Ешьте, гости дорогие, не подавитесь.

Aug 05, 2009 10:04


Кулинарные книги это моя давняя страсть. Роман мой с ними начался 18 лет назад, когда на первом курсе университета я вышла замуж и поняла, что любимого мужа нужно чем-то кормить. Опыт кулинарный у меня был весьма незатейливый - несколько рецептов умницы-бабушки и жуткие воспоминания о готовке мамы, которая способна из самых лучших продуктов сварганить абсолютно неудобоваримое блюдо. Знаете, есть женщины, у которых во всем, что касается кухни, обе руки левые и растут из задницы? Моя мамуля именно из таких. Папа мой покойный, на его счастье, 9 месяцев в году поедал восхитительные блюда в столовой капитанского состава своего сухогруза, а вот нам с братом приходилось мужественно давиться мамиными изысками. Повторять печальный опыт родительницы мне не хотелось, поэтому я обложилась всякими книжками с рецептами и стала учиться готовить. Ученицей я оказалась способной, быстро освоила многие а вещи, а литературу на кулинарную тему полюбила верно и преданно. Зная эту мою страстишку, близкие друзья-приятели частенько тащят мне в подарок "книги про еду". И вот на днях подарили очередной экземпляр в коллекцию - "Кулинарную книгу лентяйки" Дарьи Донцовой. Я немного поморщилась, увидев фамилию авторицы и варварский натюрморт на обложке, но тут же упрекнула себя в неуместном снобизме. В конце-концов, это всего лишь рецепты, и очень может быть, что дама готовит намного лучше, чем пишет детективы. Поэтому я наступила на горло собственной песне и начала читать. И почитала. На свою голову, ага.


На самом деле, прекратить читать нужно было на шестой странице, когда я увидела фразу "Одновременно с рецептами я рискну давать и житейские советы". Но я существо упрямое и книжки привыкла дочитывать до конца. Тем более, что в какой-то момент мною просто овладело нездоровое любопытство - очень уж захотелось увидеть до какой степени маразма дойдет "уважаемый автор" в своем желании быстренько заработать еще денег.
Итак, что же меня напрягло?
Прежде всего, тон, выбранный Донцовой для общения с читателями. Мадам излагает материал в эдаком бодреньком псевдо-народном стиле, с интонациями добренького барина, решившего поговорить с крестьянами за жизнь. Умных слов не выбирает, пытается выглядеть своей в доску, но при этом не забывает периодически намекнуть, что она не чета тем, кто лаптем щи хлебает. Анекдот о Рабиновиче в бане (ну или хотя бы пословицу про рыбу и хрен) дама вероятно не слышала и когнитивного диссонанса от своих лингвистическо-психологических упражнений не испытывает, судя по всему. Она с легкостью фокусника совмещает в одном абзаце выражения "яичницу сгоношить", "разливаем суп по тарелкам и можно ням-ням", "если дети схомячили все, что есть в холодильнике" и охи-вздохи о том, как утонченно питаются в городе Париже, где она немного пожила и даже настоящих французов борщ готовить учила. Вообще, все ее реплики про Париж это отдельная песня с припевом. "Чтобы вы знали, настоящий француз никогда...", ага. Полноте, мадам. Границы давно открыты, в столицу "Марсельезы" и жареных лягушачьих лапок при желании могут смотаться очень многие. Так может хватит исполнять арии из серии "Я Ленина видел", а? Тем более, что на следующей же странице вы начинаете во всю прославлять отечественного производителя, который выпускает продукт качественный и натуральный, в отличие от буржуя проклятого. Меня прямо до слез тронул рассказ о том, как хитрый финский предприниматель стал писать на своей продукции, эскпортируемой в Россию, "Масло вологодское", потому что он точно знает, что его масло намного хуже российского, и по-другому он не сможет его продать. Ну и про американские куриные окорочка, которые испортят любой суп мне тоже понравилось, да.
А еще совсем не нужно покупать на оптовых рынках, нет. Нужно ходить в супермаркеты. Но не во все, а в те, что автор укажет. Дальше идет перечисление названий конкретных торговых точек и рассказы о дисконтныых картах. Интересно, сколько хозяева этих магазинов заплатили "простой домохозяйке, которая просто пишет ручкой на бумаге" за этот пассаж?
Почему не нужно ходить на рынок? Потому что все повально продукты там протухшие, а продавцы могут болеть какой-нибудь скрытой заразой. У меня возникло сразу два вопроса. А у девушки за прилавком дорогущего супермаркета зараза внезапно не может обнаружиться, да? Ну, ладно, это не совсем корректный вопрос. Конечно, в больших сетях санитарные нормы жестче, чем на импровизированном базаре у метро. Тогда я задам вопрос намбер два. Если на крестьянском рынке все несвежее, протухшее и для здоровья опасное, то как сами крестьяне еще не вымерли, как класс, эти продукты поедая? А у Донцовой и ответ для меня есть. "Крестьянин все эти продукты самогончиком потом залакирует, проспиртует желудок и выживет, а горожанин заболеет". О как!
Ладно, хватит цитат, а то меня уже подташнивает. О самих рецептах в книге не могу сказать ничего - ни плохого, ни хорошего. Банальный список незатейливых блюд, которые любая из нас может сваять задней левой ногой.
Короче, не читайте, не нужно. Омерзительная, пронизанная самолюбованием и пренебрежением к окружающим писанина в стиле айлюлю-малина, после которой хочется долго и со вкусом блевать. Фу.

books

Previous post Next post
Up