Античная живопись, фреска

Mar 04, 2013 19:34






У нас нет образцов, чтобы судить о высших достижениях античной живописи. До нас не дошли шедевры прославленных греческих живописцев, чьи имена и названия работ известны благодаря трудам Павсания, Плиния Старшего и др., а также многочисленным стихотворным эпиграммам. Полностью погибла античная станковая живопись, хотя уже в классический период существовали пинакотеки (картинные галереи и хранилища произведений живописи).

Настенная живопись сохранилась, главным образом, благодаря извержению Везувия 79 года. Однако фрески из Помпей, Геркуланума, Стабий - в значительной степени ремесленные работы весьма среднего качества.

Далее речь пойдет об античных фресках.




Поэтесса. Фреска предположительно изображает поэтессу Сапфо.

Фреска (от итал. fresche - свежий), aффреско (итал. affresco) - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная - живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние - мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска.


Портрет пекаря Теренция Неона и его жены. Фреска из Помпей (Дом Теренция Неона, VII, 2, 6). Неаполь, Национальный археологический музей.




Три Грации




Аполлон с кифарой. Фреска времен Римской империи из дома императора Августа. Рим, музеи Палантина.




Европа верхом на быке.




Амур.



Нарцисс, любующийся на свое отражение в воде



Геракл борется со львом. Помпеи.




Сапфо. Фрагмент античной фрески.



Богиня победы Ника




Ника (фрагмент).




Диана (или Персефона) с луком и стрелами. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э.



Флора (Весна) или Диана. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э..




Леда и лебедь. Фреска из Стабий (кубикул виллы Ариадны). Неаполь, Национальный археологический музей.




Беседующие женщины. Геркуланум, 3-й век до н.э




Суд Париса. Известный сюжет о разрешении спора трех богинь о том, кто из них красивее. В широкополой шляпе - Гермес.




Хирон обучает Ахилла игре на лире. Римская фреска из Базилики в Геркуланеуме. Неаполь, Национальные музей и галерея Каподимонте.









Жертвоприношение Ифигении. Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальный музей.




Ифигения в Тавриде. Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальный музей.




Брисеиду уводят от Ахилла. Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальные музей и галерея Каподимонте.




Торговка амурами. Вилла Ариадны. Середина I в. н.э.




Крылатый дух. Помпеи, 45-79 гг.








Дионис и Везувий. Змея - символ плодородия. Римская фреска из дома Сентенари в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальный археологический музей.



Фрикс, летящий на златоруном баране и упавшая в море его сестра Гэлла. Помпеи




Медея. Римская фреска, I в. до н.э.




Младенец Геракл, убивающий змей и наблюдающая за этим Алкмена. Помпеи, дом Ветии.




Кузнецы за работой.




Хирургическая операция. Воин, которому делают операцию, легендарный Эней. Фреска из Помпеи. I век.



Апеллес. Афродита Анадиомена, Помпеи




Катехесис (Наставление). Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.




Омовение рук. Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.




Танец с кроталанами. Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.




Одевание перед божественным бракосочетанием. Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.





























































































































































































































Натюрморты
















Натюрморт с рыбой и морепродуктами.











Натюрморт со смоквами.

Источники:
http://pavel-otdelnov.livejournal.com/36727.html
http://pavel-otdelnov.livejournal.com/96902.html
http://amigooo.livejournal.com/42383.html
http://sarmata.livejournal.com/200442.html
http://www.greekroman.ru/gallery/ant_mosaics01.htm
http://arte-mihael.io.ua/s97843/antichnaya_jivopis
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2964
http://michel.hiblogger.net/1112331...rent_id=4945927
http://m.slovari.yandex.ru/article.xml?book=vlasov&title...

античность, Помпеи, Древний мир, фреска

Previous post Next post
Up