Так получилось, что в январе я ничего для себя не смотрела, только по работе. Всего перевела семь фильмов - пять художественных и два документальных. Среди них шесть новых картин, вышедших за последние два года, и одна бессмертная комедийная классика, очень греющая мне душу.
Хотя душу мне греет весь сегодняшний список, пожалуй. Получилась удачная подборка качественного фестивального кино с явным перевесом в пользу не самых простых драм. Мой любимый размер и фасон, ага.
Dogman (Italy | France, 2018)
В основу фильма итальянского режиссера Маттео Гарроне легла реальная история об убийстве, совершенном в Риме в 1988 году. Но эта картина - не классическая криминальная драма, а скорее трагическая зарисовка из жизни маленького человека, сошедшая к нам со страниц романа Достоевского, если бы Достоевский писал о Риме 80-х годов 20-го века.
Марчелло - "собачий парикмахер", владелец маленького салона по уходу за собаками в одном из бедных кварталов на окраине Рима. Он милый, добрый и совершенно безобидный человек, обожающий дочку, любящий работу и по мелочи помогающий соседям в их преступных махинациях, чтобы скопить денег и свозить дочь в отпуск, понырять в море.
И так бы и жил Марчелло в своем тихом болоте, с маленькими радостями жизни, но на свою беду угораздило его близко сойтись с местным громилой-наркоманом, который сначала вовсю использовал забитого собачьего парикмахера в своих темных делишках, а потом и вовсе подставил его, отправив в тюрьму на год, но наобещав золотые горы.
Ну а после тюрьмы оказалось, что золотые горы были обманом, и нет у Марчелло больше ни денег, ни доброго имени, ни друзей.
Вот тут и начинается давняя, как мир, история, как не стоит доводить до ручки даже самого безобидного человека, потому что у тихони может сорвать крышу от несправедливости, и тогда мало не покажется всем.
Это мрачная до беспросветности и очень тяжелая реалистичная драма, но она отлично снята, а исполнитель главной роли Марчелло Фонте невообразимо прекрасен, за что и получил приз Каннского фестиваля.
Так что всем, кто не боится откровенной чернухи, мои горячие рекомендации.
Click to view
A Ciambra (Italy | Brazil | Germany | France | Sweden | USA, 2017)
Чьямбра - это маленькая цыганская община на севере Италии, в Калабрии. Ее обитатели уже не кочуют, но живут они по своим внутренним правилам, и согласно этим же правилам воспитывают детей. Точнее даже не воспитывают, а наблюдают, как те растут, как трава, впитывая от старших их извращенную мораль и не лучшие жизненные принципы.
Дети рано учатся воровать, пить, курить и не забывать, что человек человеку всё чаще волк, а не товарищ. И всё это с пассивного (а иногда и с активного, чего уж там) попустительства родителей, считающих, что чем раньше детвора хлебнет реальной жизни, тем проще ей будет приспособиться потом в нашем недобром мире.
И дети здесь взрослеют раньше, конечно. Когда отца и старшего брата 14-летнего Пио арестовывают, он решает, что стал главой семьи и обязан приносить деньги матери. И он берется за единственную "работу", которую видел в своей жизни, - начинает воровать и продавать краденое. И с этого момента его жизнь уже никогда не станет прежней.
Это очень мощная драма взросления, которая заставляет зрителя выйти из зоны комфорта и далеко не сразу позволяет вернуться туда после просмотра, имейте в виду.
Но фильм однозначно стоит зрительских душевных усилий, он произвел на меня огромное впечатление. По многим причинам, но не в последнюю очередь - благодаря великолепной игре юного Пио Амато. Нужно будет последить за мальчишкой, уж больно он хорош.
Так что вы правильно поняли, здесь тоже горячие рекомендации для тех, кого не отпугнет не самая легкая атмосфера фильма.
Click to view
Matrimonio all'italiana (Italy | France, 1964)
Да-да, я переводила вот эту прелесть, спасибо каналу повторного кино за моё счастливое детство.
О фильме я писать не буду, большинство из нас знает его наизусть. Что касается перевода, то в процессе работы я обнаружила, что советские переводчики самую малость пофантазировали в свое время, но не так уж критично. Серьезного ущерба они фильму не причинили, так что здесь тоже не о чем говорить. Я хотела о другом написать.
Помните сцену, в которой Филумена рассказывает о своей ранней юности в деревушке под Неаполем? О запредельной нищете. О том, что отец сказал, что в 16 лет она уже должна приносить деньги в дом. И что мужчины уже тогда смотрели на нее, как на взрослую.
А еще о том, как мимо ходили нарядные девушки, которым удалось удачно найти женихов. А самой Филумене "посчастливилось" наткнуться на девицу, объяснившую, как именно можно в Неаполе заработать на еду и красивую одежду привлекательной девушке. И вот тут меня как током ударило.
Ведь именно так могла бы сложиться жизнь у героинь Ферранте,
неаполитанок Лену и Лилы, если бы первая не приложила все усилия, чтобы продолжить учебу, а вторая - не выскочила быстренько замуж за своего обеспеченного бандюка.
И я так явно увидела их обеих в этом сценарии, что аж вздрогнула. Особенно просто было представить Лилу. Не потому что она легкомысленней, а потому что отчаянней. Там где Лену три раза думала, Лилу сразу палила из всех орудий.
И мне сразу захотелось, чтобы Софи Лорен сыграла Лилу в экранизации последнего романа "Неаполитанского квартета", ага.
Click to view
Las Herederas (Paraguay | Germany | Uruguay | Brazil | Norway | France, 2018)
Сейчас я немного схалтурю и отправлю вас в Википедию,
где довольно точно передано содержание этой картины, а то у меня времени в обрез, а впереди еще два фильма.
"Наследницы" - это медленно разворачивающаяся драма об отношениях и поисках себя в уже немолодом возрасте, в которой ставка в большей степени сделана на актерскую игру и атмосферность, чем на событийный ряд. По большому счету, это вообще кино о том, что люди чувствуют, а не что они делают. И оно изрядно грустное, но с оптимистичным финалом для одной из героинь.
Мне понравился фильм и понравились актрисы, и если вы любители неспешных реалистичных драм, вам сюда.
Click to view
Touch Me Not (Romania | Germany | Czech Republic | Bulgaria | France, 2018)
Ох. Даже не знаю, с чего начать. Документальный фильм румынского режиссера Адины Пинтилие так крепко меня приложил, что я не очень понимаю, как сформулировать свои впечатления. И нет, это не о том, что картина мне настолько понравилась, что у меня в зобу дыханье спёрло.
То есть, мне понравилось, да, но помимо этого Пинтилие заставила меня несколько раз почувствовать себя некомфортно практически на физическом уровне, что радости мне не доставило, хотя и усилило эффект от просмотра.
Некомфортно мне было по многим причинам. Из-за манеры съемки, из-за какого-то безумно тревожного саундтрека и из-за самой темы фильма, разумеется. А тема очень непростая - боязнь интимности и прикосновений других людей. Но не просто боязнь, но и активные попытки справиться с этой серьезной проблемой.
В фильме несколько сюжетных линий. Во-первых, актриса Лора Бенсон знакомится с различными людьми и практиками, в процессе которых постигает собственные глубинные страхи и учится доверяться посторонним. И пока она это делает, режиссер внимательно наблюдает за ней через камеру.
Наиболее любопытной в линии Лоры мне показалось ее общение с сексуальным терапевтом Ханной, трансгендерной дамой. Во-первых, Ханна сама по себе очень интересная тетка. А во-вторых, она мне чем-то неуловимо напомнила Кассандру, обожаемого мной персонажа из романа "Плоть и кровь" Майкла Каннингема. Та же житейская мудрость и то же своеобразное чувство юмора.
Кроме Лоры, есть еще Томас, пытающийся справиться с такой же проблемой, но по-другому. И Кристиан - парень с особыми нуждами, готовый поделиться с миром своим взглядом на отношения.
Фильм провокативный, местами безумно раздражающий, немного напомнивший мне по интонации и эстетике фильм "Shortbus" Джона Кэмерона Митчелла, но для меня это в итоге стало полезным опытом, а вы сами решайте.
И, народ, бога ради, не читайте описание фильма в Википедии на русском. Там какая-то чудовищная комбинация правильных фактов и диких фантазий автора статьи, которая даст вам ложное представление об и так непростой картине.
Click to view
California Typewriter (France | India | Canada | USA, 2016)
Ну и наконец кино, которое я буду с открытой душой советовать посмотреть каждому, кто будет готов меня слушать. Ну потому что это очень интересный, информативный, забавный фильм, временами перерастающий в настоящее мимими. Да-да, это я о документальной картине о пишущих машинках, представьте себе.
Если коротко, то вам здесь покажут любителей печатных машинок в ассортименте. Тех, кто их чинит. Тех, кто с их помощью сочиняет романы, пьесы и песни. Того, кто создает из них скульптуры. И даже тех, кто исполняет на них музыку.
Ну и одержимых коллекционеров (привет Тому Хэнксу с его 250 пишущими машинками), а как же без них.
Я больше не буду ничего вам писать об этом фильме. Просто идите и смотрите его. Я получила бездну удовольствия от этого кино, чего и вам желаю.
Click to view
Beautiful Boy (USA, 2018)
Подробный отчет о фильме и мемуарах Дэвида Шеффа, по которым была снята картина, можно прочитать по ссылке.