Jan 30, 2019 22:20
Как хорошо, что есть жж, где меня никто не читает. Сейчас будет про "Зеленую книгу")
Я на нее очень хотела пойти и, надо признаться, были определенные ожидания. Скромные. Что это будет хороший фильм, раз это номинант на оскара, и я получу удовольствие примерно как от "Магазинных воришек". Ну, может, поменьше. Но нет.
Я уже почитала рецензию Юрия Гладильщикова, и он в свойственной ему деликатной манере написал, что фильм такой, какой он есть, и не нужно искать в нем глубоких смыслов. В реальности все намного хуже. Смотрится это одноразово, плоско и поверхностно, как обычный роуд-муви, без затей. Тот же "Тупой и еще тупее", только про расизм и с претензией на драму. Лучше бы комедию сделал, вот это было бы смело. Но второй "Прочь" у Фарелли не получится, слишком тонко.
Я люблю, когда нужно думать, проникать в смыслы, которые зарыл автор фильма - это для меня удовольствие и показатель качества. Меня цепляют моменты, которые вроде бы незначительные и не слишком выпуклые, но они как будто замедляют время и приглушают звуки. На мой взгляд, гораздо больше силы и чувства в старых черно-белых фото с надписями на питьевых фонтанчиках "Только для белых" на заднем плане, в сказанных по ходу действия документального фильма о Нине Симон словах о том, как она ходила по железной дороге, разделяющей две части городка, "черную" и "белую" и боялась, что ее заметят. Или "дни для черных" в танцевальном шоу в забавном мюзикле "Лак для волос". Ужасное на фоне обыденности ужасает еще больше. Это как правильно наложенный мазок на той самой сережке. В "Зеленой книге" вам как будто орут в рупор на ухо прописную истину и одновременно разворачивают большой плакат. Зрителя прямо таки тыкают на каждом шагу в ужасы расизма, но почему-то они не ужасают, а смотрятся очень нарочито. Терпеть не могу нарочитость.
В хорошей драме в герое что-то меняется. Есть кульминация. Например, когда герой Кевина Костнера в "Скрытых фигурах" разбивает к чертям ту самую табличку на туалете для белых. Или когда срывают со стены бумажку с правилами "Дома виноделов" - это Акт Свободы. Когда чернокожий герой в "Регтайме", который не добился справедливости, и жена которого погибла, захватывает банк - это Акт Возмездия. В "Зеленой книге" все сводится к тому, что кто-то САМ НАПИСАЛ ПИСЬМО. НЕ ПОШЕЛ В ТУАЛЕТ. Да, есть фильмы о маленьких событиях - "Паттерсон" или "Станционный смотритель", но они сделаны мастерски и на полутонах. И там все настроение такое, созерцательное, и стиль выдержан.
Про актеров. Насколько офигенно смотрелся Мархешала Али в "Лунном свете", настолько ему не дали развернуться тут. "Болтун" ну прямо карикатурный. Нет сопереживания, и все.
И еще есть ощущение, что со зрителем обращаются как с тупым. Ну вот, например, в конце, когда герой Мархешалы Али убирает стакан с фортепиано. А потом нам показывают, как Виго Мортенсен громко говорит "Ха!". Как будто без этого никто бы не понял. Вздыхаю и закатываю глаза.
Теперь о хорошем. Мне показалась интересной тема о том, как Док далек от афроамериканской культуры. Башня из слоновой кости и все такое.
Ну и о послевкусии. От хорошего фильма оно волшебное. А тут я вышла из кинотеатра и подумала, какого черта и что это было. Фастфуд это был. С претензией на высокую кухню.
Да, кстати, культурный бэкграунд. В самом начале, когда Тони паркуется возле дома, он накрывает гидрант мусорным баком - в Америке возле гидрантов парковаться нельзя. Безопасность превыше всего :)
cinema