The Edge of Love (UK, 2008)

Feb 01, 2013 19:29

С этим фильмом у меня вышла целая история. Я нацелилась на него сразу после премьеры, разумеется. Почему «разумеется»? Во-первых, мужская половина каста здесь представлена сразу двумя моими любимцами - Мэттью Ризом и Киллианом Мерфи. Во-вторых, я считаю Дилана Томаса одним из самых любопытных британских поэтов первой половины 20-го века, а байопики производства ВВС - моя давняя всепоглощающая страсть.
А первые появившиеся на фильм синопсисы позиционировали его именно как байопик о Томасе. Но потом появились полноценные рецензии, и стало понятно, что фильм, во-первых, будет не совсем типичным для биографического киножанра. А, во-вторых, в основу его сценария легла малоизвестная история из жизни знаменитого валлийского поэта, впервые всплывшая на свет только в 2000-м году в книге «Dylan Thomas: A Farm, Two Mansions and a Bungalow», написанной литературоведом Дэвидом Томасом (нет, он не родственник поэту, просто однофамилец) после 10 лет подробнейших исследований биографии и творчества Томаса.
Ну потому что биографию знаменитого валлийца я знала очень приблизительно, если не сказать, не знала совсем. Ну да, много пил, еще больше гулял, великолепно писал. И все. Поэтому я тут же ухватила книжку, вознамерилась быстренько ее прочитать, а потом посмотреть фильм. И отвлеклась. На целых четыре года, ага.
Но как обычно у меня и бывает, дорогое мироздание в лице любимого клиента скоренько решило напомнить мне о непросмотренном/непрочитанном. Да-да, неделю назад фильм пришел ко мне на перевод. И пришлось таки переводить. И да, книгу я уже тоже начала читать, но постфактум, после просмотра и перевода. Лучше ведь поздно, чем никогда, правда?
Ладно, давайте поговорим о фильме, он произвел на меня огромное впечатление. Я вам больше скажу, как на мой скромный вкус, это практически идеальное кино. Оно сочетает в себе добротный сценарий, прекрасную операторскую работу (не судите по убогим скриншотам, вырезанным из моего рабочего файла, в нормальном формате фильм невероятно красив), отличную музыку, качественную литературную основу, изумительные костюмы и великолепную актерскую игру (об этом я напишу подробнее).
И мне совершенно понятно, почему критики восторженно приняли фильм, не скупясь на витиеватые комплименты режиссеру и исполнителям главных ролей. Но я так же отлично понимаю, почему эта картина вызвала весьма неоднозначную реакцию у зрителей. А она ее вызвала. Если вам интересна средняя температура по зрительской больнице, зайдите на любой сайт с рецензиями и оценками, можно даже на «Кинопоиск» (тамошние рецензии на это кино вполне совпадают по стилю и градусу с отзывами на английском языке). Что вы увидите на этих сайтах? Почти полное отсутствие средних оценок. Это будут либо «единицы» и «двойки», сопровождаемые ядоплевательством, либо восторженные «девятки» и «десятки». Сейчас попробую объяснить, почему так вышло.
Фильм «The Edge of Love», как мне кажется, требует от зрителя некоторой подготовленности. Нет, я сейчас не о знании литературного творчества Дилана Томаса говорю. Разумеется, это приятный бонус, но даже не прочитав ни одного стихотворения автора, вы будете вполне в состоянии оценить фильм и понять его. Тут скорее нужна подготовленность эмоционального толка ака маломальский жизненный опыт, психологическая зрелость, готовность не судить и умение понять недосказанное и додумать непоказанное. А главное - надо четко понимать, что вы собираетесь смотреть не мелодраму. По крайней мере, не мелодраму в привычном понимании этого слова. И это при том, что на первый взгляд, это мелодрама чистой воды - хитросплетенная история любви, измен, разочарований и предательства. Но только на первый и на весьма поверхностный взгляд. А дальше вам придется вглядеться повнимательней в происходящее на экране, иначе вы неминуемо пополните дружные ряды зрителей, недоуменно пожимающих плечами и язвительно цедящих что-то вроде «бабы-дуры, поэт-мудак, зачем здесь столько стихов и о чем все это было, бля». Так давайте попробуем поговорить, о чем же это было, ага.
События фильма происходят во время второй мировой войны. Молодая начинающая певица Вера Филипс не служит в армии, но старается вносить свой маленький вклад в общее дело и поддерживать дух напуганных лондонцев, выступая с концертами на оборонных предприятиях и в туннелях метро, временно превратившихся в бомбоубежища. И после одного из таких концертов она сталкивается с обожаемым другом детства, своей первой подростковой любовью - Диланом Томасом. Дилана тоже не взяли на фронт, у него слабые легкие, но он работает на правительство, сочиняя тексты к пропагандистским документальным фильмам, а в свободное время продолжает писать стихи и мечтать, что когда-нибудь ему можно будет прекратить работать, и он сможет только писать, писать и писать. Но в случае с Диланом сразу понятно, что это прекрасное далеко не случится никогда. Работать он регулярно не хочет и не любит, зато любит выпить, погулять и сделать пальцы веером, да попышнее. Знаете, такой себе типичный представитель той самой богемы, у которой квартплата всегда является непредвиденным расходом. По-своему очаровательный экземпляр, если вам нравятся вечные мальчишки, и вроде бы совершенно бесхитростный и безобидный, хотя и изрядно стукнутый по голове и головке звездной болезнью и осознанием собственной поэтической невъебенности.
Но Вере не до этих мелких деталей, она помнит Дилана другим - влюбленным 15-летним мальчишкой в их первую и единственную ночь на пляже. И эти воспоминания тесно переплетаются в сознании Веры с постоянной тоской по родному Уэльсу и, конечно, не проходит и пяти минут, как она вроде бы влюблена и готова отдаться этому чувству, но…
Да, правильно, на этой мажорной ноте в Лондоне неожиданно нарисовывается законная миссис Кейтлин Томас, о которой поэт предпочел умолчать. А потом выясняется, что в далеком Нью-Форесте имеется еще и годовалый наследник. Вы уже ждете любовного треугольника? Нет, его не будет. Хотя если бы Дилану дали волю, треугольник он бы образовал немедленно, а еще лучше составил бы с дамами свой маленький трио-гарем. Но шутница судьба подкинула опешившему поэту сюрпризец. Девушки подружились. Той самой настоящей дружбой, которая иногда неожиданно возникает между молодыми женщинами, и проносится ими через всю жизнь. Так что несолоно хлебавшему поэту приходится убраться на свое законное место мужа и лучшего друга и не отсвечивать там.
А потом в этом уравнении появляется Уильям - застенчиво-нахальный офицер, чью часть временно расквартировали в Лондоне. Он увидит Веру, влюбится, влюбит ее в себя, уговорит выйти за себя и отправится на фронт.
Потом будет еще много всего. Вера родит от Уильяма сына и уговорит Кейтлин с Диланом вернуться в Уэльс. Она будет писать письма мужу на фронт, растить ребенка и с ужасом наблюдать за фантасмагорическим браком своих друзей. А там будет от чего прийти в ужас. С одной стороны - пьянство и постоянные измены Дилана, его вздорность, манипулятивность, лень, позерство, беспринципность. А с другой - глубокая виктимность Кейтлин, ее отчаяние и, как следствие всего этого, всё те же измены и пьянство.
А потом Вера устанет, начнет отчаиваться из-за отсутствия писем с фронта и в момент слабости совершит глупость. Ага, Дилан вроде как наконец-то построит свой треугольник, но радоваться он будет недолго. Потому что Вера начнет взрослеть и очень медленно, но уверенно понимать, что же боженька ей подкатил в качестве первой неземной любви. И решит, что она себе этого не заказывала.
А потом вернется Уильям, и едва не случится ужасная трагедия, а за ней еще одна. И я даже не знаю, что ужаснее - то, что Уильям едва не стал убийцей, будучи в состоянии аффекта, или то, что Дилан намеренно оболгал его, пытаясь засадить в тюрьму. Угу, Дилан наконец-то покажет себя во всей красе. И нет, это не вечная история о совместимости гения и злодейства. Этот конкретный гений окажется даже не злодеем, а просто мелочным и подлым ничтожеством. Да, невероятно талантливым, но ничтожеством - инфантильным, витающим в облаках, калечащим жизнь близким ради собственных прихотей. И он никогда не поймет слова Веры о том, что ей надоели мечты, и она выбирает Уильяма, дарящего ей реальный мир.
Я намеренно не пересказываю, что конкретно случилось после возвращения Уильяма с фронта. Даже если не захотите смотреть, это всегда можно прочесть в Википедии. Да и для того, что я хочу дальше сказать, это имеет не самое принципиальное значение.
А я хочу поговорить о финальной сцене фильма - о прощании этих двух пар навсегда. Вроде бы, после всего пережитого, должно быть страшно за Веру и Уильяма, но почему-то на них я смотрела с надеждой. Она повзрослела, он прошел через ад и выжил, а значит, несмотря на всю причиненную друг другу боль, у них есть шанс на счастливое будущее. Я не знаю, как на самом деле сложилась дальнейшая судьба четы Киллик, но надеюсь прочесть об этом в книге и очень-очень надеюсь, что они были счастливы.
А вот на Кейтлин, уезжающую в никуда со своим талантливым горе-мужем было жутко смотреть. Возможно, потому что о ее будущем я все знаю. Она не бросит свое «сокровище», родит ему еще двоих детей и овдовеет молодой, чтобы потом прожить еще 40 лет. И вот тут не надо мне про «Что заслужила, то и получила». Я выше писала о способности не судить и понимать неочевидное, так вот это именно один из моментов, когда неплохо было бы подумать и пожалеть, а не усмехнуться и осудить.
Черт, я устала писать, а ведь еще нужно об актерах сказать, обязательно нужно. Уф. Для этого сейчас мне придется призвать на помощь всю свою объективность. Надеюсь, у меня получится.
Видите ли, у меня не очень гладко складывается с творчеством Киры Найтли. Это что-то абсолютно иррациональное. Есть всего несколько ролей, в которых она меня не раздражает, и то чаще благодаря красивой режиссуре, талантливым партнерам, хорошим операторам и костюмерам, а не каким-то проблескам ее дарования. Так вот, в этом фильме Найтли хороша. По-настоящему хороша, без дураков. И не только потому что она идеально вписывается в костюмы и антураж 40-х, но и потому что она отлично играет здесь. Ее Вера вышла искренней и очень живой. Боже мой, это я хвалю Найтли в своем журнале, да. Все бывает в первый раз.
А теперь буду хвалить дальше, но уже не Киру. Знаете, если Найтли в роли Веры по-настоящему хороша, то Сиенна Миллер в роли Кейтлин просто великолепна, что для меня тоже оказалось огромным сюрпризом. Я как бы вполне оценила ее в свое время в «Factory Girl», но все равно не ожидала от нее такой мощной игры. Тем более, что ее героиня оказалась намного сложнее и неодназначней персонажа Найтли, от Миллер требовалось очень много полутонов и оттенков. И она их все благополучно нашла. И да, экранная «химия» между актрисами прекрасная, их совместные сцены замечательны.
А теперь пару слов о мужчинах. Хотя тут уже впору не слова, а восторженное мычание использовать. Ой-ой-ой. Мэттью Риз, какой же ты талантливый засранец, мама дорогая. Вот это медленное раскручивание образа Дилана - от обаятельного выпивохи до омерзительной скотины - сыграно просто великолепно. Под конец натурально хотелось ему в рожу плюнуть, он мне даже уродливым внешне начал казаться, хотя я всегда считала Мэттью вполне симпатичным парнем. Полное перевоплощение, так не бывает.
Ну и Киллиан Мерфи, да. Запретите ему, пожалуйста. Так просто нельзя. Нет, я не про то, что нельзя быть на свете красивым таким, и не про шикарные постельные сцены, перемежевывающиеся с любовными признаниями. Я о сценах на фронте и о до жути реалистично сыгранном посттравматическом синдроме в последней части фильма. И о взгляде. Его фирменном взгляде в драматических сценах, от которого у меня регулярно происходит замыкание в организме. В общем, запретите ему, да.
А, и пожалуюсь напоследок. Мне для этого фильма навязали российское прокатное название. И по этому поводу я хочу сказать пару ласковых слов человеку, обозвавшему это кино «Запретной любовью». Надеюсь, господин или госпожа, вас всю оставшуюся жизнь будет мучить если не хроническая диарея, то хотя бы хроническая бессонница. Ибо нехуй.
Все, спасибо всем, кто дочитал. Как вы понимаете, я выплыла наконец-то из рабочего цейтнота. Завтра разгребу ваши накопившиеся комментарии, а потом начну выдавать все обещанные посты. Готовьтесь, в ближайшее время меня здесь будет очень много. Ага, это была угроза.

image Click to view




matthew_rhys, cillian_murphy, movies, screen_adaptation, british_films

Previous post Next post
Up