Глава двадцать "йеган". Том № 1 с названием третьего фолианта. XIX век.

Mar 13, 2016 15:42

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ.

Состояние наук у древних индусов. Астрономия. Тригонометрия. Геометрия. Алгебра. Арифметика. Таблица умножения. Волшебные квадраты. Санскритские цифры и нумерация. Брамин Сисса. Шахматы. Задача Сиссы. Медицина. Химия. Технология. Словесность. Поэзия. Пословицы. Философские школы.

Древность астрономических познаний индусов - вопрос спорный, до сих пор еще окончательно не разрешенный. Кассини, Байлльи и Плэфер полагают, что индусы нанимались астрономией за 3000 л. до Р.Х., и что уже тогда наука эта была у них на высокой степени совершенства. Лаплас, Деламбр, в свою очередь, несогласные с этим мнением, начало астрономии в Индии относят к ближайшей эпохе. Ученый Бентли (Bentley), в сочинениях своих постоянно оспаривающий у индусов их древность, говорит, что индусское деление эклиптики на 27 лунных станций было изобретено в 1442 г. до Р.Х. Конечно, это не 3000 лет, но и то, как нам кажется, цифра почтенная. Первый индусский астроном, Паразана, жил именно в эту эпоху. Все открытия сохранялись браминами в строжайшей тайне от простого народа, и изучение астрономии было уделом весьма немногих избранников. Тем не менее, эта наука процветала в Индии, и страна эта имеет полное право оспаривать первенство ее изобретения у древних халдеев.
Не менее замечательны успехи браминов и в других математических науках.
Сурия Сидента" - тригонометрия, написанная в 1091 г.?о Р.Х., содержит в себе теоремы, не только опередившие известные древним греками, но и в западной Европе изобретенные не ранее XVI столетия. В геометрии теоремы о треугольниках, между прочим, определение площади треугольника его сторонами и отношение окружности круга к диаметру - изобретены браминами. В алгебре они опередили не только древних, но и средневековых ученых. Имена индийских алгебраистов: "Ария Бгатты", "Брагма-Гонты" и "Брагма-Аттарии" - могли бы смело занять видное место в ряду даже европейских ученых.
В арифметике открытая индусов неоценимы, да и не оценены по заслугам. Ими изобретена десятичная система, составлены таблицы сложения и умножения - последняя, несправедливо приписываемая Пифагору - бывшему учеником браминов. Другая несправедливость со стороны просвещенного мира - название "арабскими" цифирных знаков, которые следует называть "индийскими". Знаки эти европейцы получили от аравитян уже из вторых рук - и дали им прозвище, на которое аравитяне имеют точно такое же право, как Америго-Веспуччи на прозвище своим именем Америки, открытой Христофором Колумбом. Что так называемые "арабские" цифры изобретены индусскими браминами - в этом любознательный читатель, если желает, может убедиться, прочтя добросовестный труд Фортии д'Юрбэна (1), одного из замечательных французских археологов начала текущего столетия. Такт называемые у браминов "таблицы сложения", известны у нас, европейцев, под именем "волшебных квадратов". Вот один из них для образца:

Рис. (167)

Сумма этих девяти цифр (основных цифр нумерации), сложенных горизонтально, вертикально или диагонально - неизменно ровна "15". Способ составлять подобные квадраты, во сколько угодно рядов, подробно объяснен в вышеупомянутом сочинении. Говоря о цифирных знаках, считаем не лишним ознакомить читателя и с санскритскими названиями цифр: 1 - "йеган", 2 - "док", 3 - "трини", 4 - "шатуара", 5 - "пантша", 6 - "шату", 7 - "саит", 8 - "асту", 9 - "нава", 10 - "десса". Сходство наименования цифр, на всех европейских языках с вышеприведенными санскритскими, кажется, не нуждается в комментариях. В V веке по Р.Х. славился в Индии своими математическими познаниями брамин "Сисса", изобретатель шахматов. Поводом к этому изобретению послужили следующие обстоятельства: Царствовавший тогда в Индии государь был человек добрый, но к сожалению молодой, неопытный, охотно склонявший ухо на льстивые речи царедворцев и подчас зажмуривавшийся или смотревший сквозь пальцы на нужды простонародья. Брамин Сисса неоднократно советовал ему быть внимательнее к доброму простому люду и не вверяться так слепо своим вельможам. "Ты один, без народа" - говаривал брамин молодому государю - "слаб и бессилен, царедворцы твои - ничто, не будучи подкрепляемы солдатами, а солдаты - ничто, без народа, из среды которого они набираются! " И желая осязательною доказать царю истину своих слов, Сисса изобрел игру двуцветными фигурками на клетчатой доске (64 клетки - число символическое), названной "пор-сталам" (поле битвы). Фигурки состояли из царя, министра (мантри), полководцев пеших, конных, "колесниц" (туры, башни или пушки) и восьми солдат или пешек. Научив царя этой игре, Сисса доказать ему после нескольких партий, что самая ничтожная пешка может быть подчас полезнее царю крупной фигуры; особенно если эта пешка, благополучно переберется через всю доску на нижнюю клетку противника и превратится в важную фигуру. Так же точно, простая неприятельская пешка иногда бывает гибельна царю. Царь был в восторге от изобретенной игры и, обнимая Сиссу, предложил ему в награду, что ему угодно.

- Мне угодно... сущую безделицу, - отвечал мудрый Сисса. - Дай ты мне пшеницы, накладывая на каждую клетку этой доски, прогрессивно увеличивая число: на первую клетку одно зерно, на вторую - два, на третью - четыре, на четвертую - шестнадцать, на пятую - 236, и т.д. на все 64 клетки, умножая каждое полученное число на самое себя; потом сложи все числа, и количество пшеничных зерен, составляющих сумму, дай мне.
- Только-то! - засмеялся царь.
- Только! - отвечал Сисса с лукавой улыбкой.

Оказалось по смете сделанной брамином, что для пополнения всех клеток шахматной доски не достанет не только пшеницы, собранной со всей Индии, по что этого громадного числа зерен не возможно будет выразить ни цифрою, ни живым словом.
- Вместо всякой мне награды, государь, - сказал брамин, - научись из этого примера - никогда и никому не давать опрометчивых обещаний.

Медицина, как свод всех естественных, наук, процветала у браминов в глубочайшей древности. До нашего времени сохранялись сочинения двух славнейших врачей "Сусруты" и "Шараки" - Эскулапа и Гиппократа Индии. Произведения их были переведены на арабский язык, и аравитяне, воздавая должное должному, называли индусов на поприще медицины счастливыми соперниками греков. Индусы "Манка" и "Салех", ученики браминов, были придворными врачами калифа Гарун-ал-Рашида.
Превосходные токсикологи и фармацевты, брамины, первые, указали на целебные свойства многих растений, между прочим, "чилибухи" (nux vomica L) при поражениях позвоночного хребта; дурмана (datura) при одышке, хины - при лихорадках (успешно пользуемых в Индии и малыми дозами мышьяка), опиуму - при желудочных болезнях и т.д. Из химических врачебных составов индусы умели приготовлять: серную, азотную и соляную кислоты; медные, железные, свинцовые, оловянные и цинковые окиси; сернистое железо, антимоний, мышьяк и ртутные препараты, сулему и каломель. Окуривания киноварью для произведения обильного слюнотечения изобретено индусами; им же принадлежит изобретение искусства окрашивать в разные цвета потешные огни разными солями и металлическими окисями (бенгальские огни), а что порох изобретен в Индии - это мы уже говорили (гл. IV, стр. 25) и готовы подтвердить еще, не один раз. Красильное, литейное и кузнечное мастерства, многие технические производства доведены были в древней Индии до совершенства, Словом, говоря без преувеличения, индусы передовой народ на пути просвещения человечества, народ ныне уже отживший, подобно китайцам впадающий в старческое детство, но тем не менее заслуживающий уважение за свое давно минувшее; народ имеющий право на это уважение несравненно более, нежели народы-завоеватели - кровожадные орды, отличающиеся от стад диких зверей разве только своим непомерным, адским властолюбием.
Обращаясь к состоянию словесных наук у древних индусов, не можем не воздать дани удивления поэзии этого народа, его пламенному воображению, его искусству живописать словом, как мастерской кистью. Напоминаем читателю, что кафедра образования ума и сердца народов - театр - получил свое начало в Индии. Произведения Калидазы и Бгавабгути - Сакунтала, Герой и Нимфа: Вальмики - Рамайяна: - Виазы и проч. - совершенства своего рода! Поэт описывает, например, битву богов с великанами, и как бледнеют при его рассказе эпопеи прочих азиатских и европейских народов!
"Магадева" поражает великана стрелою; лук - радуга, тетива на нем натянута от неба до преисподней, а стрела - сам, Вишну! " В описании красот природы, поэзия индусов неувядаемо прекрасна, как и сама природа... Вот, например, рассказ о любовнике, одиноко гуляющем в роще и вздыхающем по своей возлюбленной. После изящного, живого перечня растительных богатств, окружающих печального скитальца, поэт говорит: "Воздух, напитан ароматами, тишина невозмутимая, не слышно ни гуденья пчел, ни вздоха ветерка мимолетного... Только и нарушают тишину отдаленное пение копля да томное, переливчатое воркованье горлинки на ближайшем дереве. И опускается юноша на траву, и тоскливо ему от сладостного аромата цветов мангустана; и погружается он глубоко в свою грусть безысходную!.. "
Когда вспомнишь, что так писали в Индии 1500 лет тому назад - невольно улыбнешься тому напускному восторгу, в который приходит в наше время от дикой поэмы, в роде Гайяваты, какого-нибудь г. Лонгфелло - американского поэта - при чтении ее еще и не в оригинале, а в дрянном переводе! (2) Изречения древних браминов и их нравоучительные правила, каждому из нас известны из прописей, писанных нами в детстве. Многие из этих великих истин, от частого употребления, ОПОШЛИЛИСЬ, поистерлись, как монета после долгого обращения - но тем не менее, выраженный впервые, они были плодом, долгих дум мудрого человека. Брамины, при образовании юношества, заставляли учеников многое затверживать наизусть, как для изощрения памяти, так равно и с той мыслью, что запечатленное в памяти сохранится долее написанного. От учеников, многие правила, перешли к народу, который нередко руководился и доныне руководствуется ими в своем. общественном и домашнем быту. Таково происхождение "пословиц", которыми изобилуют языки шести философских школ, о которых мы упоминали (Гл. I стр. 5) могут быть разделены на два учения: 1) "дуитам", признающее творца и вещество. Бога и природу, и 2) "адуитам", признающее только Бога, творца самой материи. Иначе исследователи дуитама признают силу и материю, последовали адуитама - одну только силу. Догмат последних: "аб аван абавана сте [сты]", т.е. из ничего и не может быть ничего. Все видимое нами не что иное, как призрак, создание нашего воображения, мечта (майя), Приснилось одному человеку, говорят философы, в пояснение своей доктрины, будто где-то его выбрали в цари и с огромной церемонией увенчали венцом. Пробудившись, он пошел по своим делам и встретил приезжего чужеземца, который рассказал ему, что видел в одной стране обряды и церемонии венчания царского, точь-в-точь подобные виденным мечтателем во сне... И явь - мечта, и сон - мечта, все видимое нами только видоизменение одного вечно сущего божества; оно побуждает людей и на добро, и на зло.
"Дуитамиты" говорят иное. Вездесущее божество разлито во всей природе, одушевляя все и всех, давая душу живым, форму неодушевленным, неизменно, в каком бы теле оно не проявлялось; так огонь чист, в чем бы он ни горел, что бы ни сжигал. Души людей - частицы божества, как лучи-частицы солнца, капли дождевые - частицы одной тучи, золотые деньги или украшения - частицы одного слитка. Вследствие пороков тела, душа усваивает и порочные наклонности; но погрешности человеческие не суть погрешности божества. Луна, например, отряжается в воде, вода волнуется, колеблется и отражение, не самое светило, отражающееся в воде, недвижно и невозмутимо. У души три присущие ей свойства: "доброта" (сатта), страсть (райя), неведение (тама). Пять телесных чувств - рабы души, и она, повелевая им, управляет всеми действиями тела. Душа магнит, тело стальная игла: оно двигается и живет, покуда душа его не покинет; тогда оно будет недвижно и распадется в прах. Душа же неизменна...
Такова сущность учения шести философских школ, дробящихся еще на многие толки, исчисление которых могло бы слишком утомить внимание читателя, увлекая и нас в скучные и нелюбопытные подробности.
Закончим наш обзор рассказом о важнейшем из всех расколов, именно о "джайнизме", составляющем переход от религии индусов к возникшему из нее же "буддизму".
...........
1 Fortia d'Urbain, Cansiderations sur I'origine et I'histoire ancienne du globe. Paris. 1807. pp. 311, 334, 335.
2 Произведение этого американского поэта вошли у нас в моду, кажется, со времени посещения нас нашими заатлантическими друзьями. Завидна, право, наша способность восторгаться и восхищаться всем, на что только нам ни укажут!.. всех народов земного шара и между которыми, заметим, не без чувства национальной гордости, одно из первых мест едва ли не принадлежит нашим русским.
***

Приложение (14.03.16 06:37):

СОДЕРЖАНИЕ ШЕСТИ ТОМОВ "ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ ДРЕВНЕГО МИРА"
Том I: Индия. Буддизм.
Том II: Китай. Япония. Иезуиты в Китае.
Том III: Персия.
Том IV: Египет. Сабизм.
Том V и VI: Греция и Рим.

* В томе №6 есть "АЛФАВИТНЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ШЕСТИ ТОМОВ "ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ ДРЕВНЕГО МИРА", сноски расположены вероятно не "сквозным", а по томам?! возможно они собраны по принципу "тематичности".

**Титл содержит следующие сведения:

ИСТОРИЯ
РЕЛИГИИ

ТАЙНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВ
ОБРЯДОВ и ОБЫЧАЕВ
ДРЕВНЕГО МИРА.

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ.
I ТОМ.

ИНДИЯ

С.-ПЕТЕРБУРГ.
Типо-Литография Дома Призрения Малолетних Бедных. Лиговка, д. № 18.
1883.

*** Рисунки снабжены Цензурным разрешением с датой первого издания.
= =============
02.04.016
ТОМ 1. ИНДИЯ.

СОДЕРЖАНИЕ.
ИНДИЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Географически очерк страны. Вероисповедание индусов. Священные книги. Мироздание. Четыре века бытия мира Древность земного шара по толкованию индусов. ...3
ГЛАВА ВТОРАЯ.
Десять воплощений Вишну. Рама. Кришна. Будда. Десятое (будущее) воплощение Вишну. Сущность учения его поклонников. Богиня Бгавани. Произведения всех трех царств природы, в которых незримо присутствует Вишну. ...7
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
Брама. С отворение четырех каст. Сарасвати. Воплощения Брамы. Вальмика. Виаза. Калидаза. Древнее учение браминов.
Душа и ее переселения. ...14
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.
Области, сферы и миры. Божества второстепенные. Жилище богов. Астрология. Времена года. Месяцы. Дни. Недели. Календарь индусов. ...21
ГЛАВА ПЯТАЯ.
Ненависть индусов к христианам и ее причины. Касты. Парии. Отчуждение от касты. Происхождение цыган. Напиток очищения. Презренные ремесла. Народные партии. Раные племена и секты. Фансегары или душители. ...28
ГЛАВА ШЕСТАЯ.
Вероисповедания. Брамины Вишну и Сивы; лобные знаки и одеяние. Жрецы. Молитвы и заклинания. Санскритские письмена. Сан-Кальпа. Жертвоприношения. Арти. Акшаттас. Павитрам. Пуния. Аватшаина. Пантша Гавия. Очищение дома. Пандель. ...38
ГЛАВА СЕДЬМАЯ.
Родоначальники браминов. Четыре степени. Обряды касты. Родины. Наречение имени. Отнятие младенца от груди. Бритье головы. Празднование отрочества. Уставы касты браминов. Грехи. Обряды очищения. Посты. Пороки, свойственные касте. ...49
ГЛАВА ВОСЬМАЯ.
Брак у браминов. Святотатство. Помолвка. Обряды первого дня: Наланга. Священная жаровня. Канкана. Дар девственницы. Приданое. Тагли. Мангалашта. Саша. Обряды следующих четырехъ дней. Обычай древних кшатриев. Брак у прочих сект. …61
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.
Обязанности брамина второй степени: грагасты. Права и обязанности жены. Падма-пурана. Детоубийство. Обряд усыновления. Вдовство. Траур. Видува. Мунда. Снятие тагли. ...70
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ.
Сутти или шутти - самосожигание вдов. Области, в которых сутти особенно соблюдаются. Обряд. Памятники сожженным. Три рода погребения. Покойники, не подлежащие погребению. Гнусный обычай вырывания трупов из могил. ...76
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ.
Погребение у браминов. Мистические средства к возвращению здоровья умирающим. Убиение трудно-умирающих. Сарва-прайятшита. Годана. Десять даров. Похороны. Сожжение. Кормление ворон. Купель смерти. Десятидневные посещение душою усопшего мест его кончины. Десятый день. Снятие тагли вдовою. Освобождение быка. Поминовение. Траур. Погребение женщин. Погребальные обряды прочих каст. Приметы. Погребение животных. Условия переселения душ.... 81
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
Третья степень - Ванапраста, брамин-пустынник. Древние гимнософисты. Поклонение солнцу и огню. Уставы ванапраст к их учение. Жертвоприношение: малый и большой экиам. Агни-суара. Предания о борьбе пустынников с гигантами. Сказки и исторические сказания. Багирагви. Сава. ...95
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ.
Четвертая степень брамина. Саниассы. Обряд посвящения. Уставы жития. Бокукасы. Мудрые наставления пуран. Йогам. Пранаба. Ашта-йога. Танассы. Обряд погребения саниассы. Нараманна. Самоистязатели. Девадассы или баядерки. ...101
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ.
Судебные испытания. Весы. Огонь. Вода. Яд. Масло. Ядовитые змеи. Казни у древних индусов. Самоистязания богомольцев. Шидди-магри. Джампа. Наразу. Огненная купель. Измерение пути длиною роста. Средневековые изуверы в Европе. … 111
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ.
Сравнение зодчества индусов и египтян. Изобилие храмов. Обряд основания храма. План и фасад. Внутреннее расположение. Кумиры. Колокола. Утварь. Богослужение. Певчие. Музыка. Бесноватые. Оракулы. Мнимые чудеса. Вымогательство пожертвований. Распутство жрецов. ...120
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ.
Замечательнейшие богомолья и храмы Индии. Гордвар: источники Багврати и Ганга. Храм Девапрайяга. Святые реки. Источники Джумны. Процессии идола Багирата, Калькутта.
Гора Курдар. Пещеры Гайяха, Бенарис. Храм Вишневайезы. Тшунар. Аллаг-Абад. Утопленники. Мистерии Рамы, Уджейн. Орисса. Сказка о построении храма Яггернаутского. …129
ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ.
Древность Яггернаутского храма. Праздник Рут-Яттра-Джоги. Эллорские пещеры. Храм Кейласа. Басма-Курм. Пещеры Карли. Тшиншур. Живой кумир Госсейенов. Священное племя Ядавы. Мелькотта. Храм Панджанагут. Конджеверам. Мегалитурам. Семь пагод. Пещеры. …139
ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ.
Храм в Танджауре. Тритшинапали. Серингамская пагода Шаламбром. Чудесное сохранение купола. Рамиссерам. Мост Рамы. Мыс Коморин. Остров Сальцетта близь Бомбая. Калипур: Элефантские храмы. Святые горы в Гуджерате. Святое дерево. Суменат. Сокровища храма. Храм в Аджемире: Мингаль. …143
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ.
Праздники индусов. Первый день года. Ночь Сивы. Происхождение праздника. Праздник змей. Дивулираи. Маганавами. Пуджа оружию. Буссо-дженг. Праздник Кали. Нонгол. Игры. Праздник обезьян. Дарба-аштами Якадассы. Сказка о происхождении индийского поста. ...150
ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ.
Обряд при затмениях. Народные пиршества. Форма столов каждой секты. Предобеденные обряды. Чихание. Свадьбы деревьев. Бгарт. Сакти-Пуджа. Таинственные сходки в честь богини Сакти. Суеверие. Знахари. Фокусники. Воздушный брамин. Живой мертвец. Несгораемый. Чернокнижие. …156
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ.
Состояние наук у древних индусов. Астрономия. Тригонометрия. Геометрия. Алгебра. Арифметика. Таблица умножения. Волшебные квадраты. Санскритские цифры и нумерация. Брамин Сисса. Шахматы. Задача Сиссы. Медицина. Химия. Технология. Словесность. Поэзия. Пословицы. Философские школы. ...163
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
РАСКОЛ джайнов. Сущность их учения. Бог. Миры. Шесть периодов бытия вселенной. Священные книги. Адисуара и святые. Образец человека по учению джайнов. Секта чувственников. Обряды и обычаи джайнов. Храмы. Секта бутамитов. Нанекизм. Заключение. …172
***

БУДДИЗМ
Время, в которое жил Будда. Народы и государства, исповедующие буддизм; их перечень. Численность буддистов. …179
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Остров Цейлон. Замечательнейшие в религиозном отношении местности. Храмы и обряды. Бирманская империя и королевство Негу. Аннам и Кохинхина. Королевство Ассамское. …180
ГЛАВА ВТОРАЯ.
Королевство Сиамское. Эра сиамцев. Учение Будды. Предание о Сомоно-Кодоме. Талапои. Их обязанности. Монастырские уставы. Одеяние. Степени духовенства. Талапойки. Сущность религии сиамцев. Праздники. Обряды. Брак. Семейные отношения. Клятва дружбы. Присяга. Казни и пытки. Погребение. Чародейство над трупами. ...187
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
Обряд погребения королевской дочери в Сиаме. Церемониал. Плакальщицы. Сожжение трупа. Общенародный траур по королю. Вырывание трупов для сожжения. Гибельные последствия. ...197
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.
Тибет и Бутан. Святые местности. Догматы ламаизма. Далай-лама. Власть его и святость. Облачение. Баитшим-римбоши. Духовная иерархия у ламаитов Кутухту. Ламы. Гелонг. Гастул. Банди. Облачение духовенства. Богослужение. Великая молитва. Молитвенные машинки. Монахини и их одеяние. Почести, воздаваемые беснующимися, их права и преимущества. ...203
ГЛАВА ПЯТАЯ.
Главнейшие храмы Тибета. Хласса. Хласеи-Тциокан. Святость милостыни по учению ламаитов. Побран-марбу (красный дворец) на горе Марбори. Святая плотина. Прочие храмы и монастыри. Посты и праздники. ...211
ГЛАВА ШЕСТАЯ.
Обряды ламаитов Тибета и Бутана. Наречение имени. Брак. Медицина у ламаитов. Случаи обращения к религиозной помощи. Обряды для исцеления больных. Молитвы при умирающем. Погребение. Поминовение усопших. Очерк законов в Тибете и Бутане. Несколько слов о восточном законодательстве вообще. ...215
ГЛАВА СЕДЬМАЯ.
Буддизм и ламаизм в прочих странах Азии, подвластных Китаю. Корея. Королевство Лиу-Киу. Кочевые монголы. ...220
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Буддизм в Манчжурии. Забайкальске буряты. Калмыки. ...228
* * *
= ================
11.04.016
ТОМ 5. Греция и Рим.
***
"СОДЕРЖАНИЕ". см.:
http://stiv-berg.livejournal.com/96162.html

Индия, Наука, шахматы, культура, история, литература, числа, математика

Previous post Next post
Up