Русские крепости - одна из самых любимых целей моих путешествий. Какие бы они ни были, они всегда интересны и красивы, будь то просто крепости, внешние крепостные стены городов, или укрепленные монастыри. В маленьких провинциальных городах России их сохранилось довольно много, потому что города не снесли их, расширяя зону застройки. И находятся они часто в стороне от оживленных дорог, поэтому большинству россиян остаются плохо известными. Вот и путешествуем мы по России, выезжая на выходные из Петербурга, изучаем, а потом другим рассказываем.
Идея посетить три монастыря-крепости на севере Подмосковья у меня возникла давно, месяца три назад, когда я обнаружил, что три старинных города - Волоколамск, Звенигород и Истра - расположены относительно недалеко друг от друга, а вместе с ними - и три крепости-монастыря. Собрался с силами, провел агитацию среди путешественников, набрал группу, и собрались мы в путь. Первым на нашем пути был Иосиф-Волоцкий монастырь, что стоит недалеко от Волоколамска, и первая часть моего рассказа будет посвящена именно ему
Итак, мы выехали из Петербурга в 23.00. Ехали не спеша, с тремя остановками на заправках, и в селе Теряево оказались около 10 утра. Именно здесь расположен этот монастырь-крепость, в 20 километрах от города Волоколамска.
Погода была совершенно ужасной - холод, ледяной ветер, временами кидающий снег в лицо. Но раз приехали, надо идти и осматривать исторический памятник. По традиции, начинаем обход крепостных стен снаружи. Перед нами первая из башен. Башни внушительные, не декоративные
Идем дальше. Смотрим следующую башню
Монастырь был основан в 1479 году. Первоначально подчинялся Новгородской епархии. Но в те годы Новгород стремительно терял свой статус - московский князь Иван Третий провел против него военный завоевательный поход, казнил боярскую верхушку, лишил независимости республику. Все это быстро понял Иосиф, и когда сын Ивана Третьего Василий уже замахнулся и на Псковскую республику, и стало ясно, что Москва - это новый центр силы, Иосиф Волоцкий предал свою епархию, и попросил принять его с монастырем в московскую. Однако иначе и быть не могло: Москве нужна была сильная крепость на границах, тем более что тут рядом начиналась территория Литовского княжества. Сам Иосиф так захотел, или ему намекнули, чтоб его монастырь подчинился Москве, став ее по сути военной базой - уже не известно, но у Москвы появилась еще одна пограничная крепость, в дополнение к тем крепостям-монастырям, что настроили до этого ученики Сергия Радонежского
Иосиф-Волоцкий монастырь - место крайне мрачное, как и его основатель. Святой Иосиф Волоцкий,, основатель монастыря, был организатором первых массовых репрессий в России, первых преследований инакомыслящих. По сути, это был глава нашего варианта инквизиции, причем пожестче, чем было во многих странах Европы. Он мог бы вполне соперничать с испанским Торквемадой, жившим примерно в те же годы. У нас принято его почитать за то, что он "помог избежать раскола в православии". Ну как помог, при этом не уточняют, а методы были самыми зверскими - кого-то сжигали на костре, кого-то пытали или морили голодом до смерти, в самом гуманном случае - запирали в башне того самого монастыря, который он основал, и держали там долгие годы.
В основном его противники были такие же православные, расходившиеся с ним по принципиальному вопросу: они считали, что церковь не должна давать деньги в долг под проценты, чем занимался Иосиф Волоцкий, а также считали, что монахи должны жить скромно, обеспечивать себя своим трудом, а не накапливать богатства, как Иосиф Волоцкий и его сторонники, прозванные позже "иосифлянами". За такие естественые для христиана мысли люди становились смертельными врагами влиятельному игумену, и он начинал жесточайшее политическое преследование противников. Так оказались узниками его монастыря-крепости Вассиан Косой, вольнодумец княжеского происхождения, посмевший возражать против хапужничества и ростовщичества иосифлян (был заточен в башне и доведен истязаниями до смерти), Максим Грек, греческий публицист, критиковавший нравы русских монахов, и многие другие.
Как это ни смешно, Иосиф Волоцкий во времена Ивана Грозного, еще одного мучителя, был канонизирован (нашел себе Иван Грозный родственную душу среди православных деятелей!), а при патриархе Кирилле в 2009 году - стал почитаться как покровитель предпринимателей. Палач и барыга - дважды уважаемый человек в русском православии.
Монастырь был и крепостью, и местом заточения узников
Возле стены нас облаяла стая местных собачек, большинство из которых были щенки, а остальные - жалкие дворняги, которые сами нас боялись, но им надо было погавкать, чтоб заработать у хозяина корм. Одна из них спозировала мне на фоне башни крепости. Когда мы пошли в их сторону, они расступились и ушли.
Башни монастыря не только очень мощные, но и представляют собой произведение искусства.
Дальше стена монастыря выгибается по форме пруда. Значит, пруд такой же древний, как и эти стены. Возможно, раньше тут было озеро или река, а прудом все это стало позже. Иначе трудно понять, почему было не выровнять местность, засыпав часть пруда, чтоб стена была прямой
В Смутное время крепость выдержала несколько штурмов польских войск. Во время одного из них полякам все же удалось на короткое время занять крепость, но после они были выбиты русско-шведским войском, которое под командованием полководцев Скопина-Шуйского и Делагарди очень успешно очищало Россию от поляков - до тех пор, пока царь Василий Шуйский не обманул шведов с жалованьем за службу, а Скопин-Шуйский не был им отравлен. Но в тот момент никто еще об этом не знал, поляки были повержены, а монастырю в честь того события подарили пушки, которые мы потом увидим внутри
А потом произошло событие, которое еще больше бросило тень на историю этого места. Бездарный царь Василий Шуйский был свергнут боярами, которые были в ужасе от наступающих толп войска Лжедмитрия Второго. Они предпочли договориться с поляками, которые были союзниками Лжедмитрия, так как уж лучше поляки, чем войска из разбойников, всякой голытьбы, агрессивного простонародья. По сути, Москва объявила войну своему же народу, призвав на помощь иностранцев. Бояр можно понять - крестьянско-казачья орда творила много ужасов, но и поляки сюда пришли худшего сорта - тоже искатели приключений, грабители, мародеры, всякий сброд. Семибоярщина надеялась, что править Россией будет приглашенный из Польши королевич Владислав. А с ним уже придет нормальное польское войско - и наведет порядок, выгнав и польские отряды разных полевых командиров, и крестьянские банды. Василий Шуйский был отправлен в заточение в этот же самый монастырь, который только что сражался под его знаменами
Заставить царя уйти от власти можно было двумя способами. Убить, как сделали Шуйские, и другие бояре, с Федором Годуновым и Лжедмитрием Первым, которых они предали. Или постричь в монахи, что выглядело снаружи более пристойно. Шуйского насильно сделали монахом, хотя он кричал и сопротивлялся. И монах оказался в монастыре в качестве узника, но официально - был частью братии
А когда появились поляки, другие монахи взяли - и выдали им Шуйского, переодев в мирские одежды. Типа, не брат он нам.
В польском плену Василий Шуйский и его брат Дмитрий быстро умерли, скорее всего они были отравлены. Печально, что монастырь стал одним из участников тех кровавых и жутких событий, ввязавшись в политическую игру гражданской войны
Недалеко от входа в монастырь памятный камень в честь 200-летия победы над Наполеоном
Входим внутрь монастыря через надвратную церковь
Здесь много табличек с информацией об архитектурных памятниках монастыря, в том числе и об этой церкви
Похожие есть много где, например в Валдайском монастыре. Такая церковь одновременно являлась и башней крепости, защищавшей ворота
У входа стоит ледяная скульптура
Интересное дерево здесь растет: листва с него не опадает!
Видна вдали мощная крепостная стена
Успенский собор, 1682 года постройки
В то время соборы часто строили в таком стиле
Трапезная 1504 года постройки - самое древнее строение монастыря. Это здание помнит самого Иосифа Волоцкого
Она же издалека
Вид с другой стороны
И еще с одной стороны
Те самые пушки, установленные тут в память о победе над поляками
Крепостная стена. Одна из наших путешественниц на нее залезла и погуляла, но я к сожалению в это время ел вкусные булочки в местном кафе (но они и правда очень вкусные, меня можно понять!)
Стены весьма надежные и мощные. После ужасов Смутного времени все монастыри укреплялись по полной программе. Тем более, что они были тогда сосредоточением богатств, центрами экономической жизни
Одна из башен
Самая мощная башня крепости называется Германова. Когда-то в ней были ворота, через которые заезжали в крепость. Поэтому она и построена такой мощной - чтоб защищать вход.
Пишут, что в ней часто содержали политических узников
Территория монастыря-крепости довольно большая. Под защитой крепостных стен были не только церкви и монахи, но и их огороды, хозяйственные и жилые строения
Братский корпус, построенный в 1915 году, незадолго до революции, которая надолго уничтожила духовную жизнь в России
Один из монахов (или монахинь) монастыря недоволен, что я пришел в обитель без сосиски.
Но другой (или другая?) согласен мурлыкать и бесплатно
В Успенском соборе зимой открыт только нижний храм, верхний открывают лишь летом. Вход в нижний храм идет через эти арки
В туалете (он, кстати, бесплатный, в отличие от Новоиерусалимского монастыря) в каждом помещении наряженная елка. Вот эта страсть к красоте и облагораживанию пространства вокруг себя, даже в туалете, вызывает уважение!
У входа стоит памятник Иосифу Волоцкому. Началась метель, и сфотографировать его четко не удалось
Лично мне не по себе от того, что такие люди провозглашаются святыми.
Наше групповое фото у стен русской крепости. Несмотря на мрачную историю, это место очень красивое и интересное. И оно - памятник той суровой и жестокой эпохи, в которую возникло. И это образец умения русских мастеров строить красиво, мощно и надежно
Автор - Дмитрий Бородин.
Туристический клуб "Восемь Врат", ПетербургПрисоединяйтесь к нашим путешествиям!