Ну вот, наконец-то я устранила еще один непростительный культурный пробел. Да, как израильтянке и синефилке, мне вдвойне должно быть стыдно, потому что до вчерашнего дня я ни разу не видела знаменитый двухсерийный телефильм о Голде Меир, в котором Ингрид Бергман сыграла свою последнюю роль, буквально за несколько месяцев до смерти от рака.
И вообще фильм обласкан критиками и премиями («Золотой глобус» и «Эмми» для Бергман, несколько неактерских номинаций и наград, номинации на «Эмми» за исполнение ролей второго плана для Леонарда Нимоя и Джуди Дэвис), полностью снимался в Израиле и является очень подробным и вдумчивым рассказом о жизни пятого премьер-министра Израиля. Так что да, это кино обязательно к просмотру, как по мне.
Кстати, израильтяне, я совершенно не понимаю, почему я ни разу не наткнулась на этот фильм на нашем ТВ? Ведь не может быть, чтобы его не показывали в Израиле? Разве что его перестали пускать в эфир к моменту моего приезда в страну, другого объяснения у меня нет. Ладно, чего уж теперь гадать. Главное, что фильм я все-таки посмотрела, и он произвел на меня огромное впечатление.
Фильм начинается с визита уже пожилой и всемирно известной Голды в начальную школу американского города Милуоки, где она когда-то училась. И там, на встрече с детьми, Голда начинает вспоминать всю свою жизнь, постепенно раскручивая перед маленькими слушателями историю обычной девочки из простой семьи киевских евреев, ставшей женщиной, которую весь мир называл «матерью Израиля».
И, собственно говоря, весь фильм - это иллюстрации к рассказу самой Голды и ее верной многолетней помощницы. Перед зрителями постепенно разворачиваются картины погромов в Пинске, первой настоящей любви и счастливого замужества юной иммигрантки в Америке, жизни в кибуце в Палестине 20-х годов прошлого века, строительства государства Израиль и множества трагических событий из недолгой истории нашей страны.
Молодую Голду Меир играет прекрасная Джуди Дэвис. Ей удалось создать на экране редкостно обаятельный образ живой, активной, страстной девушки. Может быть, не самой образованной, но очень неглупой, с пытливым умом и неуемной жаждой жизни. Образ девушки, у которой была мечта, и которая шла к этой мечте напролом. Что за мечта? Поехать в Палестину и помогать строить будущее еврейское государство, работая в кибуце. Нет, у юной Голды не было политических амбиций, она просто хотела внести свой скромный вклад в общее дело. О чем и заявила тихому интеллигентному очкарику Моррису Меерсону, когда он предложил ей руку и сердце.
Бедняга Моррис! Этот уже не слишком молодой любитель классической музыки и поэзии и не мечтал тащиться ни в какую Палестину, а тем более что-то там строить. Но у его любимой девочки была мечта, а потому поднялся рафинированный сын литовско-еврейских иммигрантов и поехал за Голдой на край света - к пустыне, тяжелому физическому труду, малярии, безденежью и будущему краху семейного счастья.
Как я уже написала, Джуди Дэвис прекрасна в роли юной Голды. И, надо сказать, Нимой ничуть ей не уступает в роли Морриса. Его герой - эдакий классически-стереотипный галутный еврей «со скрипочкой» (в данном случае - с патефоном), но при этом не лишенный силы характера и морального стержня. И некоторых предубеждений, увы. Предубеждений, которые во многом и стали толчком к распаду когда-то счастливого брака Меерсонов. И которые он преодолел к концу жизни, признав, что был неправ, но было уже поздно.
Дэвис и Нимой представляют собой в этом фильме безупречный актерский дуэт, с прекрасной «химией». Их лирическая линия в первой серии отыграна великолепно, да и смотрятся они чудесно в аутентичном еврейском антураже того времени. Так что я совсем не удивлена, что критики так высоко оценили их работу.
Ну и Ингрид Бергман. Неповторимая, уникальная, удивительная Бергман. Настоящая богиня. Я вчера весь вечер думала, каково ей было сниматься в этом фильме, будучи смертельно больной, на девятом году борьбы с раком. Особенно в сцене, когда Голда узнает о своем диагнозе - злокачественной лимфоме. Да и в других сценах тоже.
У Бергман в этом фильме очень много тяжелых эмоциональных моментов. Например, встреча с детьми, выжившими в концлагерях. Они подарили Голде сделанные своими руками бумажные цветы, а одна девочка спросила, похожи ли они на настоящие. Дело в том, что ребенок никогда не видел живых цветов. У меня душу вывернуло на этой сцене. А еще на моменте первого визита Голды к Стене Плача и на сценах, связанных с войной Судного дня. Абсолютно гениальная игра одной из величайших актрис прошлого века, от которой пробирает до самых почек.
Народ, я не вижу особого смысла пересказывать все три с лишним часа экранного времени. Кто захочет, посмотрит фильм и без моих рассказов. Вот только копия в сети не самая качественная, увы, по скриншотам это заметно. И, к сожалению, мне не удалось найти ни малейших намеков на русский перевод фильма. Россияне, у вас его не показывали, что ли?
С другой стороны, английский язык в фильме очень простой, лексика только бытовая и политическая, так что не думаю, что у кого-то возникнут большие проблемы с пониманием.
А закончить пост я хочу цитатой из книги Нимоя, с вашего позволения.
Он пишет: «Мне посчастливилось работать с двумя исключительными актрисами - Ингрид Бергман и Джуди Дэвис. Они вдохновляли окружающих своим талантом и профессионализмом, даже несмотря на то, что Ингрид Бергман была серьезно больна - она страдала от рака груди. Из-за хирургического вмешательства и последующего лечения ее рука так распухла, что она могла спать, только держа ее на весу, и была вынуждена носить длинные рукава, отделанные кружевами, чтобы спрятать запястья. Но она никогда не жаловалась, ее состояние никогда не влияло на работу. Она умерла всего через несколько месяцев после окончания съемок. Очень правильно, что она получила «Эмми» за эту последнюю роль. (Я был очень тронут тем, что номинировался на «Эмми» как актер второго плана за роль Морриса Меерсона, и, откровенно говоря, должен быть благодарен, что не выиграл, - награда досталась Лоуренсу Оливье).
Бергман никогда не говорила о своей болезни, но все знали о ней. Я не мог скрыть сочувствия, и она отвечала мне искренней теплотой.
Вторник, 6 октября 1981 года, был моим последним съемочным днем. По графику была ночная съемка на улицах Тель-Авива, сцена празднования после провозглашения государственной независимости Израиля. Я думал о нашей с Бергман сцене - она включала довольно острые моменты. Моррис Меерсон, уже будучи в разводе с Голдой, приходит поздравить ее с этим достижением, и еще говорит о благополучии их двоих детей.
В сцене должно было проявиться напряжение, некая враждебность, ведь эти двое были в разводе, чужие друг другу уже много лет.
Но Бергман была доброй и храброй леди, между нами не могло не возникнуть привязанности. Так что, когда камеры включились, я подошел и инстинктивно коснулся ее руки. Я думаю, для нее это оказалось приятной неожиданностью, и она немедленно ответила с добротой и неподдельным теплом. Это был тот случай, когда один актер одобряет и ценит выбор другого. Я сжал ее протянутую руку обеими ладонями, и мы сыграли всю сцену, всю нашу прогулку и разговор, как старые добрые друзья.
Этот душевный эпизод пришелся на печальные события - обострение национального противостояния. За несколько часов до этого был убит Анвар Садат, президент Египта. Египетские консерваторы были рассержены его сближением с Израилем, и это стоило президенту жизни.
Все боялись нового кровопролития, даже военной атаки Израиля. И все же мы продолжали съемки и работали всю ночь. На рассвете я вернулся в отель, чтоб принять душ, переодеться, потом направился в аэропорт - лететь в Китай.
Я улетал с ощущением вины - я оставлял страну и съемочную группу в такой сложной ситуации, хотя я ничем не мог помочь и моя работа была окончена».
Что ж, большое спасибо всей съемочной группе за мужество и за прекрасный фильм об одной из самых неординарных женщин современности.
Трейлер фильма:
Click to view
А это очень хороший фан-ролик об отношениях Голды и Морриса:
Click to view