Оригинал взят у
trof_av в
Церковь Сурб Саркис и хачкары (XIV в.), 2 часть
Продолжаю о старейшем армянском храме Феодосии - церкви Сурб Саркис (Cвятого Сергия). Храм построен армянскими жителями средневековой Кафы в 1330 году, неоднократно перестраивался и ремонтировался. В 1888 году активное участие в восстановлении храма принял художник-маринист И.С.Айвазовский, здесь же он и похоронен. В стены и полы церкви вмуровано большое количество хачкар, а в кладке использованы средневековые надгробия. Долгое время Сурб Саркис исполняла роль лапидария, некоторые армянские надгробия хранятся здесь и сейчас (например ихвестного миниатюриста XVII в. Никогоса Цахкарара) . Ниже впервые в интернете наиболее полный каталог хачкар и надгробий церкви с кратким описанием и переводом надписей, при описании использованы работы Е.Айбабиной. UPD-2 (обновляется).
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 09.2017г.
Начало:
Внешний вид церкви Сурб Саркис, церковный дворик, портал со звонницей, гробница Айвазовского, средневековые надгробия во дворе и хачкары 1. Схема церкви Сурб Саркис (Cвятого Сергия). Центральная часть в плане прямоугольная, с тремя полукруглыми апсидами, перекрыта полуциркульным сводом на подпружных арках. Алтарь ориентирован на восток. С западной стороны соединяется широкой аркой с прямоугольным в плане притвором с перекрытием в виде полуциркульного свода. (Притвор - пристройка перед входом в храм). Помещение, прилегающее к центральной части с севера, состоит из двух частей: меньшей квадратной и большей трапециевидной
2. Трапецевидное помещение, через которое осуществляется вход в церковь
3. Видны многочисленные хачкары, вмурованные в стену
4.
5. Маленькое квадратное помещение
6. Ниша купели (?) в квадратном помещении
7. Хачкар XVIII в. и армянское надгробие XVIII в., вмурованные в стену. На надгробии изображены букеты с гвоздиками и другими цветами
8.
9. Хачкары XIV-XVI вв.
10. Хачкары XIV-XVI вв.
11. Хачкары
12.
13. Притвор с западной стороны, видны многочисленные хачкары
14. Хачкар 1692 г. По бокам изображены кипарисы, розетки с шестиконечной звездой, симметричные изображения гвоздик и тюльпанов. Надпись: "Упомяни святой крест душу Айтина сына Аксента и этот невинно был убит разбойниками в 1141 (1692 г.)"
15. Хачкар и резная икона с изображением Богоматери с младенцем Христом и надписью 1487 г.
16.
17. Хачкар с изображением херувимов,посвящен известному художнику-миниатюристу Никогосу Цахкарару (ум. 1693 г.), 1698 г. Надпись: "Воздвигнуто Святое знамение в лето 1147 (1698 г.) в память вадыки Никогоса - художника и благодатного священника, руками плодотворного Аветика, по просьбе Ханипике, да наградит бог ее жизнью, удостоит царства (небесного)". На территории церкви хранится и надгробие Никогоса, но пока я его не идентифицировал
18. Центральная часть церкви Сурб Саркис (Cвятого Сергия), алтарь и апсиды
19.
20. Хачкар 1429 г. Надпись: "Святые божественные знамения, благословите Никогоса, сына священника Саака. Лета 878 (1429 г.)". Плетеный мотив в виде узла у основания креста встречается в XIV-XVII веках
21.
22. Притвор
23. Хачкар, 1702 г. По сторонам креста четыре розетки с аббревиатурами слов "Господь Бог Иисус Христос", внизу букеты гвоздик, изображение окаймляют кипарисы. Декор аналогичен хачкару на фото 14. Е.Айбабина считает, что оба изготовлены в одной мастерской, а хачкар 14 служил образцом. Надпись: "Воздвигнуто святое знамение в благословение брата Симеона Магдеси Хачатура и супруги своей Магдеси Ханипике детей Минаса Мартироса лета 1151 (1702 г.)"
24. Внизу хачкар XVII-XVIII вв.
25.
26. Надгробная плита, аналогичная хранящимся в
лапидарии Музея древностей Феодосии. Перевода надписи я не нашел, но предполагаю, что надгробие конца XVII-начала XVIII вв. Подробный разбор таких надгробий
здесь и
здесь. UPD: Оказалось, что это надгробие до недавнего времени было вмуровано в стенку алтарного возвышения
27. Еще одно надгробие
28.
29. Хачкар 1451 г. Использован растительный рисунок, в основе которого лежит вьющийся побег с виноградными кистями. Такой использовался в резьбе по камню и дереву в XVI-XVII вв. Кафы. Надпись: "Святые знамения, благословите господина Хутлубея и супругу Азис Мелик и отца господина Сарупея и Лазаря и мать Азис и бабушку Шнофор и брата господина Саргиса и Григора, матушку. Лета 900 (1451 г.)"
30.
31.
32.
33.
34. Алтарная часть и апсиды
35. Ниша в северной части - крестильная купель
36. Еще старинное армянское надгробие, по стилистике немного отичается от других подобных. Судя по внешнему виду, возможно была вмурована так же как и плита с 26 фото
37. Фрески на сводах, видны следы фресок XVII века
Использованная литература: Е.Айбабина. Декоративная каменная резьба Каффы XIV-XVIII веков, 2001 г.
Еще армянские церкви, хачкары и армянские надгробия:
Церковь Сурб Саркис и хачкары (XIV в.), 1 часть Древние надгробия у подножия храма Иоанна Предтечи, Кафа Лапидарий Феодосийского музея древностей, 2 часть Лапидарий Музея древностей Феодосии, 1 часть (фото 38)