Знаете, время от времени мне попадаются фильмы, которые очень сложно рекомендовать к просмотру. Вот и
этот фильм аргентинского режиссера Пабло Траперо именно такой. Да, это кино заслужило все свои фестивальные награды. И да, я понимаю, почему оно претендовало на Золотую пальмовую ветвь в 2008 году. Но вот советовать его кому-то посмотреть... Понимаете, это все равно что сказать человеку: "Отправляйся на полтора часа в ад, тебе там понравится". Вот оно, главное ощущение от просмотра - именно так выглядит ад. Он находится не где-то там в преисподней, а прямо здесь, на земле, в бараке аргентинской женской тюрьмы, где отбывают наказание беременные женщины и матери с детьми до четырех лет.
Забудьте о чистеньких тюрьмах из аргентинских сериалов, где страдают ухоженные героини в полосатых пижамках от ведущих латиноамериканских кутюрье. В этом фильме никакого гламура не будет. Зато будут убогость, нищета, грязь, жестокость и несправедливость исправительного учреждения не слишком богатой страны, в чьем бюджете есть более насущные проблемы, чем обустройство быта заключенных. И будут бюрократизм, несправедливая судебная система, человеческая подлость, попытки выжить вопреки всему. И дети, делающие свои первые шаги в грязных тюремных камерах. И нет, это не картина на злободневную социальную тему. Это история одной женщины, почти девочки, которую в жизни предали все, кому она верила. И которая нашла свой путь к выживанию. И куда приведет ее этот путь, одному богу известно.
Сложно сказать, в какой именно момент в жизни благополучной студентки Хулии Сарате все пошло наперекосяк. Может быть, когда ее 12-летнюю бросила на попечение отца эгоистичная мать и уехала искать себя во Францию? Или когда умер от болезни горячо любимый отец? Или когда бойфренд привел в ее квартиру еще одного парня, который спал с ними обоими? Факт в том, что однажды утром она проснулась в разгромленной квартире, вся в крови. Бойфренд был мертв, их общий сожитель ранен, а она из прошлой ночи помнила только одно - в ее руках ножа не было. Все остальное просто стерлось из памяти, как дурной сон.
И начались хождения Хулии по мукам. Роды и три года в ожидании приговора в бараке. Очередное предательство матери, которая предпочла забрать у нее обманом 3-летнего ребенка, а не заниматься по-человечески защитой дочери. Адвокаты бывшего сожителя, умело воспользовавшиеся ее амнезией. И страшный приговор - 10 лет тюрьмы. Еще 10 лет за решеткой, перед которыми полагается 12-часовой "отпуск" под конвоем, чтобы увидеть ребенка. Вот тогда, воспользовавшись помощью своей верной бывшей сокамерницы-любовницы Марты, она и решает бежать, выкрав сына. И ей это удается.
Пусть вас не вводит в заблуждение несколько "мыльный" сюжет. Нет-нет, никаких мелодрам. Это очень жесткое, даже жестокое кино. И его открытый финал лично у меня вызвал очень сложные эмоции. Я смотрела в спину Хулии, перешедшей границу с сыном на руках, и думала: "А что теперь?". Что будет с ними в чужой стране - почти без денег, без одежды, без друзей и близких? Сможет ли она выжить сама и сделать счастливым ребенка? И поймет ли он, зачем его вытащили из чистой картиры обеспеченной бабушки и увезли в неизвестность чужой нищей страны? И не пожалеет ли сама Хулия о том, на что она обрекла сына? И чем громче звучало в финальных кадрах аргентинское танго, тем больше вопросов у меня возникало... Вопросов, ответов на которые у меня нет.
Люди, если все-таки решитесь на просмотр, ищите английские титры к фильму. Да, в сети есть версия с русскими титрами. Но человек их переводил с английского, и они периодически, мягко говоря, не слишком совпадают с тем, что говорят на испанском. Да и "переводчик" этот зачем-то многое переводил матом, хотя оригинальный текст совсем этого не требовал. Зато вот героиню он постеснялся Хулией назвать, да. Хотя это вполне обычное себе имя. Короче, титры - бяка, я вас предупредила.
Click to view