Apr 29, 2016 08:30
§ 119. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Период, начинающийся с Александра Великого, обыкновенно обозначается именем эллинистического. Греческая культура, оторванная от своего национального основания, распространялась по всему миру и смешалась с восточными элементами, - двойной результат, сознательно имевшийся в виду Александром. Александр приносил жертву олимпийским богам, послал свою первую военную добычу в Афины Палладе Афине, на крайнем пункте своих походов - в Гифазисе - воздвиг алтари двенадцати олимпийским богам и велел произвести военные игры на греческий манер. В его новом городе Александрии главный храм принадлежал Посейдону; существовал и культ Деметры, но также и культ Изиды. В разных странах Александр почитал местных богов: в Тире - Мелькарта, в иерусалимском храме - Иегову, в Вавилоне - Ваала, Зевса Амона, оракула которого он вопрошал в Ливийской пустыне. Таким образом он ставил рядом различные религии как равноправные, и эта теокразия сделалась образцом для всего эллинистического периода.
Но греческий дух, перед которым открылось столь широкое поле, будучи пересажен на чужую почву, потерял благодаря этому некоторые из своих характерных особенностей. Греческим теперь уже сделался весь известный мир, и главными местопребываниями культуры, рядом с Афинами, стали Пергам, Родос и Александрия. Национальную жизнь сменила жизнь космополитическая, публичную - частная. Гордость и чувство свободы, которыми питалась греческая литература и которые имели в Демосфене своего последнего представителя, исчезли. Соответственно новому положению возникли новые роды искусства: новая комедия Менандра, роман (105) - в том и в другом рассказывалось о похождениях, приключениях, любовных историях отдельных лиц; идиллия, превозносившая изнеженным жителям больших городов простоту сельской жизни или рисовавшая жанровые картинки из действительной жизни. Философия стремилась содействовать нравственному образованию и счастью личности и отклонилась от политических умозрений, составлявших еще у Платона венец системы. В качестве школьной учености философия сохранялась еще в течение столетий и именно в Афинах, где ряд лиц, стоявших во главе школ и последовательно занимавших большей частью почетное положение, продолжал распространять традиции отдельных доктрин. Собственно столицей учености в этом периоде была Александрия. Птолемеи показали себя большими покровителями науки и искусства; они основали в Александрии библиотеку и ученую школу музея. Образование носило здесь преимущественно ученый характер и состояло главным образом в собрании и истолковании литературных сокровищ древности и в подражании им. Именем александрийского обозначают то направление в литературе, которое недостаток вдохновения прикрывает старательно выглаженной и искусно обработанной формой и которое произвело только талантливые ремесленные издания. Таланта у поэтов первого столетия периода Птолемеев отрицать нельзя. Элегии и гимны Каллимаха, эпос Аполлония Родосского и главным образом идилии Феокрита принадлежат к числу достойных внимания произведений литературы, пережившей уже свое цветущее время (106). Для истории религии эта поэзия имеет ценность главным образом потому, что она сохранила много древнего материала. Только описания Феокрита, вроде изображения болезненно-влюбленной женщины с ее чародейственными средствами или большого религиозного праздника в Александрии, позволяют нам бросить взгляд на стремления его времени.
В религии эллинистический мир вообще оставался верен древним культам и обычаям. Но вместе с независимостью мелких греческих государств сокрушилось и могущество предания и закона в политической области, и сами боги потеряли часть своей деятельной сферы. Несмотря на это, служение им в Александрии и других местах совершалось с большой пышностью. Оппозиция против кровавых жертвоприношений, которая у греков возникла уже давно (Пифагор, Эмпедокл, Гераклит), нашла себе красноречивого представителя в лице последователя Аристотеля - Теофраста (107). В эллинистическом мире пробудился живой интерес к древнему достоянию не только греков, но и других народов и к изучению их состояния в древние времена. Греческий язык стал средством для взаимного знакомства ранее отделенных друг от друга цивилизаций. В третьем веке Бероз писал о вавилонской древности, Манефон - об египетской, 70 толковников переводили на греческий язык Ветхий Завет. Таким образом происходило знакомство с различными религиями и смешение их между собою. Птолемеи почитали как греческие, так и египетские божества и оказывали покровительство многочисленному иудейскому населению своей столицы. Что Селевкид Антиох Эпифан не выказал такой же терпимости по отношению к палестинским иудеям, это следует объяснить отчасти политическим положением самих иудеев и их различных партий.
Между божествами, которые в этот период стояли особенно на первом плане, мы назовем древнюю сирийскую богиню в Гиерополисе, Гелиоса родосцев, Сераписа, принесенного из Синопа на Понте в Александрию. Благодаря походу Александра в Индию, где в одном городке Пизе предполагалась родина Диониса, культ этого бога также получил новое развитие: сам Александр отождествлялся с Дионисом. В особенности резко обнаружилось в это время обоготворение властителей, свойственное рабскому Востоку. В Александрии с большой пышностью и великолепными процессиями совершали апофеоз Птоломея Лага; ему был воздвигнут храм и в честь его отправлялся регулярный культ. Почитание Димитрия Полиоркета в Афинах льстивой низостью превзошло все бывшее до тех пор. На том месте, где он вступил на Аттическую землю, ему, как καταβατής (сошедшему), был воздвигнут алтарь; ему был отведен храм, в котором он даже устраивал свои попойки; ему приносились жертвы, его вопрошали, как бога-оракула. Такие случаи не составляли исключения; мы можем привести подобные примеры в различных эллинистических царствах. Эти апофеозы важны как подготовительные ступени к позднейшему римскому культу императоров.
О том, как римляне после завоевания Коринфа и эллинистических царств вступили в обладание наследством греческой культуры, мы расскажем позднее.
...................
1 Как и все подобные отрывки, они находятся во «Fragmenta historicorum graecorum» (в 5 т., Париж) К. Мюллера.
2 Они собраны в Μυθογράφοι, scriptores poeticae historiae Graeci (1843) А. Вестерманна.
3 La cite antique.
4 Эд. Мейер. Geschichte des Altertums, т. II, § 62, 64.
5 Павзаний VII, 22, VIII, 48, IX, 24 и след.
6 Павзаний I, 28.
7 К. Беттихер, Die Baumcultur der Hellenen nach den gottesdienstlichen Gebrauchen und uberlieferten Bildwerken dargestellt (1856); В. Маннгардт, Antike Wald- und Feldculte (1877); Mythologische Forschungen (1884).
8 Гомеровский гимн Афродите 265 f.
9 Роде, Psyche, стр. 216 f.
10 Ср. Штенгель в Festschrift an Friedlander, 1895. S. 414 ff.
11 Ф. Денекен, Art. Heros в Lexicon der griechischen und romischen Mythologie Рошера.
12 II, 53.
13 Ил. III, 104; XXIII, 195.
14 Ил. XIV, 246, XX, 8.
15 Ил. XV, 36; Од. V, 184.
16 Ил. XIV, 204, 274.
17 The Greater Gods of the Olympos in «19 Century» и «Centemp. Rev.» 1887
18 Ил. XV, 190.
19 Ил. VIII, 5-27; I, 528.
20 Ил. II, 204.
21 Ил. IX, 457.
22 Ил. VI, 130.
23 Ил. XXIV, 334.
24 Од. XXII.
25 Ил. V,887; VIII.31
26 Од. XIX, 2, 52; XVI и в разн. мест.
27 Ил. XX, 560; Од. XI, 307-320.
28 Од. XIII, 348, XIX, 301;
29 Ил. VI, 92.
30? Ил. XXIV, 521: две бочки на пороге Крониона.
31 Од. II, 181, XV, 166; Ил. XII, 243.
32 Од. XIX, 560.
33 Од. IV, 261; Ил. XIX, 270 и пр.
34 Ил. XIII, 59, XXII, 209.
35 Ил. XXIV, 49; Од. VII, 197.
36 Ил. XX, 32.
37 Ил. XVI, 433.
38 Ил. XVI, 780; Од. I, 33.
39 Так К. Лерс, Zeus und die Mvira (Pop. Auts).
40 Ил. VI, 487; Од. X, 174.
41 θεών έν γοΰνασι χεϊται. Ил. XX, 435; πάντες δε θεών χαΐέουσι άνθρωποι. Од. III, 48; Од. XVII, 601 и пр.
42 Ил. VIII, 526, XVII, 561.
43 Од. XIII, 318.
44 Од. IV, 563-569; XI; XXIV, 1-204.
45 Νεκυία - жертва, приносимая умершим, чтобы вызвать их из подземного царства. Так традиционно называется и XI глава Одиссеи, ибо в ней описывается этот обряд. Вторая Некийя - в гл. XII Одиссеи.- Ред.
46 Ил. III, 279, IX, 571, XIII, 260.
47 Это мнение в интересном экскурсе отстаивается фон Вилямовичем-Моллендорфом (Wilamowitz- Mollendorff) в «Homerische Untersuchungen» (1884).
48 К.М. Франкен в «Prometheus und Pandora» дает тщательное сопоставление различных форм этого мифа.
49 Custom urtd Myth., стр. 45.
50 В Лексиконе Рошера.
51 Геродот, VIII, 98.
52 Узенер, Gotternamen, 196.
53 Роде, Psyche, 303.
54 Роде, Psyche, 347-348, 352.
55 Ортия - «Восходящая», «блуждающая по кручам» - эпитет Артемиды в Спарте и Аркадии. - Ред.
56 II, § 217.
57 Ср. Узенер. Gotternamen. Стр 291 ff.
58 Плутарх, Adv. Stoicos, 32.
59 Платон, Федр, 229. См. также Ксенофонт, Memorab. I,3,7.
60 La cite antique.
61 Геродот, II, 64.
62 Ценная монография Ж. Марта, Les sacerdoces atheniens (1882).
63 Пример у Шёманна, II, 416.
64 Ср. у Евсевия оракул из Порфирия: Ргаер. Euong. IV, 9; Вольф, впрочем, признавал его за поддельный (Г. Вольф), De philos. ex oraculis haurienda libb. rell (1856).
65 Ср. Аполлоний, Argonautica, IV, 702-717.
66 «Ничего поврежденного не приносим мы в жертву богам, но все самое лучшее и цельное». Атеней, XV, 16(стр. 674).
67 у Шёманна, II, 216.
68 Аристофан, Thesmophor., 294.
69 Платон, Leges, X, 887.
70 Лекурс в Leokr., § 79.
71 Фукар, Des associations religieuses chez les Grecs (1873).
72 К. Петерсен, Der Hausgottesdienst der alten Griechen (1851) и многое в Charikles Беккера.
73 Относящийся сюда материал собран в большой работе Штаккельберга, Die Graber den Griechen in Bildwerken und Vasengemalden (1836-1837). Обзор дан у Ф. Равессона, Les monuments funeraires des Grecs R.H.R. 1880, II.
74 Фукидид, II, и след.
75 Теофраст, Характеры, XVI.
76 Пир, 1881.
77 Leges, II, I.
78 Ср. Аристофан, Acharn., 243 ff.
79 Все эти черты можно найти в комедии Аристофана «Фесмофории».
80 Схолиаст к Apollonios, I, 913.
81 Килонова скверна - проклятие, которое род Алкмеонидов навлек на себя и город убийством у алтаря Афины на Акрополе укрывавшихся там участников неудавшегося заговора, главой которого был Килон (621 г. до Р. X.). Эпименид, полумифический поэт-прорицатель, прозван «Очистителем» как очистивший Афины от этого проклятия в 596 г. до Р. X.
82 Ср. Роде, Psyche, 414.
83 Между проч, Ο1. I, 56; IX, 55.
84 Истм. VII; Пиф. IX.
85 Нем. VI 1-14; Пиф. VIII 141146.
86 Пиф. X 49-56.
87 Fragm. 198.
88 Классическое место - Ол. II 105-142, также некоторые фрагменты - 106, 109, 110.
89 Например, θεός, μέν αιτίαν φύει βροτοϊς , όταν χαχώσαι δώμα παμπηδην θέλη (если богу вздумается смести с лица земли жилища смертного, он всегда найдет основания) (фрагм. Ниоба).
90 Δίχηέστϊ ξύνεδρος Ζηνός άρχαίοις νόμοις - Дике заседает вместе с древними законами у Зевса («Эдип в Колоне», 1375), а также ξΰνοιχος τών κάτω θεών - живет с подземными богами («Антигона», 451).
91 Хор. Эдип-царь, 863 ff.
92 См. Хор 1186 и сл.
93 Αρχεϊν γάρ οίμαι παντί μυρίων μίαν ψυχήν τά δ’έχτίνουσαν, ην εΰνους παρή - Думаю, и одна душа может понести наказание за десять тысяч, если она окажется благоговейной. (498 и сл.).
94 III, 38.
95 Например, I, 32; III, 40; VII, 10, 46, 56.
96 С. X. Гекстра, De Wangunst der goden op het geluk ook der rechtvaardigen (Kon Ak. Amst. 1883).
97 Фукидид, V и пр.
98 Лягушки, 880.
99 Troades, 887.
100 Τι δ’ αισχρόν, ην μη τοϊσι χρωμένοις δοχή - что же тут гнусного, если это не кажется таковым (фрагм.).
101 Ксенофонт, Memor. III, 9, 4.
102 Отн. δαιμόνιον Ксенофонт, Memor., IV., 3, 12; 8, 5 и 6; I., 4, 15; Платон, Apol. 31 D.
103 Например, Фукидид, II, 37.
104 Аристотель, Этика, II.
105 Э. Роде, Der griechische Roman und seine Vorlaufer (1876).
106 A. Kya (Couat), La poesie alexandrine sous les trois premiers Ptolemees 324-222 av. Chr. (1882).
107 Порфирий сохранил отрывки из его сочинения «О благочестии» (Περί εύσεβείας); см. И. Бернайс (Bernays), Theophrastos Schrift uber Frommigkeit (1866).
* * *
Приложение для текстов разделов ГРЕКИ §§ 103-119 и РИМ:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ КНИГ И СТАТЕЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ*
/*Библиография сохраняется в том виде, в каком она была составлена в 1899 году под редакцией кн. С. Н. Трубецкого./
ГРЕЦИЯ
Аландский П. И. История Греции. Киев, 1898.
Буше-Леклерк. Философия, христианство, фатализм и ведовство. Пер. с фр. Ф. Мищенка. Киев, 1889. 379 с.
T. I. Ведовство греков.
Автор ставит себе задачей показать, что вера в ведовство вовсе не была продуктом мифологических легенд, шатким и непостоянным, как эти последние, что, напротив, она была свидетельницей их зарождения и в течение долгого времени поддерживала их значение. Вера в волшебство была составной частью религии, она была присуща собственно религиозному чувству, а не изменчивым формам его проявления.
- Из истории культуры. Истолкование чудесного (ведовство) в античном мире. Пер. с франц. под ред. и с предисл. Ф. Г. Мищенка. Киев, 1881.
Вегнер В. Эллада. Картины древней Греции, ее религия, могущество и просвещение. В 2 т. Пер. с нем. П. Евстафьева. 3-е изд. Спб., 1899.
T. I. Предания эллинской старины: Сказания о богах и героях (стр. 34-221). Храм дельфийский (стр. 289-300).
Вейнберг П. Прометей в поэзии. - Отеч. з., 1881, № 6.
Велишский В. Быт греков и римлян. Пер. с чешек, под ред. И. Ростовцева. Прага, 1878.
Веселовский А. Новая мифология (Воеводский: Каннибализм).- BE, 1882, № 4.
Вильман В. О. Рассказ из истории и мифологии греков. По Гомеру. Пер. с нем. И. Виноградова. Спб., 1888. 134 с.
Властов Г. Теогония Гезиода и Прометей. Разбор сказаний. Спб., 1897. 579 с.
Воеводский. Введение в мифологию Одиссеи. Ч. I. Одесса, 1881. 235 с.
Несколько предварительных замечаний о мифологическом изучении Гомера. Мифы о борьбе небесных светил. Солнечный культ, древнейшие космогонии и философские системы. Борьба небесных светил. Воюющие люди. Воюющие животные. Борьба с неодушевленными предметами. Солнечная теория. Влияние солнечного культа на духовное развитие греков. Древнейшие философские системы.
- Этнологические и мифологические заметки. Одесса, 1877. 85 с.
- Каннибализм в греческих мифах. Опыт по истории развития нравственности. Спб., 1874. 396 с.
1. Этическое значение мифов. 2. Грубость нравов, отразившаяся в греческих мифах. 3. Людоедство и человеческие жертвоприношения. 4. Следы людоедства в греческих мифах.
Вышеславцев А. Между храмов и развалин,- «Рус. вестник», 1880, № 1.
Гау Дж. Минерва. Введение при изучении читаемых в классе писателей греческих и латинских. Пер. со 2-го фр. изд. и примеч. В. Алексеева. С рис. Спб., 1893.
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Спб., 1897. Глава 8. Религия (стр. 241-314).
Джебб Р. Гомер. Введение к Илиаде и Одиссее. Пер. с англ. Л. Ф. Семенова. Спб., Изд. Л. Пантелеева, 1892. 227 с.
1. Общая литературная характеристика поэм. 2. Гомеровский мир (Религия у Гомера. Боги в Одиссее. Судьба Эринии). 3. Гомер в древности. 4. Гомеровский вопрос.
Дютшке. Олимп. Мифология древних греков и римлян. Спб., Изд. А. Суворина, 1892.
Зелинский Ф. Кипр и его богиня. - ЖМНП, 1888, № 8. - То же. Спб., 1888. 32 с.
(По поводу кн. Enmann’a «Kypros und der Ursprung des Aphroditekultes». Зап. Имп. AH. T. 34, № 13. Исследование о культе Афродиты занимает второй том этого ученого сочинения).
Культурно-историческая подкладка мнения о финикийском происхождении Афродиты. Афродита- Киприда. Происхождение пафосского культа. Геродот и аскалонское происхождение Кипрского храма. Объяснение имен Киприды и Афродиты. Что такое Афродита.
Иегер О. История Греции. Спб., 1877.
Ч. I. Сказания. Гомер (стр. 1-57). Поэзия Гезиода (стр. 57-83). Священнослужение, наука, поэзия, искусство (стр. 122-149). Духовные стремления, искусство и поэтическое творчество в век Перикла (стр. 292-316). Изменившийся характер духовной жизни (стр. 101-125). Состояние греческого народа и государства (стр. 214-242).
Иллюстрированная история религий. Сост. проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей и др. М., Изд. маг-на «Книжное дело», 1899. T. И. Греки.
Каррьер М. Искусство в связи с общим развитием культуры и идеалы человечества. Пер. с нем. Е. Корша. М., Изд. К. Т. Солдатенкова, 1871.
См. T. II. Эллада (стр. 1-332).
1. Общая характеристика. 2. Догомеровские времена. 3. Гомер. 4. Киклики и Гомериды. 5. Гезиод. 6. Олимпия и Дельфы. 7. Элевзис. 8. Переход к лирике. 9. Музыка. 10. Мелическая поэзия. 11. Зачатки философии. 12. Архитектура. 13. Начало и развитие пластики и живописи. 14. Философия духа.
15. Драма, ее развитие и пошиб вообще (Драма, религиозное и общественное дело). 16. Эпоха эллинизма (упадок народно эллинской жизни и веры; богосмешение, вольнодумное просвещение и философский монофеизм).
Корш В. История греческой литературы. - В кн.: Всеобщая история литературы. Под ред. В. Ф. Корша. T. I. Спб., Изд. К. Риккера, 1880. Ч. 2-я. Стр. 609-1323.
Общий характер и особенности греческой литературы. Характерные периоды истории греческой литературы. Религия как основа древнейшей греческой поэзии и литературы. Религиозные песни. Священный характер поэзии, музыка и пляски. Мифические поэты Греции. Великое значение мифа в греческой литературе. Греческая теогония. Восточные влияния и орфический мистицизм. Важнейшие мифы о богах как коренная основа греческой литературы. Мифы о героях. Сказания о Троянской войне. Догомерический и гомерический эпос. Гезиодический эпос. Поэты-богословы. Первые мыслители Греции. Период прозы и драмы. Их отношение к мифу.
Кулаковский Ю. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. С рис. Киев, 1899.
Курциус Э. История Греции, Пер. А. Веселовского. М., Изд. К. Т. Соддатенкова, 1880-1883.
См. стр., относящиеся к духовной и религиозной жизни греков.
Латышев В. Очерк греческих древностей. Спб., 1889.
См. T, II. Богослужебные и сценические древности.
- К вопросу о культе Аммона в Афинах. - ЖМНП, 1881, № 1.
Любкер, Реальный словарь классической древности. В 2 ч. Спб., 1883-1885.
Магаффи. Древнегреческая жизнь. Пер. с англ, с примеч. Стратилахова. Спб., 1879.
Гл. 5. Религия и законы древних грехов (стр. 135-167).
Мазурин К. Олимпия. Изложение по Виктору Лалу и Полю Монсо. С фототипическими таблицами. М., 1892.
Манжен А. Роль животных в греческой и римской религиях. - В кн.: Манжен А. Человек и животные. Спб., 1872. Ч. 2. Гл. 9. Стр. 131-138.
Мензис А. История религии. Очерк первобытных верований и характер великих религиозных систем. 2-е изд. Спб., Изд. Ф. Павленкова, 1899.
Ч. IV. Гл. 17. Греция (стр. 202-227).
Древнейшая религия. Божества, связанные с определенными сторонами жизни. Развитие греческих богов: камни, животные, деревья. Греческая религия имеет местный характер. Склонность к художественным обрядам. Древние восточные влияния. Гомер. Гомеровские боги. Культ у Гомера. Предзнаменования. Состояние после смерти. Поэты и действующая религия. Возникновение религиозного искусства. Празднества и игры, Зевс и Аполлон. Новое религиозное чувство; мистерии. Религия и философия.
Мищенко Ф. В чем источник непреходящих достоинств древнеэллинских классиков. - РМ, 1890, № 7.
- Успехи рационализма в древней Греции. Истор. очерки. - В кн.: Отклик: Сб. в пользу студентов и слушателей Высших женских курсов. Спб., 1881.
- Греческая литература. - Энцикл. словарь. Спб., Изд. Брокгауза и Ефрона. T. IX.
- Изучение античного мира в зависимости от успехов науки и просвещения. Казань., 1893.
- Доисторическая Греция. - Изв. Киев, ун-та. Киев, 1878.
- Эллинская цивилизация. - Изв. Киев, ун-та. Киев, 1879.
- Миф о Прометее в трагедии Эсхила. Историко-литературное исследование. - «Слово», 1879, № 2.
- Божество Прометей в трагедии Эсхила. - Изв. Киев, ун-та. Киев, 1877.
Модестов В. Эпикуреизм и современный интерес к нему. - РМ, 1890, № 3.
Мюллер М. Наука о языке. Пер. с англ. Выл. 1. Воронеж, Изд. ж. «Филал. Зал.», 1868. 282 с.
См. Гл.: 9. Греческая мифология. 10. Юпитер - высший арийский бог. 11. Мифы о заре. 12. Современная мифология.
Новосадский Н. Елевсинские мистерии. Спб., 1887.
- Культ кавиров в древней Греции, Исследование. Варшава, 1891, 210 с.
Гл 1. Литература вопроса о кавирах в древности. Исследования о кавирах в западно-европейской литературе, 2, Время установления культа кавиров в Греции и место его происхождения, 3, Культ кавиров на Самофракии. 4, Самофракийские жрецы и мисры. Самофракийские оргии, 5. Культ кавиров на Лемносе» Имвросе и в Виотии. 6, Культ кавиров в Македонии и в других областях древнегреческого мира, 7. Учение, излагавшееся в мистериях кавиров. 8. Божества различных народов, представлявшие сходство с кавирами.
- К вопросу о культе Изиды в Греции. - ЖМНП, 1885, № 6, 7.
- Культ Котито. - ЖМНП, 1886, № 6.
Орлов М. Вопрос о судьбе души по смерти в философской системе Платона. Одесса, 1882, 25 с.
Петискус А. Олимп или греческая и римская мифологии в связи с египетской, германской и индийской. Пер, с нем. И. Евстафьева. Спб., 1873.
Пфлейдерер. Миф о Прометее. - «Историч. вестник», 1882, № 6
Пыпин, А. Поиски в далекой старине (о книге Воеводского «Каннибализм»). - BE, 1890, № 8.
Трубецкой С., кн. Метафизика в древней Греции. М., 1890. 508 с.
Введение. I. Метафизика в религии греков: А. Теогония греческих богов, Б. Боги, полубоги, души. В Богослужение. Г. Мистерии. Общие выводы. Религия и философия, II. Милетская школа. III. Пифагорейство. IV. Гераклит. V. Элейская школа. VI. Эмпедокл, VIL Атомист и атомизм. VIII Анаксагор. IX. Софисты. X. Сократ. Приложение: о мистериях Самофракии,
Фулье А. История философии. Пер. П. Николаева, Изд. 2-е. М., Изд, Д. Ефимова, 1898.
- То же. М., 1894.
См. Кн. II. Греческая философия (стр. 45-198).
Фюстель де Куланж. Древнее общество. Обзор культа, прав и учреждений Греции и Рима. Пер. Н. Бабкина. Спб., Изд. Н. Ламанского, 1867.
- Гражданская община античного мира. Исследование о богослужении, праве и учреждениях Греции и Рима. Пер. Е. Корш. Спб., Изд. К. Т. Солдатенкова, 1867.
- То же. 2-е изд. М., 1896.
Введение: О необходимости изучения первоначальных верований древних народов для познания их учреждений. Кн. 1. Древние верования: верования относительно души и смерти. Почитание мертвых. Священный огонь. Домашняя религия,
Кн. 2. Семья: религия была зиждительным началом древней семьи (стр. 1-166).
Кн. 3. Городской союз: Фратрия и курия. Новые религиозные верования. Культ основателя; легенда об Энее. Боги городского союза. Религия городского союза. Обрядовые книги (ритуалы). Союз богов (стр. 167-335).
Хрисанф, архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Т. 2. Спб., 1875.
Чистович И. Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. Истор. исследование. Спб., 1871. 211 с.
Древнейшие представления греков о жизни за гробом и подземном мире. Гомер и Гезиод. 2. Новая форма греческого сознания в послегомеровское время. Мистерии. 3. Идея бессмертия на научно-философской основе. Платон. 4. Христианское учение о воскресении.
Шевырев С. История поэзии. Т. 2. История поэзии греков. Спб., 1892. 175 с.
Характеристика образования, религии и поэзии древних греков.
Шестаков С. Религиозно-нравственные воззрения Эсхила. Вступ. лекция. - Учен. Зап. Казан, ун-та. Т. 6. Казань, 1890.
Шредер Л. Пифагор и индийцы. Исследование о происхождении пифагорейского учения. - ЖМНП, 1888, № 10, 11.
1 . Учение о переселении душ. 2. Пифагорейские запрещения. 3. Пифагорова теорема и иррациональные величины. 4. Учение о пяти стихиях. 5. Система Пифагора и учение Samkhya. 6. Пункт второстепенного значения. 7. Фантастическо-мистически-символический характер пифагорейской системы. Заключение.
Автор старается доказать, что Пифагор заимствовал существенное содержание своих воззрений на мир и на жизнь от индийцев.
Штоль. Мифы классической древности. Пер. с нем. В. Покровского и П. Медведева. В 2 т. С рис. М., 1865-1867. 313 с. + 358 с.
***
РИМ
Аландский. Древнейший период истории Рима и его изучение. Киев, 1882.
Изучение легендарной истории Рима.
Арсеньев К. Движение умов при Флавиях и Траяне. - BE, 1875, № 12.
Буасье Г. Римская религия от Августа до Антонинов. Пер. М. Корсак. Спб., Изд. К. Т. Солдатенкова, 1878. 645 с.
Кр. ст. в ВЕ, 1879, № 1.
Введение: Общий характер римских религий. Римская религия в конце республики. Кн. I. Римская религия в век Августа. Религиозные и нравственные реформы Августа. Апофеоз императоров. Век Августа. Виргилий. Шестая книга Энеиды. Кн. ??. Религия после Августа. Что осталось от реформ Августа. Чужеземные религии. Римская философия после Августа. Учение Сенеки. Сенека и св. апостол Павел. Римская философия после Сенеки.
- Римская теология. Кн. III. Римское общество времени Антонинов. Высшие классы. Женщины. Низшие классы и народные ассоциации. Рабы. Заключение: Римская религия во II веке.
- Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV веке. Пер. с фр. под ред. и с предисл, М. Корелина. Спб., Изд. К. Т. Солдатенкова, 1892. 575 с.
- То же. Пер. Трескина. Ч. I. - «Пантеон литературы», 1894.
1. Победа христианства. 2. Христианство и римское воспитание. 3. Последствия языческого воспитания для христианских писателей. 4. Латинская христианская поэзия. 5. Языческое общество в конце V века. 6. Последняя борьба.
Буткевич Т. Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Харьков, 1887. 240 с.
Вебер Г. Всеобщая история. Т. 4. М., 1886.
Умственная жизнь во времена Римской империи. Философия и религия. Религиозные направления во времена Римск. империи (стр. 377-423). Падение язычества (стр. 601-636).
Вегнер В. Рим. Начало, распространение и падение всемирной монархии римлян. Пер. с нем. П. Евстафьева. В 2 т. С 500 рис. Спб., 1873.
См. страницы, относящиеся до истории римской религии.
Велишский В. Быт греков и римлян. Пер. с чешек, под ред. И. Ростовцева. Прага, 1878
Гау Дж. Минерва. Введение при изучении читаемых в классе писателей греческих и латинских. Пер. со 2-го франц. изд. и примеч. В. Алексеева. С рис. Спб., 1893.
Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. Пер. с англ. В. Н. Неведомского. М., Изд. К. Т. Солдатенкова, 1883-1886.
См. Ч. I. Гл. 2. О единстве и внутреннем благоденствии Римской империи в век Антонинов. Общий дух терпимости народа, философов, должностных лиц, в провинциях, в Риме. Храмы.
Ч. II. Гл. 15. Распространение христианской религии. Причины успехов христианства. Демоны как боги древности. Отвращение христиан к идолопоклонству. Учения о бессмертии души между философами, язычниками греческими и римскими, варварами и иудеями (стр. 1-92). Гл. 16. Образ действия римского правительства по отношению к христианам (стр. 92-184). Гл. 21. Терпимость язычества. Гл. 22. Религия Юлиана. Преобразование язычества. Богословская система Юлиана. Опала и угнетение христиан. Восстановление языческих храмов (стр. 525-582).
Ч. III. Гл. 28. Окончательное уничтожение язычества (стр. 277-313).
Дютшке. Олимп. Мифология древних греков и римлян. Спб., Изд. А. Суворина, 1892.
Ешевский С. В. Очерки язычества и христианства. - Собр. соч. Ч. 1. М., 1870. Стр. 281-576.
Иегер О. История Рима. Пер. с нем. Морозова и Резенера. Спб., 1876.
См. Ч. I. Греческое влияние (стр. 91-93). Религия (стр. 228-233). Ч. II. Жизнь римлян во времена Августа (стр. 160-180). Христианство в Римской империи (стр. 253-265). Положение государства, причины и признаки его разложения (стр. 284-291).
Каррьер М. Искусство в связи с общим развитием культуры и идеалы человечества. М., Изд. К. Т. Солдатенкова, 1870-1871.
См. Т. 2. Рим (стр. 333-484). Коренные черты римлянства. Древние италийцы. Религия в ее своеобразности, а также в ее отношении к греческой. Этруски. Рим в эпоху царей. Республика до начала миродержавства (Отношения к Греции и ее образованности). Борьба республики с монархией (Безверие и суеверие в религии; философия должна наверстать веру). Золотой век Августа. От Августа до Адриана. Адриан и Антонин (Саморазложение античного духа). Упадок империи и искусства в III и IV веке (Служение Изиде, Солнцу и Мифре). Слияние Востока с Западом в Александрии. Борьба язычества с христианством. Новоплатоники.
Корелин М. С. Падение античного миросозерцания (Культурный кризис в Римской империи). Лекция. Спб., Изд. О. Н. Поповой, 1895. 161 с.
- То же. - РМ, 1892, № 6, 7, 9-12.
Автор указывает, что особенность культурных переворотов заключается в том, что побеждает не физическая сила, а то, что составляет благо для всякой отдельной личности и, следовательно, для целого общества. Если вновь народившееся идеальное стремление есть действительная, а не фиктивная потребность человеческого духа, то оно восторжествует над огнем и железом, в чьих бы руках они не находились. Задачу очерков составляет «показать бессилие языческой реформы и выяснить причины победы новой религии, поскольку они заключались в психологических условиях эпохи». Автор оставляет в стороне социальные, политические и экономические причины торжества христианства и останавливается главным образом на представителях культурных классов, где шла сознательная борьба и где победа была труднее.
Крашенников М. Римские муниципальные жрецы и жрицы. Эпиграф, исследование. Спб., 1891.157 с.
Ч. 1. Классификация и титулатура муниципального жречества. 2. Общие черты муниципальной греческой организации.
Крюков Д. Л. Мысли о первоначальном различии римских патрициев и плебеев в религиозном отношении. - «Пропилеи», кн. 4.
Левек Ш. Последние борьбы язычества. - Отеч. з., 1863, № 4.
Манжен А. Роль животных в греческой и римской религиях. - В кн.: Манжен А. Человек и животные. Спб., 1872. Ч. 2. Гл. 9. Стр. 131-138.
Марта. Философы и поэты моралисты во времена Римской империи. Пер. М. Корсак. М., Изд. К. Т. Солдатенкова, 1879.
Мензис А. История религий. Спб., Изд. Ф. Павленкова, 1899.
Ч. IV. Гл. 17. Религия Рима (стр. 227-242).
Римская религия отлична от греческой. Великие боги. Священные лица. Римская религия имеет скорее юридический, чем жреческий характер. Перемены под внешним влиянием. Греческие боги в Риме.
Модестов В. Марк Аврелий и новая религия. - «Наблюдатель», 1882, № 3, 4.
- Лекции по истории римской литературы. Курс 1. От начала римской литературы до эпохи Августа. 2-е изд., испр. Спб., 1876; Курс 2. Век Августа. Киев, 1875.
- То же. Спб., Изд. Л. Пантелева, 1890.
- То же. - В кн.: Всеобщая история литературы. Под ред. В. Ф. Корша. T. 1. Ч. 2. Спб., Изд. К. Риккера, 1880. Стр. 1323-1685.
Религиозные песнопения (стр. 1334-1336). Римская литература под влиянием греческой.
Моммсен Ф. Римская история. Пер. Н. Д. Ахшарумова, А. Веселовского и В. Неведомского с 6-го изд. М., Изд. К. Т. Солдатенкова, 1885.
Никола М. Древняя языческая реакция. - З. В., 1864, №11.
1. Неверие и религиозная реакция, 2. Правоверы. 3. Примирительные философы. 4. Сравнение двух партий.
Петискус А. Олимп, или греческая и римская мифология в связи с египетской, германской и индийской. Пер. с нем. П. Евстафьева. Спб., 1873.
Помяловский И. Эпиграфические этюды.. 1. Древние наговоры. 2. Римские колумбарии. Спб., 1873. 305 с.
Ревилль Ж. Религия в Риме при Северах. Пер, с фр. под ред. В.Н. Линда. М., Изд. маг-на «Книжное дело», 1898. 320 с.
Введение. Ч. 1. Языческий синкретизм в Риме в первой половине III века, Ч. 2. Попытка религиозной реформы при дворе Северов.
Книга представляет «яркую и широкую картину эпохи религиозного синкретизма - слияния различных языческих культов древнего мира и попыток реформации умирающего язычества» (Трубецкой. - «Вопросы философии и психологии», 1898)
Соловьев В. Из философии истории (Воздействие нравственных начал христианства на государственные законы и общественные нравы в Римской империи). - «Вопросы философии и психологии», 1891, № 9.
Цветаев И. Погребальные обычаи древних римлян. - «Рус. вестник», 1887, № 1, 3.
Шашков С. Падение Рима и Византии. Очерки общественной патологии. - «Дело», 1878, № 5, 6.
Шевырев С. История поэзия. Т. 2. Спб., 1892.
Характеристика римской поэзии (стр. 175-192).
Шлоссер. Всемирная история. Т.4. Спб., 1862. Религия, образованность и литература двух последних столетий древности. Пер. Н, Чернышевского.
Schwegler A. Romische Geschichte (Содержание 1-го тома изложено П. Н. Кудрявцевым в «Отеч. з.», 1854 и в соч., т. 1).
Автор исследует традиции с точки зрения теории этиологического мифа, т. е. мнимо-историч. сказания, созданного для объяснения смысла обряда, учреждения, обычая, с течением времени ставших непонятными (См. «Книгу о книгах», стр. 48).
***
религиоведение,
Трубецкой,
Россия,
литература,
история,
знание,
культура