Lazzaro felice ( Italy | Switzerland | France | Germany, 2018)

Apr 26, 2019 06:33

Напрасно я опасалась, что с этим фильмом у меня сработает эффект завышенных ожиданий после стольких хвалебных рецензий. Это кино стоит каждого сказанного в его адрес доброго слова, а режиссер Аличе Рорвахер - волшебница и достойная наследница всех именитых мэтров итальянского неореализма одновременно, здесь вообще не о чем спорить.
Я только жалею, что заранее прочитала всё о сюжете, лишив себя начисто элемента неожиданности при просмотре. Но здесь ничего не поделаешь, я всегда тщательно изучаю материал в случае перевода через третий язык, чтобы предотвратить возможные ошибки.

Но я думала во время работы, каково было бы смотреть эту картину без подготовки. Я бы сначала долго гадала, в какой же исторический период разворачиваются события, и точно ни за что бы сама не догадалась, что вся эта буколическая пастораль с замесом на феодальном строе родом из середины 90-х.
Ну потому что несмотря на реальную историю из 80-х, лежащую в основе первой части фильма, заподозрить, что на дворе конец 20-го века совершенно невозможно. Режиссер виртуозно создала атмосферу тотального безвременья, в том числе благодаря съемке на 16-миллиметровую камеру, удачно работающую на общую вневременную идею.

Я сейчас совсем немного скажу о сюжете, ладно? Вдруг здесь найдется еще народ, до сих пор не добравшийся до фильма и ничего не знающий о нем. Хотелось бы оставить вас по максимуму в неведении.
Итак, в отрезанной от мира итальянской деревушке живет община из пяти десятков человек, батрачащая на "табачную королеву" - бессердечную маркизу де Луну, скрывающую от темных крестьян, что феодализм давно канул в прошлое, и жестоко эксплуатирующую рабский труд, считая, что с верхушки пищевой цепочки ее не сбросит никто и никогда. Редкая наивность для образованной аристократки, но где ж вы видели зарвавшихся тиранов, отличающихся прозорливостью?
Так вот, в этой деревеньке с простодушными людьми живет юноша с библейским именем Лазарь (Ладзаро, если по-итальянски), добросердечность и наивность которого кажутся невероятными даже на фоне окружающих его незатейливых крестьян. Этот еще почти мальчик много работает, помогает всем и каждому, при этом производя впечатление то ли юродивого, то ли аутиста, то ли... Может быть, святого?

Всё, больше о событийном ряде вам знать ничего не нужно. Скажу только, что где-то в середине фильма режиссер вдруг с головой ныряет в магический реализм, превращая свое социальное высказывание в таинственную сказку, многослойную басню, библейскую притчу о современном святом, whatever you wish.
И делает это Аличе Рорвахер так элегантно, стильно, изысканно, с такой теплотой по отношению к своим героям, что зрителю остается только завороженно следить за происходящим на экране, глотая предательский ком в горле. А может, и слезы в финале, тут уж как карта ляжет.
Прекрасное кино, с офигительным послевкусием, я очень довольна. Меня вообще радуют итальянские режиссеры в последнее время, надо сказать. Пусть и дальше так будет, пожалуйста.

Трейлер:

image Click to view



Интервью со съемочной группой на Каннском фестивале:

image Click to view



Интервью с режиссёром и исполнителем главной роли (с русским переводом):

image Click to view




























italian_films, movies

Previous post Next post
Up