Афина Паллада

Mar 07, 2013 01:02





Афина Паллада. Работа И.Веддера для мозаики в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, 1896 г.
Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»(Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.141)) - в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществленная в действии. Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она - покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала. В римской мифологии богине соответствует Минерва.





Афина, римская копия с оригинала Праксителя
Этимология имени «Афина» благодаря догреческому происхождению её образа является неясной.

В современном русском языке закрепилась форма, близкая византийскому произношению (через «и»): в классическую эпоху оно произносилось примерно Атхена. У Гомера, помимо ряда эпитетов, часто встречается форма Афинея, то есть «афинянка» (О распределении форм Афина и Афинея у Гомера см. Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.109-111 и таблицы 24 и 26).

Афина имела множество различных эпитетов, как связанных с её функциями, так и топонимических.




Глиняная статуэтка Афины 7 в. до н. э.
Архаичность образа богини и его эволюция

На древнее зооморфическое прошлое Афины указывают её атрибуты - змея и сова, а также эпитеты (совоокая, проч.). Хтоническая мудрость Афины имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода.




Афина, угрожающая змеей с эгиды, фронтон старого святилища Афины в Акрополе. Архаическая статуя 6 в. до н.э. из Афин заставляет вспомнить критскую богиню со змеями
Согласно концепции, подробно развитой Мартином Нильссоном (англ.), минойская «богиня с щитом», изображенная на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки, была предшественницей Афины (Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. СПб, 2002. С.293-295, 350-354). Согласно И. М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню любовной страсти Афродиту (Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. С.158).

Миф о рождении Афины от Метиды (чье имя переводится как «мысль») и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии, времени оформления классического канона. Грейвз предполагает, что до этого она была партеногенной дочерью одной Метиды. Появление проглоченной Афины на свет из головы Зевса изображено с позиции мифологии периода патриархата, в котором особо выделялось мужское организующее начало. Афина превращается в послушный рупор Зевса и сознательно лишается своего прошлого (Грейвз Р. Зевс и Метида). Как указывает Лосев, Афина становится как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли, его мыслью, осуществлённой в действии. Со временем материнство Метиды приобретает все более отвлечённый, даже символический, характер, и Афина начинает считаться порождением одного Зевса и принимает на себя функции божественной мудрости, так же, как Зевс воспринял их от Метиды.




Голова Афины с фронтона храма Афины Афайи периода ранней классики
По мнению Грейвза, отказ Афины от отца Посейдона указывает на происшедшую в древности смену верховного божества в Афинах. А. И. Зайцев, напротив, предполагает, что вариант с рождением Афины от Зевса без матери более древний, а рассказ Гесиода о проглатывании Метиды - более поздний (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.94). Виламовиц предполагал (основываясь на том, что слово κορυφη означает как темя Зевса в мифе, так и вершину горы), что первоначальным было представление о рождении Афины из горной вершины.

Афина - одна из главнейших фигур олимпийского пантеона. По своей значимости она равна Зевсу, а иногда и превосходит его. Это коренится в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Приобретя новые функции военной мощи, богиня сохранила свою матриархальную независимость (дева и защитница целомудрия).

Афина имеет многие космические черты (она хранит молнии Зевса, родилась при золотом дожде, проч.). Она мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, родительница и губительница всего живого.




Рождение Афины из головы Зевса. Древнейшая роспись на чернофигурном сосуде
Рождение Афины

Рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода: царь богов Зевс по совету Урана и Геи проглотил свою первую жену Метиду-Премудрость, когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына, который свергнул бы Зевса (Гесиод. Теогония 888-900). После этого он породил воительницу Афину-Тритогенею из своей головы (Гесиод. Теогония 924-926, в этой версии Гефест рождается позже).

Поэмы Гомера миф о рождении Афины игнорируют, а последующие авторы дополняют рассказ деталями и локализуют его. Краткие упоминания встречаются в гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому (Гимны Гомера II 130, 136, 145), у Ивика (Ивик, фр.3 Пейдж, ст.3-4) и других поэтов (Нонн. Деяния Диониса XXVII 285), писателей (Арнобий. Против язычников II 70) и мифографов (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека I 12, 7; Гигин. Мифы, Введение 21). При этом Метиду источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчёркивает, что родилась без матери (Эсхил. Эвмениды 736).




Афина. Рельефное изображение на серебряном блюде, I в. н. э.
Предсказание Зевсу изрекли мойры либо сама Метида (Последний вариант: Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 6). Проглотив беременную Метиду, Зевс через некоторое время почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь её рождению, Гефест ударил Зевса топором по голове (Пиндар. Олимпийские песни VII 38-39; фр.34 Бергк; Каллимах, из кн. 1 «Причин»; Лукиан. Разговоры богов 8, 1; Нонн. Деяния Диониса VIII 80), а Прометей воспринял её из головы Зевса (Еврипид. Ион 453-457) (по поздней версии, она родилась из бороды Зевса (Первый Ватиканский мифограф II 74, 1)). Стесихор впервые упоминает, что Афина явилась из головы Зевса в полном боевом вооружении (паноплии) (Стесихор, фр. PMG 233 Пейдж из неустановленного произведения (по схолиям к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика IV 1310 и P.Oxy. 2260)). О доспехах говорится также в XXVIII гомеровском гимне (Гимны Гомера XXVIII 5) и у орфиков (Орфика, фр.174 Керн). По Ликофрону, Афина родилась у Зевса на третий день (Ликофрон. Александра 520).

Согласно Пиндару, когда родилась Афина, на Родосе пошёл золотой дождь (Пиндар. Олимпийские песни VII 49; Страбон. География XIV 2, 10 (стр.655), со ссылкой на Пиндара; Филострат. Картины II 27, 3). Кроме того, приводится и другое толкование её рождения: согласно некоему Аристоклу, Афина была скрыта в облаке и появилась из него благодаря удару молнии Зевса, произошло же это на Крите (Схолии к Пиндару. Олимпийские песни VII 66, цит. по Лосев 1999, с.236). В этом мифе «отразилось представление о рождении молнии и грома из тяжело нависшей грозовой тучи» (В. Г. Борухович) (Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.128).




Рождение Афины. Роспись на краснофигурном сосуде
Родители Афины

Стоит отметить, что хотя версия рождения Афины из головы Зевса от проглоченной Метиды наиболее распространена, существует несколько версий о том, кто были её родители.

По разным версиям, Афина Паллада могла быть дочерью океаниды Метиды, богини мудрости - от Зевса. По аттической версии, дочь Геллении - от Зевса (Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.213). Матерью Афины также могла быть нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона).

Отцом Афины по разным версиям могли быть Зевс, Посейдон, Бронт, Паллант и Итон. Зевс. Проглотив беременную Метиду и породив Афину из своего расколотого черепа, он присваивает черты матери-родительницы, произведя дочь на свет единолично. Посейдон. По Геродоту, Афина затем отказалась от такого отцовства и перешла к Зевсу, который принял её как дочь. Циклоп Бронт («гром»), породивший её от Метиды (Схолии к Гомеру. Илиада VIII 39 BLU, см. Лосев 1999, с.238). Гигант Паллант, с которого она в других вариантах снимает кожу. Смертный человек по имени Итон, царь города Итон во Фтиотиде.




Изображение Афины и Посейдона на кратере с волютами вазописца Наццано. Около 360 год до нашей эры
Места рождения

Относительно её места рождения также существуют разногласия. Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии (Эсхил. Эвмениды 292-293; Каллимах, из кн. 1 «Причин»). Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды (Геродот. История IV 180). Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини (Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 1298-1300). Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой (Лукан. Фарсалия IX 350-354). Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера.

Вариант с помещением реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, приводит Диодор (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 3).

Кроме того, реку Тритон помещали на крайний запад Фессалии (Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 109, см. Античная мифология с античными комментариями к ней. / Сост. А. Ф. Лосев. М., 2005. С.584).




Афина с совой. Чернофигурный лекиф, первая четверть V века до н.э.
Павсаний приводит рассказ, что Афина родилась и была воспитана в Алифере в Аркадии, где был жертвенник Зевсу Лехеату (Рождающему) и источник Тритонида (Павсаний. Описание Эллады VIII 26, 6).

Местом рождения Афины называли городок Алалкомены в Беотии (Страбон. География IX 2, 36 (стр.413)), где она была выкормлена местным жителем (Павсаний. Описание Эллады IX 33, 5).

Время рождения. Во время Панафиней отмечался день рождения Афины (28 гекатомбеона - примерно 18 августа) (Комментарий в изд. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. М., 1990. С.740), в этот день суды были закрыты (Афиней. Пир мудрецов III 53 (98b)).

Рождение Афины было изображено на фронтоне Парфенона; в спартанском храме Афины Меднодомной; на картине Клеанфа «Рождение Афины» и на картине, описываемой Филостратом (Филострат. Картины II 27).



Облик Афины

Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.

Атрибуты богини: шлем (как правило, коринфский - с высоким гребнем), эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, появлялась в сопровождении крылатой богини Ники, олива - священное дерево древних греков, сова (символ мудрости), змея (также символ мудрости).




Афина в образе совы. Краснофигурная ойнохойя, 410-390 гг. до н.э.
Её называли «сероокой и русоволосой» (Пиндар. Немейские песни X 7), у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая) (Гомер. Одиссея I 44). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу (Гомер. Илиада V 733-747, VIII 384-391; второй блок строк повторяет первый с сокращением описания эгиды). Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны (Вергилий. Энеида VIII 435-438).

Платон отмечает, что под покровительством Афины находятся как сословие ремесленников, так и воинов (Платон. Законы XI 920d-e).

Эту множественность функций обыгрывает Овидий, описывая Ахилла на Скиросе в девичьем платье и за шерстью и говоря: «ждёт Паллада тебя, но не на этой стезе» (Овидий. Метаморфозы I 692).




Статуя Афины (тип «Паллада Джустиниани») в садах Петергофа
Афина-дева

Обращение «Парфенос» к деве Палладе часто встречается в текстах (Софокл. Эдип в Колоне 1090). Софокл называет её Афиной-девой, госпожой коней (Софокл. Эдип в Колоне 1072). Выражение «Дева родит» Каллимах приводит как пример невозможного события (Каллимах, фр.1 Чистякова из неизвестных элегий, ст.2 (Древнегреческая элегия. СПб, 1996. С.221)), а Риан иронизирует над персонажем: будто бы Афину сделал женой (Риан, фр.1 Пауэлл, ст.14). Григорий Назианзин подчёркивает парадокс: «Афина опять дева и рождает дракона» (Григорий Назианзин. Второе обличительное слово на царя Юлиана (Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. Мн.-М., 2000. Т.1, С.167).

Чудовищный Тифон планирует отдать Афину в жены Эфиальту (Нонн. Деяния Диониса II 310-313) и предлагает её в жены Кадму (Нонн. Деяния Диониса I 469), отчего Ника опасается за девственность Афины (Нонн. Деяния Диониса II 210-211).

Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы (Стаций. Фиваида II 251-255). Упоминаются жрицы-девственницы Афины в некоторых местах (Тертуллиан. О поощрении целомудрия 13).

Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала (Нонн. Деяния Диониса XLVIII 798). И Афина выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрехтея-Эрихтония (Нонн. Деяния Диониса XLVIII 950-954).

Изобретения Афины

Афина была основательницей государства, создательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, она изобрела войны (Цицерон. О природе богов III 53). Богиня была изобретательницей керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии, учредила законы и ареопаг - высший суд в Афинах.



Афина, материнство и супружество

Тем не менее Афина покровительствует и замужним женщинам. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть (Павсаний. Описание Эллады V 3, 2).

Афина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы (Проперций. Элегии II 9, 5). В «Одиссее» Афина одарила Пенелопу разумом (II 116), даёт ей сладкий сон (I 360, XVI 451, XIX 604, XXI 358). Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея (IV 762-767), богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадежить (IV 796-838). Афина внушает Пенелопе желание показаться женихам (XVIII 158), на некоторое время усыпляет Пенелопу и дарует ей красоту (XVIII 188-196). Афина внушает Пенелопе мысль устроить состязание (XXI 1).




Афина наполняет чашу Геракла вином. Ок. 480-470 гг. до н. э.
Авга была жрицей Афины Алеи из Тегеи, которую соблазнил Геракл, и она подкинула ребёнка в священном участке храма Афины (либо спрятала в храме), из-за этого либо земля перестала плодоносить (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 9, 1), либо началась чума (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 4), и оракулы возвестили, что в храме содержится нечестивое.

Когда отец решает изгнать Авгу, та обращается к Афине за помощью (Еврипид. Авга, фр.266 Наук), и богиня вспоминает о Геракле. Попечением Афины ящик с Авгой и Телефом был перенесен через море (Страбон. География XIII 1, 69 (стр.615), со ссылкой на Еврипида, см. Еврипид. Авга, свидетельство 4 Ярхо).

Афина и музыка

Афина сплясала боевой танец с копьем и в латах (Платон. Кратил 406е; Законы VII 796b) либо после победы над титанами (Дионисий Галикарнасский. Римские древности VII 72, 7), либо сразу после рождения (Лукиан. Разговоры богов 8).

Полиэн рассказывает легенду, как Прокл и Темен Гераклиды воевали с Еврисфеидами за Спарту и приносили жертву Афине, а в битве им помогли флейтисты. С тех пор флейта ведет лаконцев (Полиэн. Стратегемы I 10, 1). О флейтистах в спартанском войске упоминает Фукидид (Фукидид. История V 70).

Труба (Сальпинга) - эпитет Афины. В эпиграммах Афине посвящают трубу (Антипатр Сидонский, эпиграммы 2-3 Пейдж) или даже «трубу Эниалия» (Тимн, эпиграмма 1 Пейдж).




Афина Лемния
Афина и корабли

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины (Гомер. Илиада XV 410-412). Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса (Илиада V 61) (согласно Коллуфу, богиня не одобрила его работу (Коллуф. Похищение Елены 201)).

По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 20, 108-113; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Сенека. Медея 366; Валерий Флакк. Аргонавтика I 92-95, 127, 457, 478, IV 541). Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 548). На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать (Ликофрон. Александра 1320-1321; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Гигин. Астрономия II 37, ссылка на Эсхила). После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо (Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 35; Гигин. Мифы 14 (СПб, 2000. С.36)).

Данай по совету Афины построил 50-весельный корабль (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 1, 4) с двумя носами, на котором бежал с дочерьми (Гигин. Мифы 168, 277).

Афина посылает попутный ветер Телемаху (Гомер. Одиссея II 420-421; XV 292), Тесею (Вакхилид. Дифирамбы XVII 7), ахейцам, возвращавшимся с Лемноса (Квинт Смирнский. После Гомера IX 474). Изображение лика Паллады было на афинских кораблях (Еврипид. Ифигения в Авлиде 248-251).




Фидий. Голова Афины Лемнии. Третья четверть 5 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала
Афина-ремесленница

Искусство работ отмечает Гомер (Гомер. Илиада IX 390), называя её наставницей мастера по металлу (Гомер. Одиссея VI 233 = XXIII 160). Дедал научился своему искусству у Афины (Гигин. Мифы 39). Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты - работа самой Афины (Александр Этолийский, эпиграмма 2 Пейдж).

Гесиод указывает на её связь с ремесленниками-плотниками (Гесиод. Труды и дни 430). Афина отполировала копье Пелея (Схолии к Гомеру. Илиада XVI 140 = Киприи, фр.5 Ивлин-Уайт). Она помогает гончарам (Псевдо-Гесиод. Гончары 2). Ремесленника Солон называет знающим «дело Афины» (Солон, фр.1 Джентили-Прато, ст.49). Эпиграммы говорят о посвящении Афине орудий ремесла плотника (Леонид Тарентский, эпиграммы 7 и 8 Пейдж) и орудий труда земледельца (Фаний, эпиграмма 4 Пейдж).

Афина обучает дочерей Пандарея искусствам (Гомер. Одиссея XX 72), также она обучает мастерству Евриному, дочь Ниса (Гесиод. Великие Эои, фр.43а М.-У., ст.71) и, вероятно, дочерей Левкона (Гесиод. Великие Эои, фр.70 М.-У., ст.11), а также вообще девушек ремеслам (Гимны Гомера IV 14-15).

Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам (Гимны Гомера XX 2), а её и Гефеста, в свою очередь, обучили киклопы (Орфика, фр.179 Керн).

В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 73, 8), ради которых почитается (Элий Аристид. Похвала Риму 105).

Арат отмечает, что для изготовления простейшего небесного глобуса нужно «ремесло Афины» (Арат. Явления 529).




Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э.
Афина-ткачиха

Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду (Гомер. Илиада V 733-735 = VIII 384-386) и одежду Геры (Гомер. Илиада XIV 179) и обучила феакиянок ткацкому искусству (Гомер. Одиссея VII 110). Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры (Гесиод. Теогония 572-578, 587; Труды и дни 72, 77). Аполлоний Родосский подробно описывает изображения на плаще, который Ясону подарила Афина Итонида, не упоминая, ткала ли его богиня сама (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 715-762).

Согласно Коринне, Афина научила ткачеству Метиоху и Мениппу, дочерей Ориона (Антонин Либерал. Метаморфозы 25, 1 (из Никандра и Коринны)). У Овидия ткачихи Миниады «задержаны Палладой» и её трудом, не желая поклоняться Дионису (Овидий. Метаморфозы IV 33-38). Сенека упоминает «Палладину работу» служанок, изготавливавших одежду Геракла (Сенека. Геркулес на Эте 564), а также Федру, забросившую «ремесло Паллады» (Сенека. Федра 103).

Афина покровительствует ткацкому искусству (Орфика, фр.178, 180 Керн; ср. Арнобий. Против язычников V 45), однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве - Эрот (Платон. Пир 197b). Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке (Павсаний. Описание Эллады VII 5, 9).

Прялка - дар Афины (Феокрит. Идиллии XXVIII 1). Ткацкий станок называют занятием Афины (Никарх, эпиграмма 2 Пейдж, ст.1), а ткачих - служащими «делу Афины» (Леонид Тарентский, эпиграмма 72 Пейдж). Популярный сюжет эпиграмм - посвящение Афине орудий ткацкого ремесла (Антипатр Сидонский, эпиграммы 4-5 Пейдж); посвящение ткачих в храм Афины Прядущей (Леонид Тарентский, эпиграммы 40-42 Пейдж). Проперций упоминает «еврипильскую ткань косской Афины» (Проперций. Элегии IV 5, 23).

Поэтесса Мойро из Византия (III век до н. э.) изложила легенду о том, как некая Алкиноя из Коринфа наняла ткачиху Никандру, но не заплатила ей за работу, та взмолилась Афине, и Алкиноя влюбилась в самосца Ксанфа, оставила семью, после чего бросилась в море (Парфений. О любовных страстях 27, ссылка на поэму Мойро «Проклятья»).

Марциан Капелла толкует рассказ Гесиода, объясняя, что Афина-Тритония одарила Душу одеждами, то есть телом (Марциан Капелла VI 567, 574, см. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн.1. С.157). Философ Прокл отмечает, что «попечительницей ткацкого промысла оказывается одна из демониц из рода Афины, причем сама Афина воспевается как та, кто ткёт устроение умных видов в каком-то другом, демиургическом смысле» (Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона 829, 18-21, пер. Л. Ю. Лукомского).



Афина-целительница

Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3). По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний - Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая) (Еврипид. Ион 999-1015).

Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи (Плутарх. Перикл 13 (о мастере); Плиний Старший. Естественная история XXII 44). На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра (Плиний Старший. Естественная история XXXIV 80 и комментарий Г. А. Тароняна в кн. Плиний Старший. Об искусстве. М., 1994. С.387). Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны (Павсаний. Описание Эллады I 31, 6).

Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины (Курций Руф. История Александра Великого III 7, 3). Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи (Павсаний. Описание Эллады I 23, 5). К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился (Элий Аристид. Священные речи II 41-43).




Афина Пацифика (мирная)
Почитание в Греции

Афина почиталась во всем регионе. Помимо Афинского, ей было посвящено несколько акрополей - Аргос, Спарта, Мегары, Троя, Трезен, Эпидавр-Лимера, Феней, Левктры, Корона, Скепсис, Акрагант (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.92), причём ещё до прихода ахейцев, в древний период. Элий Аристид отмечает, что она властвует над кремлями городов и головами людей (Элий Аристид. Гимн к Афине 10, см. Лосев 1999, с.323).

В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян. Сам город Афины назван в ее честь.




Амфора. Афина и Гермес. Оборот Геракл и немейский лев. Мастер Диосфоса 490-480 гг. до н.э.
Явления Афины

Они неоднократно упоминаются в эпосе, но позднее излагаются источниками со значительной долей скепсиса и даже презрения к людскому легковерию.

При возвращении тирана Писистрата в город богиню Афину изображала высокая и красивая женщина Фия, стоявшая в доспехах на его колеснице (Геродот. История I 60; Полиэн. Стратегемы I 21, 1). Позднее афиняне устраивали «священный брак» Деметрия Полиоркета с Афиной, и он с гетерой Ламией возлежал на её ложе (Климент Александрийский. Протрептик 54, 6).

По рассказу Полиэна, в Фивах была статуя Афины с щитом, лежащим перед коленями, и копьем в правой руке. Ночью Эпаминонд привел мастера, который сделал богиню держащей щит за рукоятку, и выдал это за знамение (Полиэн. Стратегемы II 3, 12).

Во время нападения галлов на Дельфы говорили, что Аполлона, Афину и Артемиду видели защищающими город (Юстин. Эпитома Помпея Трога XXIV 8, 5).




Воины по бокам, Гермес и Афина. 530 г. до н. э.
По другому рассказу Полиэна, в 241 году до н. э. жрица Афины из Пеллены в Ахайе в полном вооружении и с шлемом показалась врагам-этолийцам, что крайне испугало их (Полиэн. Стратегемы VIII 59). Плутарх приводит две другие версии: либо это была девушка с шлемом из храма Артемиды, либо жрица вынесла кумир Артемиды и испугала врагов (Плутарх. Арат 32).

Помпей Трог излагал легенду, что во время осады галлами Массилии Афина явилась ночью к царю галлов Катамаранду, и тот в ужасе снял осаду (Юстин. Эпитома Помпея Трога XLIII 5, 6). Элий Аристид уверяет, что он услышал гимн Афине во время сна, посланного от самой богини (Элий Аристид. Священные речи IV 39).

Уже в V веке, когда изваяние Афины Парфенос «было похищено теми, кто касается и неприкосновенного», во сне к философу Проклу явилась женщина прекрасного вида и сообщила ему, что «Владычице Афине угодно остаться при тебе» (Марин. Прокл, или О счастье 30, пер. М. Л. Гаспарова; см. также Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн.2. С.316, 318).




Афина, опирающаяся на копье, Акрополь




Парфенон в наши дни
Наиболее значимые храмы Афины

Парфенон - главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447-438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

Эрехтейон - один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421-406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

В Афинах также есть старое святилище Афины (Гекатомпендон), святилище Пандросы, храм Ники Аптерос, храм Зевса и Афины.

Храм Афины Афайи на острове Эгина
Святилище Афины в Аргосе
Святилище Афины на Делосе
Святилище Афины Пронайи в Дельфах: храм Афины Пронайи, Сокровищница и Толос
Храм Афины на Родосе
Святилище в Спарте
Храм Афины Алеи в Тегее
Храм Минервы в Ассизи, Италия
Храм Афины в Пестуме
Святилище Афины в Пергаме: храм Афины, Пропилон и Стоя

Согласно Гомеру, её храм был в Илионе, троянки подносили ей пеплос.




Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос)
Критика почитания Афины

Климент Александрийский с насмешкой цитирует некоторые строки Гомера об Афине, который причисляет её к «демонам» (Климент. Протрептик 55, 4, см. Гомер. Илиада I 222) и называет «собачьей мухой» (Климент. Протрептик 76, 1, см. Гомер. Илиада XXI 394 (слова Ареса)). Климент издевается над тем, что Афина, как служанка, освещала путь Одиссею (Климент. Протрептик 35, 2) и прислуживала лампой при тайнах брачного союза (Арнобий. Против язычников IV 25).

Тертуллиан указывает, что богиня не защитила Афины от Ксеркса (Тертуллиан. К язычникам II 17).

Арнобий, ссылаясь на данные мифографов о множественности Афин, сатирически изображает спор между пятью Афинами за одно жертвоприношение (Арнобий. Против язычников IV 16).

По Лактанцию, она была смертной женщиной, которая изобрела искусства, за что её обоготворили люди (Лактанций. Божественные установления I 18, 1.23).



Интересные факты

Согласно речи Котты (Цицерон. О природе богов III 59), их было пять: мать Аполлона из Афин; дочь Нила, её почитают в Саисе под именем Нейт (Платон. Тимей 21е); рождена Зевсом. (или дочь Крона, изобрела войну (Климент. Протрептик 28, 2)); дочь Зевса и океаниды Корифы, аркадяне называют её «Кория» и считают изобретательницей квадриги; дочь Палланта, убила своего отца, пытавшегося её изнасиловать, и надела его кожу, её изображают с крылатыми сандалиями.

Когда все боги бежали в Египет, Афина осталась на родине.

В честь Афины назван астероид (881) Афина, открытый в 1917 году.

Афина, Древняя Греция, античность, легенды, мифы, древнегреческая мифология, Эллада, история, Древний мир, Афины

Previous post Next post
Up