Какое-то время назад
рекламировал этот цикл. А месяц или сколько-то назад автор закончил финальный пятый том. И вот что написал в послесловии.
Возможно, теперь, прочтя все пять томов, вы спрашиваете себя: что же хотел показать автор этим текстом? Ну кроме банального "делай что должен - будь что будет" и про махи крыльев бабочки. Так вот, ответ, если вы, конечно, внимательно читали текст, таков: уклад жизни держит всех нас, как паутина - сдвинутся со своего "назначенного места" очень тяжело, практически невозможно. Можно стать олигархом, владельцем корпорации или даже президентом, но поменять миропорядок - тебя свои же и грохнут. Но... Нет ничего невозможно, есть только маловероятное, так? :) ГГ все-таки выкрутил обществу руки, пусть произошло это не нарочно, заставил мировые цивилизационные центры вместо обычной грызни на уровне поверхности планеты опять рваться в космос, опять начать гонку технологий в полную силу, откинув в прошлое "нефтяной застой" последних десятилетий. Все в теории понятно - вот вам "анклавы", как у Панова, вот вам стимулы и т.п... но это все после того, как первый "анклав" - Такамия - заработал. Я рассказывал эту историю, историю о том, как пройти "стартовый барьер" - и потому вы смотрели на нее, не отрываясь. "Амакава - мы делаем невозможное!" Но - "невозможное" кончилось. Закритическая точка, когда новорожденная структура была готова погибнуть от малейшего неловкого толчка, пройдена. Теперь все, что требуется от руководителей проекта - только разгоняться быстрее остальных, что бы не догнали. Такамии больше не нужны [конкретные] чудотворцы - любой эффективный менеджер справится. Да, запороть проект можно было бы и на этой стадии - но тут система сама борется за свое выживание. Ребенок родился и сделал первый шаг.
Вот этот момент, "от зачатия до рождения" всегда "зажевывается" в книгах, особенно в фантастике - момент прохода "барьера", когда все начинания героя находятся в закритической точке. От деревни - к государству. От группы единомышленников - к госаппарату. От работников и иждивенцев - к гражданам. До - сколько угодно литературы, после - тоже. Абсолютно понятно, что делать Такамии теперь - и что ее руководители стали делать. Рельсы проложены - вперед. Будут потрясения, будут сложные моменты - но они потенциально проходимы. Ничего нового я не напишу. Ничего, что бы вы не могли представить, ничего, что не писали бы до меня. Не будет атмосферы ПС, когда каждое обновление, каждая прода была "охренеть, я этого не подозревал". Вы помните, с какой радостью стали писать постоянный читатели "ура, я наконец-то угадал" или "да-да, я знал, что это будет!" во время концовки ПС?) Именно так - потому что рельсовый путь начался - ГГ перетащил-таки свой локомотив и вагоны через болото. Невозможного больше нет.
Выделение моё. Этот самый «момент перехода» кроме Плотникова мне встречался разве что у Розова в приквеле «Меганезии».