If a bullet should go through my head, let that bullet go through every closet door.
Harvey Milk
Знаете, у меня давно нет иллюзий по поводу мира, в котором мы живем. И мне частенько хочется, как тому старику из любимой книги юности, оглянуться вокруг и со вкусом сказать: "Дерьмо!". И я больше не надеюсь, что человечеству когда-нибудь станет стыдно за все, что оно сотворило с людьми, которые хоть как-то выпадают из рамок понятия Её Величества Нормы, возведенной в культ уверенными в своей непогрешимости обывателями. Им, упивающимся своей нормальностью, никогда не будет стыдно, я знаю. Они найдут оправдания для своих фашистских вглядов. Наиболее продвинутые, понимая некорректность термина "норма", прикроются железно-фундаментальным словом "мораль". И во имя этой своей священной коровы Морали будут унижать, топтать, "не пущать". Или снисходительно говорить: "Пусть живут, только не высовываются. Я же не призываю никого убивать". Ну, или проявлять верх либерализма: "У меня вот тоже есть знакомый гей-еврей-негр-инвалид-транссексуал. Он нормальный человек - живет себе спокойно и ни о каких правах не кричит". Вот скажут что-нибудь подобное и гордятся собой - таким современным_либеральным_с широкими взглядами. Ну, прямо как тот владелец магазинчика на улице Кастро, который сначала подал Харви руку, а потом долго и со вкусом вытирал ее платком.
Харви Милк... Человек, который не собирался становиться героем. Он просто хотел жить и не бояться. И у него получилось. Жаль, что жизнь его оказалась такой короткой.
Извините за сумбурное начало, мысли разбегаются. Я сейчас попробую разложить немного по полочкам - и в смысле содержания, и с точки зрения художественных достоинств фильма. Сразу прошу прощения, будет много текста. Просто Гас Ван Сент сделал это снова - вывернул мне душу. А точнее, это сделал с его подачи Шон Пенн, который в 48 лет сыграл лучшую роль в своей актерской карьере.
Байопик, пожалуй, один из самых сложных жанров в кинематографе. Как для создателей картин, так и для зрителей. Все известно заранее, интриги нет, и всегда присутствует невольное сравнение киношных образов с их реальными прототипами. Многие за это и не любят фильмы, снятые на основе реальных историй, и уж тем более, если эти истории о публичных людях. А потому режиссер, замахнувшийся на 2-часовой байопик, точно знает, на что идет. Ему придется не только попытаться интересно рассказать о том, что все и так знают, но и с максимальной осторожностью отнестись к чувствам непосредственных участников событий (многие из которых, слава богу, все еще живы) и их близких. Что ж, с этой задачей Гас Ван Сент безусловно справился.
Нет, мне и на секунду не показалось, что
"Milk" это излишне затянутое псевдодокументальное кино. А именно в эту ловушку иногда попадают режиссеры. Фильм смотрится на одном дыхании. И несмотря на нарочито культивируемую "документальность" половины кадров, это безусловно художественное произведение. И произведение очень цельное. Не уверена, что могу назвать его лучшим фильмом Гаса, да и словом "гениальный" бросаться не стану. Но это замечательная картина - мастерски снятая и великолепно сыгранная. И да, повторю еще раз, Шон Пенн сыграл в ней свою лучшую роль.
Это просто невероятно, что он творил. Все эти жесты, мелкая мимика лица и руки-руки-руки (вот уж где по полной программе эксплуатировали красоту пенновских кистей рук). Ну и улыбка, конечно. Я думаю, каждый из вас после просмотра повторит вслед за
call_me_mary, что Шон Пенн за всю свою актерскую карьеру столько не улыбался. И это было гениально. Без всяких оговорок, высший актерский пилотаж. И я очень надеюсь, что судьба и "Золотого Глобуса" и "Оскара" за лучшую мужскую роль в этом году предрешена.
Так кем же был Харви Милк? Обычным американским парнем - типичным мальчишкой из соседнего двора, с до боли типичной биографией. Школа, колледж, армия, работа учителем, свой фотомагазин. Гомосексуализм. Угу, тот самый камень преткновения, который делает из соседа напротив изгоя, человека второго сорта. И Харви не собирался с этим бороться, он просто жил. Пока в 40 лет не решил что-то изменить.
Он пошел в политику не из-за амбиций и жажды власти. Он просто знал, что принадлежит к тому самому меньшинству, которому приходится бороться за то, что другим дано по факту рождения, - за право просто жить. Этот выбор ему многого стоил. Его оставил любимый человек, потому что не выдержал этой гонки и постоянного напряжения. А потом покончил с собой хоть и нелюбимый, но тот, с кем было в какой-то момент тепло и неодиноко. А потом ему это стоило жизни.
Да, это была ненапрасная смерть. Этот человек сделал историю. Надеюсь, что каждый американский учитель-гей, стоя у школьной доски с мелом в руках, вспоминает, благодаря кому у него есть эта работа. Нам сейчас кажется дикой лоббируемая в 78-м году "высокоморальным" большинством поправка о том, что геи не должны преподавать в учебных заведениях, правда? А тогда принятие это поправки стало почти реальностью. И остановил эту безумную машину простой фотограф с улицы Кастро, обычный парень Харви Милк. Это ему звонили со всей страны мальчики на грани самоубийства, которых пытались лечить сердобольные родители. Это он повел за собой первый в Сан-Франциско марш за права сексуальных меньшинств. Это он записал на пленку горькие слова, которые я вынесла в качестве эпиграфа к этому посту. Это он, Харви Милк, хотел, чтобы все имели право на счастливую жизнь.
Почему-то после просмотра этого фильма у меня упорно крутятся в голове почти забытые слова из старой песни группы "Чайф". "Поплачь о нем, пока он живой. Люби его, таким, какой он есть", ага.
Идите и смотрите фильм. Пусть вам будет больно и стыдно. И страшно. Но это наше с вами недавнее прошлое, о нем нельзя забывать. И прежде, чем спросить в следующий раз, ради чего эти странные люди выходят на улицы, а не сидят по своим "шкафам", вспомните 6-ю поправку, статистику самоубийств среди подростков-гомосексуалов, смертную казнь за гомосексуализм в ряде стран, невозможность быть с любимыми людьми во время тяжелой болезни в больнице. Вспомните, пожалуйста. И поддержите их сейчас. Потому что отрубив голову, по волосам не плачут.
Вот так как-то...
Click to view
Кросспост в
ru_antidogma