Доходный дом М.Н. Миансаровой- шедевр архитектуры России начала XX века, Сухаревская площадь, 12

Oct 12, 2019 14:11





Изумрудный дом в неорусском стиле с элементами модерна на Садовом кольце привлекает внимание ярким, запоминающимся обликом. Доходный дом М.Н. Миансаровой-Гутмана (Дом с изразцами) постройки 1908-1912 годов имеет более чем вековую историю.



В XVIII веке на этом месте площадью 2,5 гектара располагался Полковой артиллерийский двор, где большой пруд окружали несколько деревянных строений, в которых помещались канцелярия, правление, амбары, лазарет и прочие учреждения. Здесь же находилось одно из первых московских учебных заведений - артиллерийская школа, образованная в 1701 году.

Сквер перед домом Миасаровой. Справа на фото стелла - в память Сухаревой башни с надписью "На этой площади находилась Сухарева башня в которой с 1701 по 1715 год размещались навигацкие классы - первое светское учебное заведение готовившее кадры для российского флота и государства".





В 1851 году этот обширный участок земли в Сретенской части, на котором был выстроен дом, приобрел купец 1-й гильдии, банкир, действительный статский советник Иван Степанович Ананов (1811-1888) - крупнейший московский домовладелец и один из богатейших людей России конца XIX века. В 1887 году его именем был назван расположенный неподалеку Ананьевский переулок. На средства Ивана Степановича он был замощен и освещен фонарями.



Земли под строительство перешли дочерям И.С. Ананова. Одна из них, Елена Ивановна, была замужем за адвокатом Аршаком Месроповичем Миансаровым. В 1908 году Елена Миансарова, дочь Ананова, приступает к строительству доходного дома в стиле модерн.
Для постройки здания Миансарова пригласила архитектора Сергея Родионова, известного по прекраснейшему зданию Константинопольского патриаршего подворья в Крапивенском переулке.
К 1912 по   доходный дом   был построен. Чаще его называют "Дом  для обувного торговца Гутмана и дочери "банкира" М.Н. Миансаровой". Доподлинно неизвестно происхождение официального названия дома.

Здание  сразу прозвали «Домом с изразцами», так как оно было  таким нарядным! На нижнем этаже располагались магазины, на верхних - комфортабельные квартиры.

Архитектура

В конце девятнадцатого началеХХ векв в России возникает мода на древнерусский архитектурный стиль. В основном,  в новой  стилистике строились  величественные соборы и государственные  здания,   но встречались и обычные домовладельцы,  стремившиеся следовать современном архитектурным тенденциям.    Доходный дом на Сухаревке для дочери банкира Миансарова был построен в 1912 году известным архитектором Сергеем Родионовым.  Здание стало прекрасным образцом  смешения модерна и древнерусского стиля.  Примером для этого направления служил  яркий праздничный храм Василия Блаженного.





Фото отсюда "Купола собора Василия Блаженного" https://vladimirtan.livejournal.com/45059.html

Использование цветной керамики,  оригинальных архитектурных элементов,   множества деталей в декоре - вот основные черты русского стиля. Архитектор  обращается к русской архитектуре XVI-XVII веков - храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге,  здание Исторического музея в Москве - вот лишь некоторые примеры подобных построек.









Здание на Сухаревке отличается четко  выделенными вертикальными линиями,  визуальным делением крыши на отдельные элементы. Все это придает дому стройный  легкий и современный облик,  при этом сохраняются характерные особенности  русского стиля  и его яркий колорит .

Фасады отделаны  цветной керамикой.  Изразцовые вставки в облицовке кокошников, керамическая плитка для фасадов были  изготовлены заводом в Абрамцево и мастерской Петра Ваулина «Кикерино».



Панно с коронованными птицами, напоминающими фазанов.






Несколько слов о доме

Пятиэтажный доходный дом Миансаровой стоит на углу Большой Сухаревской площади и Панкратьевского переулка. Фасад, выходящий на Садовое кольцо, симметричен, насчитывает восемь оконных осей.



Фасад на Панкратьевский переулок - намного длиннее (в шестнадцать просветов) и ассиметричен, визуально разбивается на четыре части - левую, в шесть просветов, с укрупненными окнами первого и второго этажей, центральную, в два просвета, с центральным подъездом и увенчанную «кокошником», правую, в шесть просветов, и угловую, в два просвета, с башенкой.















Крыша представлена двускатным и бочкообразным объёмами, которые характерны для древнерусской архитектуры.





.
Здание привлекает внимание, прежде всего, контрастным сочетанием белого кирпича и густо-зеленой майолики, заполняющей промежутки между пилястрами на третьем и четвертом этажах, а также использованной в наличниках окон первого и второго этажа, в завершении пятого этажа и на угловой башенке.



Вертикальное членение фасада пилястрами визуально подчеркивает его высоту. В оформлении также использовано множество полихромной керамической плитки,  что заставляет вспомнить такой выдающийся образец русской архитектуры XVII века, как теремок на Крутицком Патриаршем Подворье.



Первый этаж оформлен достаточно скромно, окна в части, выходящей на Садовое и в левой части фасада на Панкратьевский - витринные, крупного размера и оставляют мало места для архитектурных изысков. Только маленькое прямоугольное окошко в угловой части с башенкой окружено парами пузатых зеленых керамических полуколонн и рядом изразцов с растительными мотивами.





Второй этаж отделан немного пышней, окна в торговой части - сдвоенные. Окна третьего этажа увенчаны кокошниками - снова очень характерная деталь для старой русской архитектуры. Окна четвертого этажа обрамлены тонкими цветными полуколоннами, которые опираются на миниатюрных сфинксов. Между четвертым и пятым этажом проходит полоса фриза из разноцветных плиток. На фасаде под самой крышей со стороны Садового кольца расположено панно с коронованными птицами, напоминающими фазанов.













Насколько можно судить по немногочисленным исторически фотографиям, внешний вид доходного дома Миансаровой со времен постройки не претерпел существенных изменений, можно отметить лишь изменение окошек мансарды в треугольной крыше, ранее их было два, а не одно, как сейчас, и выглядели они несколько иначе.



Москва Сухаревская площадь. 1923 г.



1934-1935 Сухаревская площадь

Сергей Константинович Родионов

Сергей Константинович Родионов (1859-1925) - русский и советский архитектор, реставратор, преподаватель и общественный деятель. Один из мастеров московского модерна, эклектики и церковной архитектуры. Автор планировочного и архитектурного решения Новодевичьего кладбища в Москве.

Родионов С.К.Талантливый архитектор подаривший нам это чудесное здание


Родился во Владимире в семье потомственного дворянина. Окончил в 1883 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и Большой серебряной медалью. Позже продолжил обучение в Императорской Академии художеств.
Но более чем к живописи его влекло к архитектуре. Сначала он поработал в провинции: с 1885 по 1889 год был городским архитектором Клина, потом вернулся в Москву.

Он строил дома, церкви и серьезно занимался вопросами изучения, сохранения и реставрации архитектурных памятников. Состоял членом Комитета по реставрации Успенского собора в Кремле, участвовал в реставрации Новодевичьего монастыря.



Константинопольское патриаршее подворье - комплекс зданий в Москве, расположенных в Крапивенском переулке. Возведены в 1887-1892 годах по проекту архитектора Сергея Родионова для организации подворья Вселенской патриархии

В 1916 году Родионов стал председателем Русско-Славянского союза. Преподавал на Московских строительных курсах, читал курс строительного искусства. После Октябрьской революции С.К. Родионов заведовал музеем Нескучного сада, был архитектором по охране памятников старины и членом строительной комиссии Наркомпроса. Производил работы по реставрации Китайгородской стены.
С.К. Родионов был женат на княжне С.Н. Шаховской, поэтому вхож в самые верхние слои света и пользовался везде и всегда заслуженным уважением. Владел собственным доходным домом в Борисоглебском переулке и поместьем в Дмитровском уезде.
Скончался в Москве в 1925 году. Похоронен в Новодевичьем монастыре.

доходные дома, Московский модерн, Россия, XX в., модерн, Москва

Previous post Next post
Up