Не побоюсь признаться: творческий учитель = ленивый учитель.
Я решаю забацать что-нибудь этакое ровно в тот момент, когда мне становится лень/тошно/некогда придумывать какие-то умные планы, в которых каждый пункт и каждое действие должны приближать к достижению учебной задачи. Вместо этого я достаю колоду специальных карт или карточек, расчерченный лист бумаги и игральные кости, придумываю какие-нибудь безумные шарады, заставляю с закрытыми глазами обходить препятствия, раздаю фломастеры и краски.
В большинстве случаев я действительно не знаю, достигаем ли мы какой-то ещё цели, кроме моей главной: легко и весело провести занятие, так, чтобы и волки сыты, и овцы целы. А если точнее, одна овца, которая уже мечтает о том, чтобы бежать домой и пить чай.
На последнее, "хэллоуинское", занятие в четверти мне нужно было простое решение, которое было бы универсальным для разных групп, не требовало бы серьёзной подготовки и не создавало бы проблем с дисциплиной.
Гигантская настольная игра с разными заданиями - круто! Но сколько времени надо убить для хорошего проекта?
Активные игры с заматыванием мумий и отгрызанием яблок - весело! Но волки взбесятся же и разнесут буквально всё.
А что если не ходить далеко и не совершать подвигов, а логически продолжить то, чем я занимаюсь уже некоторое время? Устроить коллективный рисовальный флешмоб, коллективный коллаж?
И весело, и активно, и красиво, и волки сидят, не носятся.
Итак, приступим.
1. Запаситесь необходимыми материалами.
Это, прежде всего, ватман. Или хотя бы половина. Группе из 6-7 человек будет, где развернуться.
Простые карандаши. Яркие фломастеры и маркеры. Цветная бумага. Ножницы и клей - в нескольких экземплярах.
Вырезки (у меня был только каталог IKEA) и распечатанные рисунки.
Акварельные краски для быстрого заполнения фона.
Акрил, чтобы можно было закрасить лишние детали на вырезках (например, цены в каталоге) и допущенные ошибки, из-за которых дети будут переживать.
Контейнеры для воды, кисти и обязательно побольше газет и тряпок, чтобы потом не устраивать ещё и совместное мытьё класса! Один-два пакета для мусора тоже пригодятся.
2. Создайте настроение.
Для этого мне хватило восьми пластиковых стаканчиков, нескольких конфет и полпачки вишнёвого сока.
Раздайте стаканчики с красной жидкостью на донышке всем участникам, не признаваясь, что там, но намекая, что напиток не простой, а "хэллоуинский" (яд? кровь? вино? - они додумают сами). Пусть каждый поднимет тост за любимого персонажа (Графа Дракулу, зомби, черную кошку). А теперь чокнемся, осушим стаканчик и заедим конфетой.
Поставьте диск с заранее подготовленным плейлистом или просто воспользуйтесь одним из "halloween playlists" с ютуба.
3. Распределите задачи и ответственность.
Кто будет вырезать? Кто - раскрашивать? Кто - заниматься фоном? Кто - ответственный за чистую воду для красок? Кто подбирает вырезки? Кто приклеивает?
Узнайте, кто чем хочется заниматься, и сначала распределите сложные и ответственные (нарисовать замок или дом с привидениями на ватмане, детали, сделать надписи), а с раскрашиванием готовых картинок и вырезанием справится любой.
Также вам нужен человек, которому творцы будут вручать растущие горы огрызков и обрезков. Таким человеком, скорее всего, будете вы сами, с пакетом для мусора наперевес. Профессию уборщика не жалуют, так что если это будет кто-то из группы, ждите хи-хи и ха-ха до самого конца занятия.
4. Следите и перераспределяйте. Доставайте кроликов из шляпы.
Если кому-то становится нечем заняться - он найдёт себе занятие, будьте уверены. Будет красить себе и другим лицо, выключать свет в классе, танцевать брейк.
Кто уже дорисовал - пусть режет. Кто довырезал - рисует.
Если основные задачи совсем закончились, трое человек доклеивают вырезки, но трое при этом сидят без дела, лёгким движением руки извлеките из своей папки какие-нибудь ребусы, кроссворды и паззлы, которые смогут направить нерастраченную энергию в конструктивное русло.
5. Меньше рисования!
Вырезать, скомпоновать, приклеить - это уже масса работы. Рисования в процессе работы должно быть минимум, иначе вы просто в нём завязнете. Фон, пара нарисованных деталей - и хватит. Готовый контур можно даже для надписей найти.
Пусть лучше будут чёрно-белые картинки для раскрашивания. Обязательно запаситесь несколькими тыквами, которым можно нарисовать страшные или весёлые рожи.
6. Помогайте словом, но не делом.
Вы можете подкинуть идею, как сделать что-то быстрее, интереснее, лучше. Вы можете взять кисть, чтобы показать, как закрасить акриловой краской ценник на кресле в гостиной. Но не держите кисть в руках дольше минуты. Это работа ваших студентов. Они же и должны решать, где что будет находиться, куда что клеить. Можно показать несколько образцов для вдохновения перед началом, но не более. Если им что-то тяжело придумать сходу, задавайте наводящие вопросы: "Сколько этажей будет у дома?", "Что будет в подвале?", "Что мы сделаем вокруг дома?"
7. Смотрите на часы.
На хороший коллаж нужен минимум час, лучше полтора. Подготовьте много деталей и вариантов, но установите временные рамки: сейчас мы подбираем картинки и раскрашиваем. Ко стольки-то должен быть готов фон, потом мы начинаем клеить то, что есть.
Начинайте собирать материалы и инструменты за 10-15 минут до конца занятия. Если что-то уже не используется - приберите. Вылейте воду. Просите помочь тех, кому нечем заняться. Фломастеры - не мусор, так что они с удовольствием помогут.
8. Хвалите.
Кто-то нарисовал особенно страшную мордаху тыкве? Хвалите!
Без напоминаний выбросил мусор? Хвалите!
Оказалось, что вон тот мальчик, который потише и поскромнее остальных, шикарно раскрасил буквы для надписи? Хвалите громче!
9. Увековечьте имена художников.
Пусть это будет не работа "Группы 123Б", а коллаж, над которым трудились шесть или семь разных, интересных ребят. Они и так знают, что работали вместе, помогали друг другу, смеялись и кидались карандашами.
В углу плаката каждый с удовольствием поставит свою подпись.
А теперь обязательно повесьте коллаж на стену или на доску.
И не забудьте сфотографировать процесс и результат.