Catfish (2010)

Oct 18, 2011 20:07

Посмотрела я на прошлой неделе документальный фильм "Catfish" и погрузилась в глубокие размышлизмы. И завели меня эти размышлизмы в такие дебри, что мама не горюй. Сейчас попробую сформулировать, вдруг кому-нибудь этот поток сознания будет интересен. Но сначала пару слов самом фильме для тех, кто его не видел.
Жил да был в Нью-Йорке молодой талатливый фотограф Янив Шульман. Однажды его нашла в Фейсбуке 8-летняя художница-вундеркинд Эбби из Мичигана. Она нарисовала картину по одной из фотографий Янива. Они начали общаться. Потом к общению подключились мама Эбби, ее старший брат, отец, сводная сестра Меган и их многочисленные приятели. Постепенно онлайн-общение переползло в реальную жизнь. Янив общался по телефону с Анжелой, матерью Эбби. Она присылала ему новые картины дочки по почте.
А потом у Янива завязался роман с Меган. Ага, со старшей сводной сестрой, которая оказалась чудо-девушкой. Она - ветеринар, танцовщица, певица и композитор, красавица-блондинка. Молодые люди часто созванивались и послали друг другу за восемь месяцев 1500 сообщений.
А потом страший брат Янива, Ариель, и его друг Генри решили снять документальный фильм об этих отношениях. И вот тут-то и началось самое интересное.

Съемки фильма только-только начались, когда Меган прислала Яниву свою новую песню. И вдруг эту же песню он случайно услышал в сети. В исполнении другой девушки. Насторожившийся Янив поприставал к Гуглу и понял, что Меган выдает чужие песни за свои. Парни начали копать дальше и обнаружили, что здание, в котором якобы находится галерея юной Эбби, пустует четвертый год. И потрясенный Янив решил выяснить правду. И пересек полстраны в поисках этой правды. И что он увидел?
Да, в Мичигане и правда живет 40-летняя Анжела. У нее есть дочь Эбби, муж и двое сыновей-инвалидов мужа от первого брака. Выглядит она совсем не так, как на фото в Фейсбуке. Да и вообще все не так. Рисует не Эбби, а сама Анжела. А никакой Меган вообще в природе не существует. Это Анжела общалась с Янивом от имени девушки. И еще от имени его 15 френдов в Фейсбуке. Здорово, да?
Все, больше не хочу перессказывать сюжет. Скажу только, что Янив поступил очень мудро. Он не скандалил, не злился, а долго и подробно обсуждал с Анжелой, почему она пошла на это. Говорил о ее нереализованных желаниях, о попытках прожить другую жизнь через придуманных персонажей. И в итоге, похоже, он смог помочь этой женщине. Но это вы уже посмотрите сами, если вам интересно.
Я сейчас хочу о другом поговорить. Меня очень зацепили слова мужа Анжелы в конце фильма. Он сказал, что подобное стало возможно именно потому, что всегда найдутся желающие поверить в сказку. Потому что люди верят в такие фантазии. Они охотно пускаются в виртуальные авантюры, в тайне надеясь, что где-то есть лучший идеальный мир и лучшие люди. Ну, вот мы и подобрались к нам с вами, ага. К нам, много лет сидящим в виртуальном аквариуме. К нам, заводящим здесь друзей и приятелей, находящим единомышленников и близких по духу собеседников. К нам, по-настоящему привязывающимся к людям, живущим на другом конце света. К нам, невольно пытающимся воссоздать психологический портрет человека по обрывкам его мыслей, транслируемых онлайн. К нам, верящим в сказки, если хотите. Ведь каждый из нас немножечко Янив, я в этом уверена. Не согласны? А вы не привязываетесь к людям, которых вы никогда не видели? Вы не скучаете по ним? Не переживаете, когда у них что-то происходит? И самый главный вопрос - вы уверены, что знаете этих людей, к которым нередко испытываете сильные чувства?
Нет, я не хочу сказать, что наши френды нам лгут, как Анжела. Боже упаси, это все-таки совершенно гротескная история. Но даже самые искренние люди рассказывают о себе в журнале только то, что рассказывают. Журнал - это ничтожная часть от их жизни и от их личности. По крайней мере, у большинства это именно так. Вот что вы знаете обо мне? 39 лет, сын, муж, кошки, собаки, переводы, фильмы-книжки-сериалы-музыка, хорошо подвешенный язык. Все. Этими же словами можно описать вагон и маленькую тележку женщин, и ни одна из них не будет похожа на меня. Понимаете, о чем я? И именно поэтому развиртуализация может быть как чертовски приятной (плавали, знаем), так и ужасающе неприятной (и здесь тоже плавали, увы). Ведь хорошо пишут не только хорошие люди, а графоманами являются не только негодяи. И я даже не о плохих и хороших людях сейчас. Человек может оказаться очень хорошим, но при этом совсем не таким, как вы его представляли. Ну, примерно, как мой тембр голоса, вечно удивляющий тех, кто слышит его впервые. И общаясь онлайн, всегда стоило бы помнить о том, что мы до конца не знаем людей, скрывающихся за юзернеймами. А иногда вообще не знаем. Но у меня не всегда получается помнить. И я привязываюсь. И иногда крепко. Но все реже и реже. Потому что опыт, который сын ошибок трудных, ага. Да-да, пару-тройку раз было так больно, что чуть не сдохла. Но с другой стороны, постоянно общаться с фигой в кармане тоже не хочется. Даже после "чуть не сдохла". Потому что если всегда помнить, что френды - это не друзья, лучше сразу закрыть журнал. А если считать френдов настоящими друзьями, то в рано или поздно придется собирать себя из осколков, столкнувшись с правдой. Где золотая середина? Наверное, в том, чтобы трындеть здесь, особо не заморачиваясь, ни на что не рассчитывая и забывая ники из ленты, как только выключаешь компьютер. И радуясь им, когда выходишь в сеть снова. У меня так не получается, увы. И именно поэтому у меня такая крошечная лента. Я пытаюсь хоть как-то, хоть самую малость понять, с кем я общаюсь. В общем, да, я - немножко Янив, а вы?

movies, docu_films

Previous post Next post
Up