Путевые заметки о Самотлоре...

Feb 05, 2010 15:37


По относительно горячим следам, мне захотелось рассказать о том, что я увидел отправившись в Ханты-Мансийский округ
Через Тюмернь в Нижневартовск и дальше в глубь Самотлорского месторождения.




Пока я разбирал и публиковал часть фотографий, необходимые для этих заметок,
мне пришло много откликов полных позитива, а местами и негодования, по поводу горящих факелов и состоянии нашей нефтяной промышленности.. ;)




На эту тему я распространяться не буду, но оговорюсь, всё, о чем пойдет речь дальше, будет основано на моём знании и впечатлении от поездки. Понятное дело, среди читающих обязательно найдутся те, кто лучше разбирается в нефте-газовой промышлености. Думаю, они простят мне некоторые неточности в повествовании...

Итак, совершив немного утомительный перейзд я оказался в городе Нижневартовске.
Про сам город, я расскажу отдельно. А пока, мои мысли потянули меня в дикие места усеянные всевозможными нефтегазовыми агрегатами.
Проехав несколько километров по по лесистому пейзажу,



Я въёхал на территорию того, что называется "одно из крупнейших в мире месторождений нефти" - Самотлорское месторождение.
На огромной протяженности стоят нефтяные качалки, транспортные узлы и всевозможные коммуникации.
На Самотлоре что-то порядка 200 тысяч нефтяных скважин. (для сравнения, разрабатываемое месторождение под Тюменью насчитывает всего около 200)
Перво на перво, я отправился к памятнику - посвящённому самой первой скважине на Самотлоре.




Памятником является сама скважина (теперь уже не функционирующая) и конструкция говорящая нам о том,
 что в далеком 1965 (на самом деле 1964м) году здесь, практически по среди леса смелые нефтяники бурили пробные скважины
 и наконец, из одной из них успешно полилась нефть.





Потом одна за другой стали открываться новые скважины и молодому месторождению срочно потребовался свой город.
По этому, в кратчайшие сроки был построен Нижневартовск.




Вокруг месторождения постоянно кипит жизнь:
что-то ремонтруют, где-то проходят техническое обслуживание комплексы по добыче, где-то идет перестройка
и прокладка коммуникаций.

Вот, например, конструкция, которая (как я понимаю) в данный момент занимается ремонтом (или созданием одной из скважин)




А вот так выглядит сам комплекс, добывающий нефть.




Сама качалка и вспомогательные агрегаты




Если Вы видели одну качалку - значит Вы видели их все.




А вот и списанные на металлолом, герои труда




По всему меторождению тянутся провода, стоят вышки подсветки, проходят ЛЭП и другие конструкции




Которые, при особом освещении, выглядят очень футуристично...




В полях, между качалками тянутся младшие браться огрмоных ЛЭПин...




Не меньшую футуристичность домонстрируют газовые вышки - факела.




Вот этот факел, зажгли, дожно быть ещё где-то в 70х годах..
Такие факелы служат для стравливания газа, который идет вместе с нефтью




Вероятно, из-за огромной территории, окупаемость технологии которая позволила бы газ (с помощью труб) транспортировать в одно (или несколько) мест переработки - окупалось бы где-то примерно 25 лет при существующей технологии.
Тогда в конце 60х, начале 70х технологий переработки такого газа или использования прямо на месте добычи небыло.

Многие технологии вообще разработаны в 80е годы.
Например такие, которые позволяют использовать газ прямо на месте его добычи.
Если бы тогда, в конце 60х с помощью трудопровода газ провели бы в места переработки, то такой трубопровод начал бы окупаться только сейчас, в 2000е.
Сейчас технологии есть, стоят, конечно дорого, но за счет распоряжений факелы потихоньку гасят.




Думаю, могли начать тушить факелы где-то в начале 90х, но в стране были другие проблемы...
А вот фотографию ниже, господа из Ya.ru зачем-то решили заблокировать. Видимо испугались возгорания.




Начинает садиться солнце, а значит в морозном воздуе цвета приобретают марсианские красные оттенки.




Низкое солнце, вытягивает тени, брагодаря чему, можно подкараулись занятный узор на снегу.




Если хорошенько приглядеться к следам на снегу, можно заметить, что между деревьев пробегала какая-то птица.




Недалеко от качалок можно стретить вот такие места для разворота, похожие на лунные или Марсианские пейзажи.




А некоторые виды, так и вовсе, можно принять за песок и заподозрить в неземном происхождении.




Местами проносятся грузовые машины, увлекая за собой шлейф из морозной ледяной крошки.
Иногда двигаются караваны широких груженных сырьём, машин.
Ширину покрышек которых, расстояние между колесами и глубину протектора можно видеть на отпечатках на дороге.




Транспортные узлы и контуры качалок на фоне заходящего солнца...




Время позднее, пора поворачивать в обратную сторону. Температура быстро опускается.
Сейчас в кадре где-то в районе -30С -35С. За пределами городской черты холоднее примерно градусов на 5-10.
С наступлением темноты в этой местности, температура может резко подскочить и до -50С.

-30С переносится легче чем в Питере, но не на много. Здесь так же, большая влажность.



Но пока ясно, можно застать интереснейшее смешение самых разнообразных цветов и оттенков.



 
Мой беглый рассказ о Самотлорском месторождении на сегодня подошел к концу.
Конечно работающим здесь, не до романтики. Резкая смена погоды и температуры при которых тонким поленом
можно перерубить толстенные трубы (из-за холода метал становится ломким как шоколад)....

Но между тем, у меня осталось ощущение не сурового, а скорее красивого края.
С природой, пока ещё, не сильно вытесненой человеком, не смотря на обилие нефтедобывющих комплексов и прочих построек.

записки, репортаж, 2010, фотография, фото, зима, экспедиция, самотлор, stirh, сибирь

Previous post Next post
Up