Что ж, двухмесячный рабочий аврал я благополучно пережила, с чем меня можно и нужно поздравлять, а теперь пришло время продолжить разговор о классических стартрекковских полнометражках.
Если вы помните,
в отчете о первом фильме я писала , что хотя это кино и порадовало фанатов, принесло некоторую прибыль студии и получило нехилое количество номинаций на престижные кинопремии, полноценным блокбастером его никак нельзя назвать. Фильм вышел скучноватым, перегруженным спецэффектами, дух сериала в нем чувствовался только отчасти, и конкурентом первым лукасовским «Звездным войнам» он не стал от слова «совсем». Как выразился Нимой, долгожданный полнометражный «Звездный путь» был снят, а он сам в последний раз снял уши Спока и отправился заниматься новыми проектами.
Но прошло совсем немного времени и на «Парамаунт» снова заговорили о новой полнометражке. Правда, на этот раз студия собиралась учесть ошибки в работе над предыдущим фильмом, серьезно урезать бюджет и жестко контролировать съемочный процесс. От разговоров студия перешла к делу, были приглашены продюсеры, режиссер и сценарист, и началась разработка новой идеи.
Слухи о грядущем фильме дошли до Нимоя и вызвали у него противоречивые чувства. С одной стороны, ему не хотелось прилагать руку к дальнейшей агонии «Стар Трека» (он ведь был недоволен первым фильмом, как мы помним). А с другой… Это ведь был его обожаемый «Стар Трек» и его родной Спок, так что оставаться безучастным он никак не мог. Новость о сокращенном бюджете его не пугала, он еще помнил, на какие гроши снимался сериал. А вот мысль об еще одном неудачном сценарии Нимоя нервировала и нервировала изрядно. И тут продюсер Харви Беннет обратился к нему с предложением, перед которым не смог бы устоять ни один актер, влюбленный в своего персонажа.
Он спросил у Нимоя, что тот думает о сцене шикарной смерти Спока, ага. И у актера загорелись глаза, естественно. Мысль о том, чтобы поставить красивую точку в жизненной истории вулканца, по-настоящему завораживала его. К тому же, студия гарантировала невмешательство в другие его проекты, а Беннет пообещал вдумчиво и серьезно отнестись к сюжету. И они ударили по рукам.
Работа над сценарием началась и, как это часто случается в киноиндустрии, произошла утечка информации и в прессу просочились слухи о гибели Спока в будущем фильме. Обезумевший фандом тут же встал на уши и начал угрожать студии потерей доходов на сумму 18 миллионов долларов (в ход пошли хитровыебанные вычисления, основанные на количестве просмотров и прочей фанатской лабуде). Вся эта медийно-фанатская свистопляска докатилась до Нимоя, когда он был на съемках в Китае, и вызвала у актера приступ безудержного веселья. В
книге "I am Spock" он приводит свой смешнючий воображаемый диалог со старпомом на эту тему. Офигевший вулканец пытается понять, что именно так рассмешило Леонарда в факте его смерти, на что тот отвечает, что в самой гибели персонажа ничего смешного нет, разумеется, но вот вакханалия вокруг этой смерти его ужасно забавляет. Да-да, Спок, люди - ужасно нелогичные создания, даже твой ментальный близнец Леонард.
Ладно, покончим с предысторией и перейдем к собственно фильму и к моей реакции на него. Ох.
Знаете, ребята, меня не так уж редко посещает мысль о том, что от некоторых моих заёбов меня уже давно пора лечить электрошоком, но в случае со «Стар Треком» и шоковая терапия не поможет, боюсь. Да, я знала все спойлеры, я видела ни один раз ключевые сцены и читала книгу Нимоя, то есть вполне отдавала себе отчет, что легким это кино для меня не будет. Но даже я не могла предсказать силу своей реакции, да и никто не мог, если честно. Я не просто рыдала, фильм меня практически убил эмоционально. Так что имя мне не только крейзи трекки, но и истеричка вульгариус, одна штука, как ни прискорбно констатировать этот факт. И мне даже подумать страшно, как реагировали на этот фильм впечатлительные трекки в кинотеатрах в 82-м году. Они-то ведь не знали, что это еще не конец, им никто не рассказал об офигительном будущем третьем фильме, которого тогда и в проекте-то не было. Боюсь, меня бы точно при таком раскладе увезли их кинотеатра на «скорой». И нет, я почти не шучу сейчас, разве что преувеличиваю самую малость.
А вот следующую фразу я напишу без тени иронии, ребятки. Всех желающих похихикать над моей впечатлительностью в комментариях убедительно попрошу сдержать этот прекрасный порыв своей души, ибо чужие попытки пободаться с моей священной коровой могут вызвать у меня неадекватную реакцию, как показывает опыт. Капиш?
Всё, вот теперь с предупредительными выстрелами точно покончено и можно переходить к сюжету. Все готовы? Поехали.
После событий первого фильма прошло три года, адмирал Кирк по-прежнему занимает административную должность, а вот в жизни и карьере Спока произошел очередной крутой зигзаг. Он стал преподавателем академии Звездного Флота и готовится выпустить из-под отеческого крыла своих первых курсантов. От статуса полноправных офицеров споковских птенцов отделяет только последний тренировочный полет на «Энтерпрайз», во время которого мы и знакомимся с ними.
На мостике мы встречаем Спока в роли мудрого наставника, Ухуру на своем рабочем месте, бессменного рулевого Сулу, доброго доктора Маккоя (да-да, ни в какую отставку он не вернулся), а в машинном отделении над зеленым инженерным молодняком квохчет Скотти, ака заправская наседка.
Ну а капитанское кресло временно отдано очаровательной вулканке, лейтенанту Саавик - девушке умненькой, целеустремленной и решительной. И именно ей и сообщает Ухура о поступившем сигнале бедствия с торгового суда «Кобаяши Мару». Естественно, Саавик решает немедленно отправиться на помощь пострадавшему кораблю, но тут есть одна закавыка - «Кобаяши Мару» терпит бедствие в клингонской нейтральной зоне, вторжение в которую может незамедлительно спровоцировать военный конфликт с клингонами.
Лейтенант Саавик уточняет параметры судна, степень повреждений и, произнеся своё знаменитое сдержанно-вулканское «Damn!», отдает приказ взять курс на нейтральную зону. Наперерез «Энтерпрайз» бросаются три клингонских корабля, клингоны глушат радиопередачу о спасительной операции, и Саавик ничего не остается, как попытаться вывести звездолет из ловушки. Увы и ах, попытка ее проваливается, «Энтерпрайз» трещит по швам под ударами клингонов, а на мостике один за другим гибнут старшие офицеры - Сулу, Ухура, Маккой и Спок. Мостик в дыму, «Энтерпрайз» явно приходит пиздец, а у Саавик на лице все страсти ада (насколько это возможно для вулканки). И тут загорается свет, появляется Кирк и советует мисс Саавик молиться, потому что клингоны не берут пленных.
Вот как это было:
Click to view
Народ, ну вам же понятно, что никто никуда не умер, да? Ага, на этой мажорной ноте трупы на мостике начинают дружно оживать, а офигевшим зрителям объясняется, что «Кобаяши Мару» - это вовсе никакое и не торговое судно, а
тест академии на проверку характера курсантов в безвыходной ситуации , а разгромлена не «Энтерпрайз», а учебный симулятор академии. Лейтенант Саавик вне себя и считает тест несправедливым, потому что у нее не было шанса на победу. На что адмирал Кирк ей мудро говорит, что наше отношение к смерти не менее важно, чем отношение к жизни, и что это была проверка характера, а не боевых навыков. А потом Саавик узнает, что за все годы существования академии только один курсант смог пройти тест «Кобаяши Мару» - Кирк. Ей, конечно, очень интересно, что же он предпринял, но адмирал отказывается открыть ей свой секрет. По крайней мере, вначале. Запомните этот момент, плиз, он очень важен для понимания фильма, и мы к этой теме вернемся позже.
А пока «убиенный» Спок поднял на адмирала лукавый взгляд, Кирк задал ему знаменитый вопрос «Разве ты не умер?», Маккой поинтересовался мнением о своих актерских талантах, а мне вдруг стало ясно - они вернулись! Мои герои и атмосфера оригинального сериала вернулись вдруг и сразу, вернулись с их родной динамикой и «химией» между персонажами, с фирменными прибаутками и обожаемыми тосовскими подъебками. И я счастливо выдохнула, поняв, что создатели второй полнометражки и правда учли все ошибки, допущенные при съемках первого фильма. Что не исключает того факта, что эти самые создатели были редкими сволочами, уж простите. О чем это я? Сейчас объясню.
Вы представляете, какой подлый финт ушами провернули они в 82-м году с несчастными трекки, показав в первые минуты мнимую смерть Спока? Ага, фанаты расслабились, решив, что именно об этой «смерти» и ходили слухи в момент съемок, а дальше все будет замечательно. Наивные-наивные трекки, какой же удар ждал их в финале!
Конечно, слова «сволочи» и «подлый» я употребила в шутку. На самом деле, это был отличный отвлекающий маневр, браво сценаристам. Но, черт, я снова отвлеклась. Так и знала, что не смогу связно писать об этом кино, потому как мысли скачут наперегонки, как взбесившиеся кони. Ладно, сейчас попробую взять себя в руки и придерживаться дальше хоть какой-нибудь хронологии событий.
Итак, тест «Кобаяши Мару» позади, Споку пора отправляться на «Энтерпрайз» и принимать командование на время настоящего тренировочного полета, так что он поздравляет Кирка с днем рождения и прощается с ним. А поскучневший Кирк уезжает домой.
Угу, с первых кадров фильма заметно, что с Кирком что-то не так. Он мрачен, раздражителен и ему весь белый свет не мил. Дражайший доктор, придя поздравлять именинника, немедленно объясняет ему, что засиделся наш красавец в адмиральском кресле, пора ему вернуться в космос, пока окончательно и бесповоротно не постарел. Но Кирк брюзжит, брыкается и бормочет, что чувствует себя старым. А лучше бы не брыкался, а прислушался к совету давнего друга. Между прочим, буквально через пару дней Спок скажет ему то же самое, хотя выразится и гораздо менее экспансивно, чем холерик-доктор. Но Кирк хандрит и ему не до советов друзей, у него кризис жанра, возраста и еще хрен-знает-чего. Да и предстоящая инспекция на «Энтерпрайз» наводит на грустные мысли. Ага, Кирк собирается инспектировать корабль во время учебного полета, прихватив с собой на борт Ухуру и Сулу, а на звездолете их будут ждать Спок и Скотти. Да-да, старая гвардия снова соберется вместе. Но не в полном составе. Если вы заметили, Чехова в этом списке нет, он бороздит космические просторы совсем в другом месте.
Дело в том, что Павел Андреевич к этому времени изрядно пошел вверх по служебной лестнице и служит на должности старпома звездолета «Релайнт» при капитане Кларке Терреле. И пока его бывшие сослуживцы готовятся к тренировочному полету курсантов, старпом Чехов со своим экипажем выполняет ответственное задание Федерации - разыскивает безжизненную планету для испытания научного проекта «Генезис», который совершит настоящий переворот во вселенной в случае успеха предприятия.
«Генезис» позволит создавать жизнь на абсолютно новом месте, буквально за считанные минуты сможет оживить некогда мертвые космические тела. Это в прямом смысле слова генезис, создание нового мира. Но есть одно «но». Для испытания проекта необходима абсолютно безжизненная планета, даже один микроб может все испортить, потому что при создании новой жизни «Генезис» уничтожает любую уже существующую жизнь. Короче говоря, проект насколько многообещающий, настолько и опасный, если он попадет не в те руки, а значит, и совершенно секретный.
Как я уже сказала, экипаж «Релайнта» ищет подходящую планету, а группа ученых терпеливо ждет от них новостей на научной станции «Регула-1». А возглавляют этот научный коллектив создатели проекта «Генезис» - мать и сын, доктора Кэрол и Дэвид Маркус. Да-да, та самая доктор Маркус, женщина из далекого прошлого капитана Кирка. А Дэвид - не только ее, но и капитанский сын, чтобы вы не понимали. И, как только я поняла, кто у Дэвида папаша, у меня случилась затяжная истерика, девочки и мальчики. Я просто рыдала от хохота. Щас объясню.
Помнится,
в отчете о втором сезоне сериала я написала следующее: «О третьей серии тоже не буду подробно, но один момент никак нельзя не упомянуть. Финальный пассаж Кирка о том, как гордо звучит фраза «Мой сын - врач». Боже мой, в капитанских интонациях выразились самые сокровенные мысли всех поколений еврейских мамаш, мечтающих о медицинском или юридическом дипломе для любимых чадушек». Те, кто смотрел сериал, в курсе, что говорил тогда капитан не о Дэвиде, а о разумной машине, считавшей его своей мамочкой и обладавшей целительским даром. Это было ужасно смешнючий момент, поэтому появление в фильме капитанского сына-доктора из плоти и крови (да, не врача, а молекулярного биолога, но не будем придираться к таким мелочам) меня рассмешило до полного немогу.
Вот вам эта пророческая сцена из сериала, я ее обожаю.
Click to view
Господи, да что же я сегодня все время отвлекаюсь?! О чем я говорила? Ах да, экипаж «Релайнта» искал подходящую планету для последнего этапа экспериментов по проекту «Генезис». И в этих поисках их занесло
на далекую планету Альфа Кита - 5 , где их ожидал пренеприятнейший сюрприз - встреча с
Ханом, давним заклятым врагом Кирка , и его приспешниками. У Хана масса оснований винить Кирка во всех грехах тяжких (оснований как логичных, так и надуманных), он много лет мечтает о мести - жестокой, до последней капли крови. И наконец-то жизнь дает ему шанс. Он быстренько вводит в организмы Чехова и Террела мерзких тварей, полностью парализующих волю человека, захватывает «Релайнт» и приступает к реализации давно вынашиваемого плана мести.
Для начала он заставляет Чехова сообщить доктору Маркус о приказе адмирала Кирка - немедленно передать все материалы по проекту «Генезис» экипажу «Релайнта», чтобы проект перешел под полный патронаж Звездного Флота. Кэрол встает на дыбы и пытается немедленно связаться с Кирком, естественно. А Кирк у нас где в это время находится? Правильно, с инспекцией на «Энтерпрайз», пытаясь не схлопотать инфаркт, наблюдая за зеленой звезднофлотской порослью на мостике.
И я не пошутила про инфаркт, нет! Ну почти не пошутила. Когда Спок позволяет лейтенанту Саавик впервые вывести самостоятельно корабль из дока, Кирк так меняется в лице, что добрый доктор немедленно предлагает старому другу успокоительное. Кирк гордо отказывается, конечно, но какое же выражение лица у него было, пока «Энтерпрайз» выплывала в космос! Шатнер - факинг комик, я это постоянно повторяю.
Но, слава богу, кондратий адмирала не хватил, курсанты справляются прекрасно (и немудрено - при таком-то учителе, как Спок), а «Энтерпрайз» хороша, как никогда. И вот посреди этой идиллии на связь с Кирком выходит Кэрол и сообщает о приказе, который он якобы отдал. Связь с «Регулой-1» прерывается, Кирк в полных непонятках, а из Звездного Флота поступает приказ разобраться с ситуацией. И нет, начальство не волнует, что на борту звездолета детский сад вместо экипажа, потому как других кораблей в данном квадранте нет. Что ж, Кирку ничего не остается, как принять у Спока капитанские полномочия и объяснить курсантам, что им придется повзрослеть преждевременно. А дальше начинается ад.
Я не буду рассказывать подобно о всех перипетиях жестокого противостояния экипажа «Энтерпрайз» и банды Хана, я и так перегрузила вас сюжетными подробностями. Но одно скажу, когда на 56-й минуте экранного времени Скотти внес на мостик умирающего курсанта, а всегда хладнокровный Спок закрыл глаза от ужаса и горя, я окончательно поняла, что дальше будет очень тяжко. И уж совсем хреново стало в последние 20 минут фильма, я себе все пальцы переломала от волнения.
В фильме еще много чего случилось. Лейтенант Саавик узнала, что на самом деле Кирк никогда не сталкивался лицом к лицу со смертью в безвыходной ситуации. Он прошел тест, перепрограммировав сценарий «Кобаяши Мару», чтобы у него был шанс на победу. Да, его похвалили за находчивость, но делать сознательный выбор между жизнью и смертью ему не пришлось. И это было так в духе Кирка - человека, неверящего в безвыходные ситуации. Он знал, что выход есть всегда, нужно только хорошенько подумать и в очередной раз показать фигу смерти. Он твердо верил в это, пока не настал кульминационный момент битвы с Ханом, и не случилось то, что случилось.
Нет, конечно, Хана победили, «Генезис» и «Энтерпрайз» спасли, у Кирка наладились отношения с его ершистым сыном, но какой ценой! Ценой жизни Спока, да.
Хан оказался слишком хитроумным и отчаянным противником, он практически сумел загнать Кирка в угол. И когда экипажу оставалось жить три минуты, Спок вошел в радиационную камеру и спас корабль. Да, он действовал за спиной у капитана, а иначе тот бы ему не позволил, и ему пришлось обмануть доктора, пытавшегося не пустить его на верную смерть. У него не оставалось выбора. Его логика подсказывала, что интересы большинства важнее интересов меньшинства или интересов одного человека. И в данном случае этим человеком был он, Спок.
Я вам честно скажу, я с трудом помню, как первый раз досмотрела знаменитую сцену смерти Спока. И это при том, что нет в ней ничего жалобно-слезливого, она сыграна очень сдержанно, без лишних соплей. Но вот этот одернутый Споком китель за минуту до смерти, грустно-ироничное замечание о впервые пройденном тесте «Кобаяши Мару», объяснение о нуждах большинства и финальная фраза «I have been and always shall be your friend» размазали меня по стенке.
Бесконечно прекрасные Шатнер с Нимоем сумели сыграть в этой короткой сцене все - горечь, боль, лебединую прощальную песню многолетней дружбе - и при этом не сфальшивить ни на долю секунды, заставляя зрителя верить каждому их слову и жесту. А потом Шатнер меня окончательно доконал в сцене похорон Спока, когда капитан заговорил о прекрасной человеческой душе погибшего друга. И да, еще был его разговор с сыном, от которого у меня перехватило дыхание. И, конечно, последняя сцена. Ох.
Капитан смотрит но молодую планету Генезис, где покоится саркофаг Спока, а доктор интересуется, как он себя чувствует. И слышит в ответ «Я чувствую себя молодым». Черт, сорри, я опять реву.
Вот, посмотрите сцену смерти и похорон Спока. Это один из самых святых моментов для фандома во всей франшизе. Но мне кажется, не нужно быть трекки, чтобы проникнуться происходящим на экране. Там все очень понятно, убедительно и по-человечески показано. И на редкость нефальшиво, так просто не бывает.
Click to view
Знаете, народ, я еще очень много всего хотела написать, но я сейчас остановлюсь, что-то мне этот пост нелегко дался. К тому же в отчете о третьем фильме, напрямую связанном сюжетно со вторым, я смогу сказать все, что не успела или не смогла сформулировать.
Но сначала я выдохну и напишу-таки обещанную объяснительную по поводу фильма Абрамса, потому что вот теперь для этого самое время.
Всё, спасибо всем, кто дочитал. Постараюсь не затягивать с остальными отчетами.