным гением", а его демонстративно эксцентричное поведение и узость мировоззрения - дают повод так думать другим. Лучше всего этот процесс можно отразить фразой: "Говорите всем, что вы великий человек - и рано или поздно вам поверят".
Зачастую такие люди слывут "образованными", "философами" и "загадочными", но в основном за счёт того, что они просто слишком много думают и слишком мало делают:
Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой из этого следует вывод?». И не удивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чем же он собственно думает.
Когда мы видим, что человек не моется, живёт в коммуналке и цитирует наизусть всего Гумилёва - мы думаем, что он "тонкая художественная личность". Хотя на самом деле, он просто ленивая свинья. А Гумилёв ему нравится. И одно с другим никак не связано.
Я считаю, это очень важный тезис.
7. Иа и работа
С точки зрения эгоизма чувство собственного превосходства над другими и самоуничижение - одного поля ягоды. Просто для того, чтобы быть лучшим - нужно прикладывать силы, поэтому проще убедить себя, что ты худший, и упиваться этим.
Попробуйте прилюдно наступить Иа на хвост в том вопросе, в котором он считает себя лучшим (а такая тема всегда есть, даже если осёл заявляет противоположное). По уровню гнева, масштабу ответных действий и той лёгкостью, с которой самолюбование переходит в самоуничижение - становится понятно, что у обоих этих проявлений один единственных корень - эгоизм:
- Что я сейчас вижу перед собой? - спросил Иа, не поднимая глаз.
- Букву «А», - сказал Кролик, - но не очень удачную.
Иа посмотрел на свои палочки, а потом на Пятачка...
- Он знает? Ты хочешь сказать, что какой то Кролик знает букву «А»?
- Да, Иа. Он очень умный, Кролик то.
- Умный!.. - сказал Иа с презрением, изо всех сил наступая копытом на свои три палочки.
- Образование!.. - с горечью сказал Иа, прыгая на своих палочках (их стало уже шесть).
- Что такое наука? - спросил Иа, лягая палочки (их было уже двенадцать), так что они взлетели в воздух. - Какой то Кролик все это знает. Ха!..
Большой карьеры у Иа тоже не получается. Управление людьми несовместимо с любимым занятием ослика - самоуничижением (не важно, публичным или молчаливым). Гораздо легче всегда сидеть в оппозиции и говорить "Ха, какой-то начальник думает, что всё знает!" - чем день за днём, прилагая нечеловеческие усилия, доказывать, что ты прав.
С таким острым уровнем эгоизма Иа мог бы задаться целью удовлетворения собственного тщеславия, и стать руководителем - но для этого нужно прикладывать усилия - долго и много. Поэтому сил у ослика Иа хватает только на то, чтобы стать тираном-узурпатором домашних, этаким серым кардиналом, постоянно третирующим своих домочадцев, и выплёскивающим свой внутренний негатив на сослуживцев. Типичный пример - образ бабушки из повести Павла Санаева "
Похороните меня за плинтусом"
Поэтому Иа обычно дослуживается до невысокой должности, куда его "вынесла" жизнь, и этим довольствуется.
8. Иа и культура
Широкое распространение позиция ослика Иа получила в культуре
декаданса ("декаданс -- это когда вокруг пиздец, но всем похуй"), отразившегося "
серебряным веком" в отечественной поэзии.
Причём с точки зрения психологии, декаданс и упоение упадком - весьма схожи с торжествующим гедонизмом. Вот интересная статья: "
Декадентский гедонизм" - показывает близость между этими двумя течениями.
Декаданс гораздо чаще оказывался губительным для своего носителя - это характерно сказалось на количестве самоубийств среди поэтов-декадентов. Ведь жизнь - тяжёлый, порой даже мучительный путь. А самоубийство - высшее проявление комбинации эгоизма и слабости.
Такое массовое одновременное отражение декаданса в культурах разных народов может свидетельствовать о двух вещах: либо о том, что декаданс заразен и передаётся половым воздушно-капельным путём, либо о том, что он в то время считался модной жизненной позицией: ничего не делать, а наслаждаться упадком.
Второй вариант доказывает нам, что дело не в психических отклонениях, а в общечеловеческом эгоизме, стремлении к свинству и к минимизации усилий, затрачиваемых на жизнь, вопреки качеству этой жизни.
Ничего удивительного, в том, что культуре декаданса сопутствовали наркотики и гомосексуализм. Та же Марина Цветаева писала:
Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука! (1921)
Не думаю, что эта фраза сколь-либо раскрывает глубину межличностных отношений, в которые был способен погрузиться автор. Напротив, я вижу здесь только вопрос о способах борьбы со скукой.
9. Иа и отношения
Отношения Иа строить не может и не умеет. Отношения ему вроде бы и нужны - но ни видеть, ни слышать окружающих, ни тем более сочувствовать им он не может. А когда пытается это делать, получается только хуже:
- Доброе утро, Иа! - сказал Пух.
- Доброе утро, медвежонок Пух, - уныло ответил Иа. - Если это утро доброе. В чем я лично сомневаюсь.
- Почему? Что случилось?
- Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут. А некоторым и не приходится. Тут ничего не попишешь.
Со стороны Иа выглядит 100% социопатом, изнутри себе кажется - открытым и общительным человеком, что правда не мешает ему продолжать жаловаться на судьбу:
- Мне никогда ничего не рассказывают, - сказал Иа. - Никто меня не информирует. В будущую пятницу, по моим подсчетам, исполнится семнадцать дней с тех пор, как со мной в последний раз говорили.
- Ну, семнадцать - это ты преувеличиваешь…
- В будущую пятницу, - пояснил Иа.
- Сегодня суббота, - сказал Кролик, - значит, всего одиннадцать дней. И, кроме того, я лично был тут неделю назад.
- Но беседа не состоялась, - сказал Иа. - Не было обмена мнениями. Ты сказал: «Здорово!» и помчался дальше. Пока я обдумывал свою реплику, твой хвост мелькнул шагов за сто отсюда на холме. Я хотел было сказать: «Что? Что?» - но понял, конечно, что уже поздно.
- Ну, я очень спешил.
- Должен говорить сперва один, потом другой, - продолжал Иа. - По порядку. Иначе это нельзя считать беседой. «Здорово!» - «Что? Что?». На мой взгляд, такой обмен репликами ничего не дает. Особенно если, когда приходит ваша очередь говорить, вы видите только хвост собеседника. И то еле-еле.
Так в чём же его проблема? Почему его все избегают? Ответ прост:
Общение - двухсторонний процесс обмена эмоциями. Я - тебе, ты - мне. Вот когда вы общаетесь с осликом Иа, то его уныние передаётся вам - у среднестатистического человека достаточно развито сочувствие, и это нормально для социального животного. А вот ваше хорошее настроение ему не передаётся, как бы вы не старались! Хоть в лепёшку разбейтесь - связи не получается.
Это всё равно, что кричать в чёрную дыру - никакой отдачи, никакой корреляции. Глухо как в танке. Только своё. Вот поэтому ослика все избегают. Потому что, мало того, сам унылым становишься, так и вообще начинаешь сомневаться в собственном существовании: "я говорю, а меня не слышат!".
Есть ещё одна ловушка, в которую можно попасть, общаясь с осликом Иа: это желание привести его в чувство. Рассмешить, развеселить, сделать счастливым. Желание увидеть своё отражение в его глазах, получить от него похвалу. Не ведитесь на это - бесполезно.
Внутреннее состояние ослика Иа никак не коррелирует с окружающим миром. Вспомните спорт: да, эндорфины приносят хорошее настроение. Но при занятиях спортом эндорфины вырабатываются чисто по физиологическим причинам. А ваш облик и общение с вами прямого влияния на физиологию не оказывают, и застревают на психическом уровне, не вызывая никакой ответной реакции.
Причём заметьте, всё вышеописанное не имеет никакого отношения к
аутизму или
синдрому аспергера - медицинских "диагнозов" современной психиатрии, связанных с нарушениями невербальных коммуникаций.
Напротив, в озвученном выше диалоге, ослик Иа прекрасно чувствует хорошее настроение Пуха, и сознательно противопоставляет ему своё собственное. Он не испытывает проблем с выражением своего уныния. А на вопрос "что случилось" - объясняет "это же я, я всегда такой".
Скрытый мотив поведения осла - упиваться собственным ничтожеством. И все попытки его друзей исправить это положение и доказать обратное - будут пресекаться самим же ослом. Это "игра" по Берну - транзакция, выгода от которой не соответствует её вербальному представлению. Это подтверждает и тот факт, что осёл навязчиво ищет общения - не смотря на то, что всё его общение сводится к нытью и пресловутой "игре":
Я должен был это предвидеть, - сказал Иа-Иа. - Что ж, жаловаться не приходится. У меня есть друзья. Кто-то заговорил со мной не далее как вчера. А на прошлой неделе - или это было на позапрошлой? - Кролик сбил меня с ног и почти извинился. Общество, общество. Постоянно что-то происходит.
Часто люди, страдающие одиночеством, прибегают к физической близости, чтобы получить наслаждение, свою дозу эндорфинов. Но Иа на самом деле не страдает от одиночества - он им наслаждается и смакует его. В отличии от них, Иа никогда не ищет утешения в физической близости, а чаще всего наоборот, её избегает.
Близость - слишком тяжёлый и двусторонний процесс, в котором не получится без последствий разыграть в одни ворота традиционную "жалостливую" карту. Психический барьер мешает выработке эндорфинов - кайфа не приходит. Близость ему не нужна. Отношения нужны Иа не для близости, отношения нужны ему для "игры".
Кто же может ужиться в одном лесу с Иа - спросите вы? С одной стороны, это должно быть равнодушное существо, с минимальным уровнем сопереживания. Тогда ему не будет хотеться каждые две минуты жёстко отпиздить ослика палкой с целью вправить ему мозги. С другой стороны, это существо само по себе не должно нуждаться ни в чьей заботе - потому что наш эгоист не способен ничего дать другому, кроме стонов и жалоб.
Вы таких существ в лесу знаете? Я знаю, но только вот браком такие отношения назвать у меня язык не поворачивается.
Именно поэтому в жизни у ослика Иа два пути: или смертельно (порой в буквальном смысле) испортить жизнь человеку, вступившему с ними в брак - или оставаться жить одному. Причём когда вы видите старого одинокого Иа - знайте, что в большинстве случаев его характер - не следствие, а причина его одиночества.
Лицам, пытающимся завязать отношения с описываемым психотипом - следует отчётливо понимать, что человек не изменится, и никакая ласка и неземная любовь не способны заставить его "оттаять". Вообще, вступая в любые отношения, следует понимать, что человек не меняется - ну разве что только в худшую сторону.
10. Что делать, если вы - ослик Иа?
Как
обычно говорится, одним из побочных эффектов от прочтения этой статьи является так называемый butthurt. Если вы начнёте ощущать боль в нижней части спины, следует немедленно прекратить дальнейшее чтение и смириться с фактом, что вы - Ослик Иа.
Не знаю как вы, а я всё ещё хочу верить, что человек - существо разумное, и способен сам управлять своей жизнью. И может путём долгой, трудной работы над собой - развить в себе те хорошие качества, зачатки которых, я надеюсь, есть в каждом человеке.
Сломать свой эгоизм, заставить себя убраться дома. И не один раз, а каждую неделю. Научиться слышать других, и сопереживать им. Научиться ставить цели и достигать их. Перестать играть в "игры" и начать честно общаться. Научиться получать, видеть и ценить то, что раньше не замечалось.
Шанс измениться есть у каждого - но это невозможно без работы над собой всю оставшуюся жизнь.
Но одно я знаю точно: я уже достаточно отдал своей жизни тем, кому она была совершенно не нужна.
Так что мне с вами не по пути.