Aug 28, 2008 14:05
Людвиг фон Мизес "Человеческая деятельность".
Книга написана была более полувека назад, но она из тех книг, что вряд ли когда-либо потеряет актуальность. Я давно не встречал такого системного, всеобъемлющего и безупречного с точки зрения логики подхода к описанию человеческой деятельности.
Читаешь книгу, и все вдруг встает на свои места. Больше по экономики можно ничего и не читать. Впрочем, книга намного шире, чем привычный для нас круг вопросов, объединяемый словом "экономика" - она о человеке вообще, о любой сознательной деятельности человека.
"Выражение желаний и надежд и объявление планируемых действий не идентичны действиям, о которых они извещают, которые рекомендуют или отвергают. Действие вещь реальная. В расчет берется общее поведение человека, а не его разговоры о планировавшихся, но не реализованных поступках".
"История никогда не сможет быть не чем иным, кроме искажения фактов; она никогда не сможет быть по-настоящему научной, т.е. нейтральной по отношению к ценностям и направленной исключительно на открытие истины.
Не подлежит сомнению, что свобода отбора фактов, которой располагают историки, может быть использована не по назначению".
"В области экономической науки нет постоянных зависимостей и, следовательно, невозможны никакие измерения. Если статистик выясняет, что в Атлантиде увеличение предложения картофеля на 10% через какое-то время приводит к падению цен на 8%, он не устанавливает ничего, что произошло или могло произойти из-за изменения предложения картофеля в другой стране и в другое время. Он не измерил эластичность спроса на картофель. Он установил уникальный и частный исторический факт.
Невозможность измерения состоит не в недостатке технических методик определения меры. Причина в отсутствии постоянных соотношений".
"Поэтому понятиям ненормальности и порочности нет места в экономической науке. Она не говорит, что человек порочен, потому что предпочитает неприемлемое, вредное и неприятное приемлемому, полезному и приятному. Экономическая наука просто говорит: он отличается от других людей; ему нравится то, что другие отвергают; он считает полезным то, чего другие избегают, поскольку это причиняет им вред".
Книги,
Фрикономика,
Мизес