3 марта 2015 года в подмосковном наукограде Королеве было официально поставлено на государственную охрану самое старое здание города - дом Стройбюро. В здании сохранились уникальные образцы раннесоветской монументальной живописи - фрески художника Маслова. В России осталось всего несколько подобных полотен. Работ Маслова нет больше нигде.
А 8 марта дом Стройбюро был снесен.
Под охраной оцепления из людей в черных куртках без опознавательных знаков бульдозер уничтожал охраняемый государством памятник. Уничтожение длилось более суток.
Градозащитники и местные жители пытались спасти уникальное здание. В их адрес сыпались угрозы. С криками «Аллах Акбар!» люди в черных куртках заявляли, что они сейчас начнут стрелять; что градозащитников следует облить бензином и поджечь. Один из охранявших снос продемонстрировал пистолет.
Когда градозащитники прорвались за ворота и остановили экскаватор, охранники выволокли их на улицу, выламывая руки, в том числе женщинам. Одного из градозащитников избили.
Местные жители десятки раз вызывали полицию. Полицейские города Королева приезжали, разворачивались и уезжали. Иногда - молча наблюдалиа за происходящим. Они не предприняли ни одной попытки ни остановить уничтожение объекта культурного наследия (преступление, квалифицируемое по 243 статье Уголовного кодекса), ни арестовать экскаваторщика - непосредственного исполнителя преступления, ни задержать людей, избивших градозащитников. Прокуратура города Королева интереса к происходящему не проявляла. Министерство культуры Московской области заявило, что оно, может быть, что-нибудь сделает во вторник.
Даже на фоне строительного беспредела, творящегося последние годы в Подмосковье, снос официально охраняемого памятника, одного из самых известных в Подмосковье, длящийся много часов, под охраной людей, поведением больше всего напоминающих боевиков ИГИЛ, при полном бездействии полиции, получившей десятки сообщений о преступлении - случай беспрецедентный.
Беспрецедентный он еще и тем, что у сноса нет явного бенефициария. Да, раньше на территорию дома Стройбюро претендовал застройщик - но ему уже давно дали другую площадку, дом Стройбюро был законсервирован за бюджетный счет, его планировали отреставрировать и отдать под общественный центр.
Единственная причина сноса, которая приходит в голову - это приезд 10 марта в Королев Дмитрия Медведева. Есть предположение, что глава Королева Александр Ходырев испугался неудобных вопросов, которые мог задать Медведев, увидев «развалины», и отдал приказ о его сносе. Ранее Ходырев неоднократно заявлял о намерении снести дом Стройбюро. По неподтвержденной информации, на губернаторском форуме 4 марта один из представителей администрации заявил, что Дом будет снесен до фундамента.
То есть наиболее вероятной причиной сноса самого старого здания города, охраняемого государством памятника с фресками, которых нет больше нигде в мире, представляется решение мелкого чиновника-самодура, считающего, что его мнение важнее требований закона, его казарменные представления о порядке - важнее права граждан России, наших детей и внуков на сохранение культурного наследия; бездействие полиции, которая обязана служить гражданам и закону - а вместо этого, за деньги граждан, находится на побегушках у мелкого самодура.
Независимо от того, был ли уникальных памятник уничтожен по приказу Ходырева, при его молчаливом согласии или при его неведении, очевидно, что Ходырев не способен выполнять свои обязаности по обеспечению соблюдения закона в городе, главой которого он является. Столь же очевидно, что со своими обязанностями не справляется глава полиции Королева. О министре культуры Московской области не стоит даже говорить.
Все эти люди должны немедленно уйти в отставку.
Уничтожение объекта культурного наследия - это преступление, квалифицируемое по 243 статье Уголовного кодекса. Градозащитное сообщество трубует тщательного расследования и привлечения к ответственности за действия и бездействие, которые привели к потере дома Стройбюро:
- сотрудников Министерства культуры Московской области,
- сотрудников полиции города Королева и Московской области.