Женщины во льдах Арктики. Они были первыми. Часть I

Mar 05, 2013 18:05





Северный Ледовитый океан
Автор текста - ARVIK

Сейчас уже трудно найти область знаний, профессию, где не было бы женщин. Они и в космос летают и преступников ловят и кораблями командуют.
Впрочем, женщины и раньше стремились туда, где и сильным мужчинам выжить нелегко. Например, в полярные льды. Кто же были эти неустрашимые дамы?
В 1940 году были обнаружены на восточном побережье Таймыра в заливе Симса и на островах Фаддея остатки торгово-промышленной экспедиции, датированной первой четвертью ХУП века (судя по серебряным монетам - примерно 1615-1620 годы). Среди погибших были останки, принадлежавшие женщине, а также её одежда: обрывки сарафана, обуви, кафтана, украшения… Хорошо сохранилась сумочка для огнива из сукна с разноцветным орнаментом, возможно сделанная руками этой женщины.
Это первая женщина-полярница, следы которой обнаружены у берегов Таймыра. Конечно, не имя, ни даже сведений о том, что это была за экспедиция не сохранилось.




В 1647-1648 годах промысловик Федот Попов и казак Семен Дежнев предприняли плавание из Нижне-Колымского острога на восток для поиска морского пути на Анадырь. В состав экспедиции входило 90 человек. Среди путешественников была «якуцкая жена» Попова.
Во время бури суда Попова и Дежнева разлучились. Коч Дежнева выбросило на берег возле реки Анадырь. Коч, на котором находился Попов с женой, дошел до Коряцкой земли. Попов, его жена и оставшиеся в живых поморы были пленены коряками. Вскоре Попов умер от цинги. Впоследствии, отряд Дежнева, пришедший на выручку, вызволил из неволи супругу Попова, от которой и узнали трагические подробности.




На восточном берегу Таймыра, который сегодня носит название «Берег Прончищева», трагически закончился в 1736 году жизненный путь Татьяны Фёдоровны Прончищевой, урожденной Кондыревой, жены руководителя Ленско-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции Василия Прончищева. Они прошли с обозами тяжелейший путь длиною в один год и восемь месяцев от Санкт-Петербурга через Тобольск, Туруханск до Якутска, на которых везли для экспедиции всё: продовольствие, одежду, инструменты, парусину, гвозди и смолу, канаты и якоря. Затем на построенном в Якутске вёсельно-парусном дубель-шлюпе «Якуцк» вместе с экспедицией полтора года исследовали восточный берег Таймыра в ледовых условиях. 17 августа 1736 года у восточного берега Таймыра экспедиция обнаружила острова, названные ими в честь святого Петра. Также был открыт остров Преображения. На 77-й широте дорогу деревянному судну окончательно преградили тяжелые льды, а мороз начал затягивать свободную воду.




Прончищев на шлюпке отправился на разведку и сломал ногу - открытый перелом. Вернувшись на судно, он потерял сознание и вскоре умер. Истинная причина его смерти стала известна совсем недавно, после того как в 1999 году вскрыли могилу путешественника. Ранее считалось, что Прончищев умер от цинги.
Татьяна Прончищева, бесстрашно делившая с мужем все тяготы и опасности полярной экспедиции, пережила его всего на две недели. Умерла от горя, простуды и лишений. Ей было 23 года. После смерти Прончищева и его жены оставшиеся в живых участники экспедиции отвезли тела супругов на мыс Тумуль в устье реки Оленёк и там похоронили. Участие Татьяны Прончищевой в полярной экспедиции было неофициальным. Факт участия и смерти жены Прончищева в экспедиции зафиксирован документально лишь в вахтенном журнале дубель-шлюпки «Якутск», без указания её имени. Могила четы Прончищевых, которая находится в маленьком посёлке Усть-Оленёк в Якутии, сохранилась до наших дней.




В 1999 году останки захоронения были исследованы и произведено пластическое восстановление лица по черепу. Так, спустя двести шестьдесят три года, к нам вернулись из прошлого образы бесстрашного полярника и мужественной женщины, отдавших жизнь во славу России и российского флота.




Супруги Прончищевы. Скульптурная реконструкция С. А. Никитина
Именем Татьяны Прончищевой названа бухта на восточном побережье Таймыра.

Любовь позвала в Северный Ледовитый океан и француженку Жюльетту Жан, которая была невестой руководителя экспедиции Владимира Русанова.




Её включили в экспедицию как специалиста, ибо, окончив естественный факультет Парижского университета, она продолжала учиться на медицинском факультете, одновременно работая в Сорбонне над диссертацией на степень доктора геологии.
В 1912 году они благополучно вышли на моторно-парусном судне «Геркулес» из Екатерининской гавани и взяли курс на Шпицберген, где выполнили большой объём геологических работ по оформлению заявок на угольные участки для русского правительства. Дальше «Геркулес» взял курс на Восток через Ледовитый океан.
Владимир Русанов был одержим великой исторической задачей России - найти «выход сотням миллионов пудов сибирских товаров самым дешёвым Северным морским путём», тем самым завоевать мировой рынок. Он писал: «Это бескровное чисто экономическое завоевание неизмеримо важнее самой блестящей военной победы, так как экономическое господство является прочной базой политического могущества».
Экспедиция закончилась трагически. Невозможно даже представить тот ужас и лишения, обрушившиеся на парижанку Жульетту Жан, которая впервые оказалась в экстремальных арктических условиях! Но отступать было некуда...




У берегов Таймыра найдены три стоянки русановцев: остров Геркулес в архипелаге Мона, мыс Русановцев к западу от полуострова Михайлова, остров Попова-Чухчина в шхерах Минина. На стоянках найдено множество вещей, принадлежащих членам команды. Среди них флакончик с лекарством, французская пуговица, французская монета - всё, что осталось от Жульетты Жан.
Но нигде не найдено останков людей, захоронений, оружия, дневников, записных книжек, документов экспедиции…Их ищут по сей день, но пока ни одна версия не получила подтверждения.




В том же 1912 году из Екатерининской гавани вышла ещё одна экспедиция - экспедиция Георгия Брусилова на паровой шхуне «Святая Анна», на которой предполагалось совершить самостоятельное плавание по Северному морскому пути навстречу экспедиции Бориса Вилькицкого, который шёл из Владивостока на двух пароходах «Таймыр» и «Вайгач».
Единственной женщиной на «Святой Анне» была Ерминия Жданко, окончившая курсы сестёр милосердия, добровольно согласившаяся принять участие в экспедиции Брусилова. Её история столь интересна и невероятна, что я решила посвятить ей отдельный, следующий пост.

Царская Россия, полярники, Прончищевы, Татьяна Прончищева, Северный Ледовитый океан, Арктика, история, Россия, путешествия и открытия, Таймыр

Previous post Next post
Up