Оригинал Начавшаяся в
прошлый раз экскурсия по Майсену продолжается. Сегодня мы начнём осматривать собор Св. Иоанна Евангелиста и Св. Доната из Ареццо - один из первых и прекраснейших образцов немецкой готики.
Собор начали строить в 1260 г. и в целом завершили в начале XV в. Как уже было сказано раньше, западные башни были сооружены лишь в начале XX в. По форме это типичная Hallenkirche (церковь зального типа) с тремя нефами одинаковой высоты. Изначальный план собора включал лишь один хор на востоке, как принято во Франции, однако в 1425 г. по велению курфюрста Фридриха Сварливого к западному фасаду была пристроена Княжеская капелла (Fürstenkapelle), в результате чего построенный незадолго до того и богато украшенный западный портал оказался внутри. Эту часть собора мы осмотрим в следующий раз.
Подходим к собору с запада. Вот Княжеская капелла снаружи.
Немного отвлечёмся на замковые постройки. Напоминаю, что в 2010 г., когда я был там, замок был закрыт на реставрацию.
Готический портал.
Над порталом гербы. Левый опознаётся как принадлежащий майсенскому епископу, правый я не опознал, а латинская надпись под ними как будто понять не помогает.
Барочный дом с гербами.
Вернёмся однако к собору. Южная стена с высокими окнами бокового нефа. Обратите внимание, что форма всех окон разная.
Вид на юго-восток. Видны боковой портал, необычная двухэтажная восьмиугольная капелла Св. Иоанна, узкий трансепт и самая старая башня собора - так называемая Горбатая башня (Höckriger Turm), построенная в XIV в.
Южный портал, традиционно посвящённый Деве Марии (начало XIV в.). К сожалению, свет падал не очень удачно.
Информацию о скульптурах я взял на
сайте о порталах и капителях в Германии. Слева Св. Иоанн Евангелист, Св. Екатерина и Св. Агнеса (с агнцем). Этим полезным ресурсом мы ещё воспользуемся при осмотре западного портала.
Справа Св. Варвара (с башней), Св. Маргарита (с драконом на поводочке) и Св. Донат - иными словами, по краям портала стоят патроны собора.
Статуя Девы Марии с Младенцем на вимперге (нем. Wimperg; так называется треугольное навершие портала).
Вид на запад с его башнями.
Южное крыло трансепта.
Войдём внутрь. Атмосфера зальной церкви совсем не такая, как у базилики с низкими боковыми нефами. Впрочем, нефы майсенского собора всего около 18 м. в высоту, что соответствует боковым нефам собора в Амьене.
Осмотрим первый этаж восьмиугольной капеллы, построенной в конце XIII в. и служащей своего рода вестибюлем собора. Вот её своды с позолоченным резным замком.
Капитель с черепом.
Скульптура ангела с кадилом.
Дева Мария с Младенцем. Лица обоих кажутся огорчёнными.
Иоанн Креститель.
Ещё одна капитель с двумя неясными животными, сцепившимися длинными шеями.
А тут некто отделился от капители и упёрся то ли лапой, то ли хвостом в стену.
Дата "1291".
Проход в неф с растительным орнаментом на карнизе.
Выйдя из восьмиугольной капеллы, видим летнер, отделяющий неф - место для мирян - от восточного хора, где во время службы могли находиться лишь клирики и князья. Эта часть собора самая старая.
Вид на запад. Обратите внимание на эмпоры над западным порталом.
Ренессансная кафедра XVI в. Деревянный пюпитр также представялет интерес, но я не уверен, что осмотрел и сфотографировал его.
Перед летнером находится большой алтарь первой половины XVI в., созданный в мастерской Кранаха. К сожалению, я не догадался сфотографировать его по частям, впрочем, не могу сказать, чтобы он был каким-то особо выдающимся. Распятие и канделябры на алтаре сделаны в XVIII в. из местного фарфора.
Одна из скульптур на летнере: епископ, держащий за руку ребёнка. Под ними - консоль в виде красивого женского бюста.
Маскарон там же.
Более общий вид с алтарём.
Своды с розовыми нервюрами и распятие над летнером, датировку которого мне выяснить не удалось.
Боковая часть летнера в северном крыле трансепта.
Вид бокового нефа на запад.
Капитель с полустёртой львиной мордой. Котик не страшный, а скорее грустный.
Войдём теперь в восточный хор, представляющий собою, как нередко в Германии, фактически отдельную капеллу.
Четыре большие скульптуры в восточном хоре были выполнены в знаменитой наумбургской мастерской и имеют несомненные черты сходства с хрестоматийными
скульптурами из Наумбурга. Патроны собора.
Совершенно великолепны изображения донаторов первого майсенского собора - императора Оттона I и его жены Адальгейды Бургундской, живших в X в.
Красавица Адальгейда.
Красавец Оттон.
Нидерландский главный алтарь начала XVI в., изображающий поклонение волхвов.
Главное окно с витражом, возможно, средневековым. Опять же, более крупных фотографий у меня нет.
Боковое окно с чисто орнаментальным витражом и украшения под ними.
Скамьи 1520-х годов. Кажется, ничего феноменального они из себя не представляли.
Ещё одно окно.
Барочные скульптуры музыкантов в ризнице. Царь Давид с арфой.
Ангел с трубой.
Выходим из хора.
На сегодня всё. Продолжение следует, в соборе ещё много прекрасного. Правда, будет это продолжение, видимо, не через неделю, а через две, поскольку я буду в отъезде.